МИН
-
Автобусы в тестовом режиме. Как в Ярославской области совершенствуют новую схему пригородных перевозок

Автобусы в тестовом режиме. Как в Ярославской области совершенствуют новую схему пригородных перевозок

В регионе началось тестирование новой схемы пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозок.

Емкое слово «оптимизация»

Почему начать ее решили в 2020 году? Да потому что пятилетние контракты, в свое время заключенные с перевозчиками, заканчивались 31 декабря 2019-го, и возникло желание на новом этапе привести транспортную схему в соответствие с современными реалиями.

– Многие слово «оптимизация» понимают как сокращение, экономию и ассоциируют с чем-то негативным. В нашем понимании это поиск лучших решений в маршрутной схеме, качестве подвижного состава, его наполняемости. К примеру, где-то ходил практически пустым большой автобус – можно заменить его автобусом средней вместимости: от этого пассажиры не пострадают, а бюджет выиграет. Или наоборот: мы видим, что люди не помещаются в «пазик» в час пик. Логично задействовать вместо него автобус другого класса, – пояснил исполняющий обязанности директора департамента транспорта ЯО Анатолий Бойко.

Он уточнил, что к разработке новой транспортной схемы привлекли столичный «МосТрансПроект» – многопрофильный научно-исследовательский и проектный институт, занимающийся решением проблем совершенствования эксплуатации и развития пассажирского транспорта в Москве и других регионах, и даже международных специалистов. По их заданию в прошлом году в регионе проводились масштабные исследования пассажиропотока, в которых участвовали более 300 студентов-волонтеров. Они исколесили на рейсовых автобусах всю область. Предложения по итогам этой работы озвучил Анатолий Бойко: 95 маршрутов (2/3) оставить без изменения, 46 (1/3) раздублировать (то есть закрепить за одним перевозчиком) и путем слияния превратить в 20. При слиянии, по заверению Анатолия Родионовича, число рейсов не уменьшается, а суммируется. К тому же оно позволит за счет принципа «один маршрут – один перевозчик» более рационально подходить к составлению расписания и выстраивать оптимальные интервалы движения. Раньше случалось, что транспортники-конкуренты преследовали свои интересы, в результате в одно время на маршруте было «густо», а в другое – «пусто».

Пять маршрутов (№134, 185, 503, 515, 533) будут закрыты. По мнению разработчиков новой схемы, это должно пройти безболезненно: например, автобус №533 из Данилова выезжал в Пошехонье в 3.55, но никто не хотел отправляться в путь в такую рань. Крайне низкой была наполняемость и на маршруте №134 Ярославль – Вятское. При этом автобус, который возит пассажиров из Вятского в Красный Профинтерн, воспринимаемый многими местными жителями как продолжение этого маршрута, востребован и сохранится. Из Большого Села в Мышкин вместо 185-го автобуса можно будет доехать на 512-м. В случае же с 503-м маршрутом отмена означает всего лишь замену номера автобуса на другой – №524. Как пояснил Анатолий Бойко, глубоко убыточный рейс из Углича в Ярославль через поселок Борисоглебский и Ростов Великий по просьбе жителей этих муниципальных образований сохранили под другим названием. Вот так работает обратная связь, и подкрепленная общественной активностью социальная значимость одерживает победу над экономической целесообразностью.

Очень активны в отстаивании маршрута №103, который было предложено присоединить к 150-му, жители Туношны. Они уже выразили свою обеспокоенность тем, что даже в условиях суммирования рейсов и сохранения прежнего расписания может снизиться комфортность пассажирских перевозок. Действительно, одно дело занимать место на конечной остановке, совсем другое – штурмовать салон в середине пути. Это, кстати, волнует многих жителей региона, которые опасаются, что объединение маршрутов путем поглощения короткого более протяженным приведет к давке в часы пик и невозможности сесть в переполненный автобус на промежуточных остановках. Анатолий Родионович успокоил: принимаются меры для сбалансированности пассажиропотока. А чтобы не произошло накладок, в январе 2020 года новая схема движения пригородного и межмуниципального общественного транспорта реализуется в тестовом режиме.

– Мы тщательно мониторим все обращения граждан, в том числе и в социальных сетях, работаем с перевозчиками, – уточнил Анатолий Бойко. – На основе анализа полученных данных в схему вносятся изменения.

В частности, уже усовершенствована работа перевозчика на востребованном маршруте №500 Рыбинск – Ярославль, вызвавшая в первые дни января нарекания граждан. Добавлены рейсы в вечернее время в прямом и обратном направлениях, выделен дополнительный резервный транспорт, используются автобусы большей вместимости. С 9 января на маршрут дополнительно выведены три 55-местных автобуса с повышенным уровнем безопасности и комфорта. Эти машины будут курсировать в пиковые часы.

Новые требования к перевозчикам

Изменения в расписании – лишь вершина айсберга. В планах департамента – существенно улучшить качество пассажирских перевозок путем обновления подвижного состава, повышения требований к работающему в отрасли бизнесу, совершенствования транспортной инфраструктуры: автовокзалов, транспортно-пересадочных узлов, остановочных пунктов. Эта большая и нужная работа разбита на несколько этапов. На первом предполагается замена выработавших ресурс автобусов.

– У автобусов, которые сегодня выходят на линию, 85-90 процентов амортизации. Мы ставим задачу по обновлению и в конкурсной документации закладываем условие: на маршрутах должен работать транспорт со сроком эксплуатации не более трех лет, – отметил Бойко.

Первый квартал 2020 года дается для согласования процедур приобретения автобусов, оформления лизинга. После этого картина должна кардинально измениться.

– К 1 апреля 2020 года пассажирский транспорт, осуществляющий пригородные и междугородные перевозки, должен подойти обновленным. Кроме того, к нему будут предъявляться требования, которых раньше не было либо они были необязательными: электронный маршрутоуказатель, светосигнальное оборудование (сейчас иногда номер маршрута написан на листе бумаги, в темноте его не видно), видеонаблюдение в салоне и снаружи, автоинформатор с объявлением остановок. Часть автобусов будет оборудована специальными устройствами для облегчения посадки пассажиров с ограниченными возможностями, – уточнил Анатолий Бойко.

Фото Анны Соловьевой

транспортавтобусы

Конституция

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp