Главный нарколог Ярославской области назвал закрытие вытрезвителей большой ошибкой
Главный внештатный нарколог Ярославской области Александр Волков в интервью высказал свое мнение о вытрезвителях. Он рассказал об их работе и причине закрытия, а также о том, какие перспективы есть в их возрождении.
Александр Васильевич, если говорить о таких заведениях, как вытрезвители, сейчас вновь возвращаются к мысли об их возрождении. Что вы об этом думаете?
Вытрезвители функционировали для временной изоляции людей, которые находились в состоянии лёгкой и средней степени тяжести, и в силу опьянения не могли управлять своими действиями и представляли потенциальную опасность для окружающих, т.е. нарушали общественный порядок. Это делалось для обоюдной безопасности и самих выпивших, и людей, которые вокруг них, чтобы и с теми, и другими было всё в порядке. Это состояние не требовало какого-то лечения, человек трезвел и возвращался к обычной жизни. Если вдруг состояние клиента этого заведения ухудшалось, первичную медицинскую помощь ему оказывал фельдшер, который был в вытрезвителях. В случае необходимости он вызывал скорую помощь. Всё было чётко и грамотно организовано.
Почему же тогда их закрыли, и правильное ли это было решение?
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, в том числе и у официальных лиц, что закрытие вытрезвителей стало одной из самых больших ошибок, которая в своё время была совершена на федеральном уровне. Это подавалось под определённым правовым «соусом» с акцентом на несоблюдение в этих заведениях прав людей. Говорилось, что, забирая пьяного, его поливают холодным душем и проводят другие неприятные процедуры, нарушают его права. При этом сами сотрудники вытрезвителей и представители правоохранительных органов говорили, что не надо закрывать эти организации. Никакого издевательства над людьми там нет, без них будет только хуже.
А финансовая подоплёка в вопросе закрытия вытрезвителей была, как вы думаете?
Да, несомненно. Если раньше человека, доставляемого в медвытрезвитель, штрафовали, и этот штраф оплачивал либо сам человек, либо его работодатель, то в последние годы работы вытрезвителей эта финансовая мера воздействия была отменена, и содержать эти организации стало экономически невыгодно.
Хотели как лучше, а что в итоге получилось?
В итоге получается, что сейчас мы людям, которые находятся в состоянии сильного алкогольного опьянения и не могут управлять своими действиями, предоставляем возможность самим о себе заботиться, т.е. они могут замёрзнуть, они могут стать жертвами насильственных действий, их могут ограбить, избить и т.д. В таком состоянии они сами могут кому-то принести вред, напасть и другие противоправные действия совершить.
И сейчас эти люди, которые раньше высыпались и приходили в себя в вытрезвителях, доставляются чаще всего в больницы. Страдают и другие пациенты, и медики?
Да, именно так. Сейчас этих людей чаще всего отвозят в медучреждение, которое их не госпитализирует, потому что их состояние не является заболеванием и показанием для госпитализации. Люди остаются в приёмном покое, просто лежат. А в худшем случае, если скорую им никто не вызвал, остаются лежать на улице и замерзают или попадают в неприятные и опасные для жизни истории. Ситуация ужасная.
Как-то решается эта проблема в других регионах?
Есть отдельные области, которые могут похвастаться такими организациями. Чаще всего это муниципальные учреждения, которые финансируются из бюджета. И людям там оказывается помощь с привлечением, как правило, профессиональной охраны, людей, которые имеют право на досмотр, а в случае необходимости, изъятие оружия и т.д. Ведь это тоже важно, потому что сейчас у пьяного человека, которого привозят в больницу, с собой может быть, грубо говоря, ножик, но досматривать медики его не имеют права. И такой человек может прийти в себя и начать этим ножиком размахивать. Или, протрезвев, человек скажет, что при нём были драгоценности. Очень много таких важных вопросов, которые сейчас не решаются. Состояние людей в алкогольном опьянении зачастую настолько подпадает под понятие «административное правонарушение» и они могут быть настолько опасными, что никакого отношение к обычным лечебным учреждениям они иметь не могут.
Сейчас внесён на рассмотрение областной Думой законопроект, касающийся этого вопроса. О чём в нём идёт речь?
В документе два важных момента. Первое – учредительные документы организации, которая будет выполнять функции «вытрезвителя», должны содержать юридическую возможность оказывать определённую помощь людям, которые туда доставляются. Это может быть и учреждение, относящееся к здравоохранению или к социальной сфере. Это важно с точки зрения оформления или нет на клиента медицинской документации, добровольного согласия. Это непросто, сделать всё так, чтобы потом деньги, потраченные на оказание помощи людям, не были рассмотрены как нецелевое расходование бюджетных средств. Должна, как мне кажется, также быть специальная статья в бюджете на содержание таких учреждений.
Вопрос рассматривается о создании вытрезвителей в Ярославле или и в муниципальных районах?
Сейчас в половине регионов России этот вопрос не решён. Там, где он не решён, людей в состоянии опьянения, как и у нас, везут либо в наркологию в отделение неотложного состояния, либо в обычные больницы. В части регионов вопрос решён «на бумаге», где определено полномочное ведомство. Сейчас на данной стадии решения вопроса определено, что этим ведомством станет региональный департамент здравоохранения. В части областей этот вопрос решён и вытрезвители находятся в структуре муниципальной власти в качестве муниципальных учреждений. Есть регионы, где вытрезвители входят в структуру медучреждений. В некоторых есть пост полиции, в некоторых – ЧОПы. Есть регионы, где эти организации развёрнуты в структуре социальной помощи.
А второй важный пункт рассматриваемого законодательства?
Второй – это возможность передачи полномочий органам местного самоуправления также с разработкой соответствующей документации.
Допустим, закон утверждён. Что дальше?
А дальше будут дискуссии, но есть общероссийская тенденция, и эти дискуссии приобретают новый, более конкретный оборот. История очень хорошо показала, как хорошо вытрезвители работали, насколько чёткий был порядок оказания этой помощи, где ни у кого не возникало никаких вопросов. И это положение, на мой взгляд, можно и сегодня взять и применить. Но я абсолютно убеждён, что это должно быть в системе полиции. Потому что клиенты вытрезвителей: а) совершают административное правонарушение, что не имеет никакого отношения ни к здравоохранению, ни к социальной помощи, б) представляют потенциальную опасность для себя и окружающих.
Фото департамента здравоохранения и фармации Ярославской области
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5s0m/
Комментарии: