Безмолвный танец в центре города. Ярославцы увидели картины «балетной серии» миланского художника
«Балет, ты с давних пор мой Бог!» – эта строчка из популярной советской песни могла бы стать жизненным девизом миланского художника Франческо Караччо. Его выставка «Безмолвный танец» (0+) открылась в Ярославле.
Наполненные цветом и будто струящиеся внутренним светом – местами кажется, что они изрисованы школьными мелками, – эти картины сразу обрушивают ожидания неподготовленного посетителя. Вместо привычного легкого парения, тонкой пластичности и гибкости изящных нимф – угловатые позы и жесты, уставшая обреченность взгляда и, кажется, физически ощущаемая тяжеловесность еще недавно порхавших на сцене фигур. Таким увидел балет современный итальянский художник-экспрессионист Франческо Караччо. Теперь и в Ярославле можно ознакомиться с его картинами, написанными в период с середины девяностых годов прошлого века до начала десятых века нынешнего.
Работы «балетной серии» посвящены тому, что происходит вне сцены: репетициям, минутам отдыха, моментам, в которые артисты готовятся к выходу, продумывают выступления.
– Проект был задуман и воплощен в жизнь благодаря итальянскому куратору Энцо Форнаро. С ярославским музеем его связывают длительные дружеские отношения, и когда он предложил нам показать произведения современного итальянского художника Франческо Караччо, мы, конечно, не могли отказаться. Этот выставочный проект уже побывал в Петербурге, Петрозаводске, теперь – Ярославль, – поясняет куратор выставки Дарья Большакова.
Тема классического танца – одна из самых ярких в творчестве мастера. Все сюжеты – эпизоды из жизни. В начале 1980-х художник страстно заинтересовался балетом. Франческо Караччо много времени провел в репетиционных залах, за кулисами в лучших европейских театрах во время выступлений.
– Это его увлечение очень давнее: автор работал над сценографией балетных постановок, и он действительно влюблен в классический танец, – рассказывает Дарья Большакова. – Именно поэтому художник мог присутствовать не только на представлениях, но и за кулисами, во время подготовки каких-то постановок. И если для нас важна сцена – мы видим результат, – то для него не менее значима предшествующая этому репетиция, та самая внутренняя, очень важная жизнь актеров, которые затем выходят на сцену. Здесь балерины в момент размышлений, усталости, одиночества. Окруженные репетицией, когда движение соседствует со статикой. Мы видим тот самый момент, когда у них пробуждается образ. Это все о чувствах и об эмоциях.
Закулисье – как не сам прекрасный балет, а лишь подготовка – прослеживается и в авторской технике исполнения работ – многие их них создают впечатление эскиза, незавершенного наброска. Написанные маслом, они, пока не присмотришься, имитируют карандашный рисунок с неровной штриховкой. «Это лишь подготовка, но это и есть настоящее искусство», – как бы говорит нам автор.
Тема усталости лейтмотивом проходит через многие картины серии – позы балерин на некоторых полотнах хороши своей искренней некрасивостью и неженственностью. Узнать артистов по картинам Франческо Караччо фактически невозможно, хотя все они были написаны с реальных людей. Такова задача художника – передать не действительность и портретное сходство, а эмоциональное состояние своих героев – тот самый их «безмолвный танец».
Впрочем, у серии работ есть вполне конкретная муза. Это давняя подруга художника, 84-летняя итальянская балерина и киноактриса Карла Фраччи. Она получила всемирное признание как выдающаяся исполнительница партий романтического репертуара, ее лучшими работами признаны партии в балетах «Сильфида» и «Жизель».
– Карла Фраччи в первую очередь знаменита как исполнительница классических партий, но она участвовала и во многих современных постановках – это единственная из балерин, которая станцевала Гамлета в балете на музыку Шостаковича, поставленном Беппе Менегатти специально для нее, – поведала куратор выставки. – Сеньора Карла Фраччи – друг художника, она педагог, меценат.
Если присмотреться, на некоторых работах можно увидеть именно ее благородный овал лица и пронзительный взгляд. Мир танцев суров, это тяжелый труд. Вот прима вместе с другими балеринами отдыхает после утомительных па. На фоне концептуальных, ярких лилово-синих и красных пятен платьев других танцовщиц прорисовано только ее лицо – утомленное и серьезное.
– Мне кажется, что для нашего музея весьма символично, что и судьбы Франческо Караччо и Карлы Фраччи связаны с Россией. Карла Фраччи училась у знаменитой российской балерины Веры Волковой, а Франческо Караччо в 1979 году встретился в Париже с Марком Шагалом, и с тех пор он называет этого художника своим духовным учителем, – рассказала Дарья Большакова.
Родившийся в 1950 году Франческо Караччо довольно рано обрел признание. В выставках он начал участвовать уже в 1967-м. Свое мастерство даровитый художник оттачивал не только в Италии, но и во многих европейских городах – Брюсселе, Париже, Амстердаме. В начале 80-х он открыл собственную студию в Нью-Йорке, его произведения известны и востребованы в США, но особую популярность его работы имеют в Японии с ее особым менталитетом и восприятием жизни. Сегодня имя миланского художника присутствует в самых представительных каталогах современных авторов. И выставка в нашем городе дает ярославцам возможность прикоснуться к высокому современному европейскому искусству.
– Этот проект мы должны были реализовать гораздо раньше, однако из-за ограничительных мер эти планы несколько сдвинулись, но мы очень рады, что они остались в силе, – улыбается директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина. – Этой выставкой мы как бы еще раз подчеркиваем, что, несмотря на сложные времена, искусство открывает все границы. И, я думаю, такое событие этой осенью может стать еще одним поводом не сидеть дома, взглянуть по-другому на свой образ жизни, познакомиться с чем-то новым. Ведь работы Франческо Караччо – это как раз то самое настоящее искусство, с которым нужно непосредственно общаться, которое создает атмосферу, настроение и формирует стиль!
Фото Анны Соловьевой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5eo9/
Комментарии: