Агрессия в школах: кто виноват? Мнение ярославских экспертов

Что сделать, чтобы предотвратить трагедию.

Агрессия в школах: кто виноват? Мнение ярославских экспертов

Пермь, Челябинск, Улан‑Удэ... Три страшных случая применения оружия против детей в школах произошли буквально один за другим. Снова на первый план вышли вопросы безопасности школьного образования и готовности общества делать выводы из случившегося.

Герои – варвары?

Сначала казалось, что ничего более жуткого, чем трагедия в Перми, когда четвероклассники в ужасе разбегались от ворвавшихся в их класс вооруженных ножами старшеклассников, придумать невозможно. Но потом в челябинской школе ученики устроили разборки на ножах, а в Улан‑Удэ испугавшийся двойки девятиклассник бросил в класс бутылки с зажигательной смесью и начал направо и налево махать топором, покалечив несколько детей, учительницу. И стало понятно, что, если мы не хотим повторения таких трагедий, не хотим опутывать школы колючей проволокой, делая их похожими на тюрьмы, нужно действовать.

– После серии печальных событий не случайно заговорили о провоцирующей насилие роли интернета. На мой взгляд, с опозданием было принято решение блокировать в социальных сетях группы почитателей потрясшего весь мир в 1999 году массового убийства в школе американского штата Колорадо, – считает победитель областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года­-2016», учитель русского языка и литературы Красноткацкой школы Алексей Бутусов.

По его мнению, аккаунтами, возводящими массовые расправы над детьми в культ, дело не должно ограничиваться. Давно пора навести порядок и применить к создателям экстремистских по сути сообществ такие же меры наказания, которые предусмотрены для администраторов интернет‑клубов самоубийц.

– В выпусках новостей, популярных ток‑шоу превалирует негатив, о преступлениях рассказывается куда чаще, чем о достижениях в области науки, культуры, искусства. Эмоции выплескиваются бурно – вплоть до рукоприкладства прямо на глазах зрителей. Образ умеющего себя держать в руках, волевого и сильного, защищающего слабых цивилизованного человека на большом экране и во многих сериалах уступил культу средневекового варвара, который расчищает себе дорогу к власти и богат­ству, круша все на своем пути. Стоит ли удивляться, что насаждаемое с экрана дикое и примитивное средневековье проявляет себя в человеческих взаимоотношениях, особенно в подростковом возрасте, когда еще сильна тяга к подражанию ложно принятым за героические образцам, – рассуждает Алексей Бутусов.

Сейчас все чаще звучат предложения увеличить представительство мужчин‑педагогов в школе, но, по мнению Алексея Владимировича, это не решит проблему, потому что профессия учителя вряд ли когда‑нибудь станет преимущественно мужской. Другое дело, что каждый педагог после случившегося должен задать себе вопрос: а что я могу сделать, если ко мне в класс ворвется агрессор? Как я смогу защитить своих учеников?

– Ужасно, конечно, что мы докатились до того, чтобы ставить такие вопросы. Но это необходимо, чтобы в критическую минуту не растеряться. У проблемы много аспектов – нравственных, финансовых, организационных. Но поговорить и забыть уже, видимо, не получится – ситуация этого не позволяет, – полагает Алексей Бутусов.

В поисках ценностей

По мнению известного ярославского психиатра Николая Кудрина, иррациональное насилие – бич многих достигших достаточно высокого уровня потребительского комфорта государств. Насилие в этом случае – не способ отнять у окружающих необходимые для выживания ресурсы, что характерно для бедных стран, а возможность получить извращенное удовольствие от причинения боли другим существам – животным или людям. В одних случаях это может свидетельствовать о психических отклонениях, в других – о беспрецедентном провале в воспитании.

– В тяжелые для России девяностые годы прошлого века многие родители были нацелены на элементарное выживание и воспитанием своих детей практически не занимались. Их дети выросли и, продолжив род, оказались неспособны построить характер своих потомков на прочном фундаменте общечеловеческих, гуманистических ценностей. В результате некоторые недоросли ведут себя, как звери, – уверен Николай Ефимович.

Общество не в состоянии оказать на них серьезное влияние, внутренне их переформатировать, потому что само внутренне противоречиво: с одной стороны, заявлены высокие духовные ценности – патриотизм, почитание религиозных святынь, традиционная семья, с другой – попирающие эти основы некоторые представители элиты демонстративно преуспевают. Это создает сумятицу в головах, открывает дорогу безответственным, а порой и откровенно человеконенавистническим теориям и субкультурам.

Заведующая кафедрой общей психологии ЯрГУ им П.Г. Демидова, действительный член Международной академии психологических наук, руководитель ГОУ ЯО «Центр помощи детям» Елена Конева обращает внимание на побочные эффекты ранее проведенной реформы специального коррекционного образования. Одно дело, когда в обычном классе оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья, совсем другое – дети с серьезными психическими отклонениями, психиатрическими диагнозами.

– Инклюзия в образовании требует взвешенного подхода, иначе могут вспыхнуть конфликты, – говорит Елена Витальевна. – Далеко не всегда целесообразно смешивать выходцев из очень разных культурных слоев в одном классе, потому что между ними слишком большие различия, способные спровоцировать жесткое противостояние.

Профессию учителя эксперт назвала невероятно сложной, и далеко не все педагоги, по ее мнению, соизмеряют современные вызовы со своими возможностями. Кроме того, нужно специально учить людей противостоять агрессии. Это могут быть психологические приемы, коммуникативные манипуляции и даже гипноз. Главное – защищаться.

Учить педагогов, тренеров, воспитателей, которым доверены судьбы детей, каким‑то элементарным способам дать отпор агрессору действительно стоило бы. Хорошо, если в добавление к этому в школах появится профессиональная охрана, но пока об этом только рассуждают. По факту дело ограничилось инструктажем.

– Каждый – от мала до велика – должен четко понимать, что за противоправные действия неминуемо последует наказание. Сейчас ведь дети‑нарушители зачастую ощущают свою безнаказанность. Случаи агрессии со стороны подростков отмечены и в Ярославской области, значит, надо делать выводы, – считает председатель областного Союза женщин, руководитель комитета Ярославской областной Думы Ольга Хитрова.

Несколько лет назад в области ликвидировали последнюю спецшколу для детей, совершивших противоправные действия. Теперь меры воздействия и исправления чаще всего ограничиваются наложением штрафов на родителей.

Многие ярославцы считают, что денег на обеспечение безопасности в школах, профилактическую работу с молодежью нужно выделять больше. И тревожные кнопки вывести не на пульты в частных охранных предприятиях, а в полицию. Проблема серьезная, и ею надо заниматься.

Обо всех нештатных ситуациях следует незамедлительно сообщать в департамент образования Ярославской области. Телефон горячей линии 8 (4852) 31-­43-­45 работает круглосуточно в режиме автоответчика.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4t65/
школы

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость