В Ярославле открылась выставка потерявшего зрение художника

В Ярославле открылась выставка потерявшего зрение художника

Экспозицию «Музыка души» (0+) можно увидеть на выставке в Ярославле. Мемориальная выставка Александра Павлова в выставочном зале Союза художников трогает до сердечного трепета: яркая, самобытная личность, необыкновенные картины. Художник был с небом на ты и смог разглядеть в нем то, что практически не увидишь с земли.

– Мы с Сашей дружили с детства. Жили по соседству, учились вместе сначала в художественной школе, а потом в Ярославском художественном училище. Вспоминаю то счастливое время: мы были юные, энергичные, готовые без устали трудиться, осваивая азы живописи. Очень хотелось стать достойными преемниками традиций отечественного искусства, – с ностальгией вспоминает ярославский художник Федор Вдовин.

Александр Павлов – сын ярославского живописца и педагога Петра Ивановича Павлова, героя-фронтовика, участника Великой Отечественной войны, члена Союза художников. Отец передал сыну искру Божию.

Встать ни свет ни заря и отправиться писать утренние этюды было для Александра Павлова привычно и естественно. Его отличали упорство и здоровый творческий азарт.

– А еще нас поражало Сашино бесстрашие, – добавил Федор Федорович.

Он рассказал, что однажды студентов художественного училища отправили на картошку (в советское время учащаяся молодежь осенью помогала сельхозпредприятиям убирать урожай). До поля оказалось недалеко, так что пошли туда пешком. И вдруг увидели стоящего прямо поперек проселочной дороги быка-великана. Рогатый нахал под тонну весом подозрительно сверлил глазами притихших ребят и путь освобождать отказывался. Студенты остановились: тореадорами они себя не ощущали.

– И вдруг Саша говорит: «Не бойтесь, я сейчас укрощу зверя». Мы удивились: что ты можешь против такой горы мышц и острых рогов? А он просто подошел к быку, взял его за рога и поставил на колени. Вот, говорит, теперь проходите, он вас не тронет, – удивил Федор Вдовин.

И когда Александр Павлов, вместо того чтобы получать высшее художественное образование, поступил в Оренбургское военное авиационное Краснознаменное училище, окончил его с отличием и на десятилетия связал свою жизнь со штурмовой авиацией, сокурсники поняли: их отважный друг выбрал свой собственный путь. Александр Петрович служил на советских военных аэродромах, затем стал военным советником во Вьетнаме, а потом вернулся в Россию и в начале 1990-х участвовал в боевых действиях, защищая ее от распада и порабощения.

Но и во время службы он не оставлял занятий живописью. Устраивал персональные выставки рисунка и акварели в воинских частях.

– После возвращения нашего земляка в Ярославль живопись стала для него главным делом жизни. Александр Петрович работал в разных техниках, но больше всего любил акварель. С 2010 года он стал увлеченно осваивать технику масляной живописи, приобрел новую манеру письма. В 2002 году его приняли в Союз художников, и он сразу активно включился в творческую работу: участвовал в выставках разного уровня, от региональных до международных (их общее число около 70). Стал членом творческих объединений «Парус» и «Провинция», отметился в проектах Ярославского пленэрного центра, – говорит председатель правления областного отделения Союза художников России Александр Александров.

Его картины – как откровение: трогательные, искренние, пронзительные. Такова, например, «Небесная колесница»: в пелене дождя, словно бы окутавшей небо и землю, смутно проступают очертания призрачных лошадей, мчащихся через пространство и время. А «Весеннее зеркало Златоустья» в его представлении – это… огромная, как настоящее озеро, лужа, в которой отразились окрестности. Знакомая всем распутица не вызывает отторжения: глядя на нее, хочется не бурчать, а смеяться – она символизирует пробуждение природы, новый круг бытия, надежду на новые впечатления и сильные чувства. В покосившейся избушке, на крыше которой сидит растрепанная ворона, художник разглядел «Дом старой колдуньи». А в сосновом бору, по его мнению, живут «Лесные великаны».

Он рисовал так, как будто видел суть явлений не обычным человеческим, а чудесным «третьим» глазом.

– Он был человек, Богом поцелованный, – уверены его друзья-художники.

– Все эти картины написаны после 2005 года, когда случилось большое несчастье: Александра на улице избили какие-то отморозки. Он получил тяжелейшую травму и начал стремительно терять зрение. Одним глазом он совсем не видел, вторым – едва-едва (его дважды оперировали, и ситуацию усугубила глаукома). Но мужа это не сломало. Он писал истово, он буквально жил своей работой. Вдохновение черпал в прожитой жизни, – говорит вдова художника Наталья Леонидовна. – В любимой серии его работ сливаются небо и вода, исчезает горизонт, и пространство обретает свою целостность.

В этом году Александру Павлову исполнилось бы 70 лет. Он до юбилея не дожил – умер шесть лет назад, возвратившись с очередного пленэра.

– Он был бы рад увидеть свои картины снова в залах Союза художников. Ведь произведения живописи создаются для людей. Лишенные аудитории, они увядают, как цветы. Название экспозиции – «Музыка души» – подсказали строки из стихотворения моего мужа (он был еще и поэт). Сам себя он считал максималистом и стремился достичь виртуозности в любом деле, – не скрывает эмоций Наталья Леонидовна.

Фото Анны Соловьевой

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость