Главное:
Берите натурой. Вступил в силу новый закон о страховом возмещении по ОСАГО

Берите натурой. Вступил в силу новый закон о страховом возмещении по ОСАГО

Перезагрузка

ОСАГО переформатирован. С 28 апреля начал действовать новый федеральный закон, устанавливающий приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. А значит, если автомобиль попадет в ДТП, его владельцу в качестве возмещения ущерба страховщики предложат ремонт. Деньгами ему покроют убытки только в строго оговоренных случаях. Например, если хозяин машины погиб в дорожной аварии или получил серьезные травмы. Если он имеет инвалидность. Если стоимость восстановления машины выше установленного по ОСАГО лимита, составляющего 400 тысяч рублей, или страховщики не смогли предложить обладателю полиса сервис, который сможет выполнить прописанные в законе требования. При этом сумма выплаты будет рассчитываться с учетом износа автомобиля.

– Основная цель принятия закона о приоритете ремонта над денежной выплатой при наступлении страхового случая – улучшить качество клиентского сервиса при урегулировании убытков, – отметил заместитель управляющего Отделением по Ярославской области ГУ Банка России по ЦФО Евгений Ефремов.

По его словам, ремонт в качестве приоритетной формы страхового возмещения будет использоваться только в отношении легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. По согласованию со страховой компанией гражданин сможет отремонтировать машину в автосервисе, который выберет сам. Предполагается, что для ремонта автомобилей будут использоваться только новые запчасти. Ответственность за организацию ремонта и его качество несет страховая компания, с претензиями придется обращаться именно туда.

– Автовладелец уже на этапе заключения договора ОСАГО сможет выбрать станцию технического обслуживания, где будет ремонтироваться его автомобиль в случае ДТП из предложенного страховщиком списка, – уточнил Евгений Ефремов.

Он пояснил, что каких-либо нормативных требований к станциям технического обслуживания нет. Но при этом жестко зафиксированы гарантийные сроки ремонта: минимальный – 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочного материала, – 12 месяцев. И с учетом того, что закон возлагает ответственность за качество ремонта и его сроки на страховые компании, они сами должны быть заинтересованы в заключении договоров только с надежными СТО. Также установлено, что расстояние до автосервиса не должно превышать 50 км – или от места ДТП, или от места жительства потерпевшего. Если это условие не соблюдается, страховое возмещение выплачивается в денежной форме.

В законе прописаны предельные сроки ремонта – 30 рабочих дней со дня предоставления потерпевшим автомобиля на СТО. Нарушителей накажут рублем: пени для них составят 0,5% за каждый день просрочки; рассчитываться эта неустойка будет от суммы страхового возмещения, но не более этой суммы. При ремонте не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных деталей.
Представитель надзирающего за страховщиками Центробанка особо подчеркнул, что ремонт в гараже, который выбрал сам обладатель полиса ОСАГО, возможен лишь с согласия страховой компании. А без него «открепиться» не получится.

Гаражи у черта на куличках

– Взаимоотношения страховщиков и их клиентов станут прозрачнее, уменьшится число махинаций с деньгами. А автомобили после ДТП как ремонтировали у нас раньше, так и будут впредь. Только теперь починить своего железного коня можно будет с «направлением» от страховщиков, – оптимистично настроен владелец станции СТО во Фрунзенском районе Ярославля Дмитрий Каморкин.

По его мнению, новый порядок заставит компании, оказывающие услуги авторемонта, подтянуться. Попасть в предлагаемый страховщиками при заключении договора ОСАГО перечень «гаражей» окажется непросто. Для этого нужно иметь широкий ассортимент новых деталей для огромного спектра автомобилей как иностранных, так и отечественных марок, штат квалифицированных специалистов, быть готовым отвечать по гарантии. А спросят за это строго.

Зато ярославского автовладельца Ивана Соболева можно отнести к разряду скептиков.

– Меня настораживает, что выбор СТО отдан на откуп тех компаний, многие из которых еще вчера незаконно «впаривали» автолюбителям в нагрузку к полису ОСАГО дополнительные услуги, к примеру, страхование жизни. А без этого отказывались заключать договор: то бланков нет, то тариф низок, – переживает Иван Сергеевич.

После введения электронного полиса положение улучшилось.

– Но не успели мы порадоваться, как снова замаячила угроза осложнений. Почему кто-то должен решать за меня, где лучше восстановить мою собственность – автомобиль – если он пострадает в аварии? Может, в перечне окажется два-три заштатных гаража, да и те у черта на куличках? Как мне проконтролировать, какие запчасти ставят автомастера: оригинальные или дешевые китайские «аналоги»? – встревожен Иван Соболев.

Запчасти из прошлого

Страховщикам тоже пока многое непонятно.

– На проходившем недавно в региональном отделении Банка России совещании по новациям в ОСАГО я от имени страховых компаний передала курирующему органу более двух десятков вопросов, на которые у нас пока нет ответов, – говорит председатель страхового комитета Ярославской торгово-промышленной палаты Марина ПОЗДНЯКОВА. – Например, по дорогам России ездит немало автомобилей, которые давно не производятся, и даже запчасти для них уже не выпускаются. Где взять эти детали, да еще в достаточно короткий срок и по ценам, которые указаны в соответствующем страховом реестре? Как быстро отремонтировать лимузины редких и очень дорогих марок, комплектующие к которым нужно заказывать и привозить издалека?

Страховые компании и раньше нередко предлагали своим клиентам наряду с денежными выплатами ремонт в качестве возмещения убытков. Но соглашались лишь четыре человека из 10. Скорее всего, остальные считали, что, получив деньги, можно сделать то же самое дешевле и качественнее. Правильно ли отнимать у законопослушных граждан такое право? – рассуждает Марина Владимировна.

Разного рода сомнительных схем получения денег по ОСАГО, связанных с действиями «агрессивных автоюристов», по мнению Марины Поздняковой, с введением новации станет меньше. Но соблюдение прописанных в законе требований многим добавит головной боли. К тому же возникают сомнения, что в регионе (особенно в сельских районах), окажется в достатке расположенных в 50-километровой зоне от места аварии или дома автовладельца мультибрендовых СТО и дилерских автосервисов, где должны восстанавливаться новые – не старше двух лет – автомобили.

– Нужно срочно разработать подзаконные акты к этому закону, чтобы расставить все точки над «i» и исключить его разное толкование заинтересованными сторонами, – считает руководитель страхового комитета ЯрТПП.

В общем, как всегда – вопросов больше, чем ответов.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4mg3/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость