Господин оформитель. Член Союза художников России из Ярославля создал яркую коллекцию авторских работ из керамики

За 40 лет творческой деятельности член Союза художников России Евгений Смирнов из Ярославля создал яркую коллекцию авторских работ из керамики.

Это большая редкость, когда в одном человеке дружно живут два мастера – художник и керамист. Женя с детства мечтал писать картины, но в трудные 90-е годы вынужден был «обжигать горшки», чтобы прокормить семью. И сумел превратить гончарное ремесло в оформительское искусство, сочетающее традиции древности с современным дизайном.

– Евгений Викторович, вы родом из Ярославля?

– Нет, моя родина в Любимском районе, там наша большая крестьянская семья жила в небольшой деревне близ села Закобякино. Среди братьев я родился пятым, и еще у нас были три сестры. После восьмого класса поехал в Ярославль поступать в художественное училище, но не прошел по конкурсу. Приняли со второго захода, после десятилетки, а с первого курса меня призвали в армию. Доучиваться пришлось уже после службы.

– Раньше даже в «художке» существовало плановое распределение выпускников по городам и весям. Куда отправили молодого художника-оформителя?

– Меня оставили в Ярославле, потому что к тому времени был женат и у нас в семье родился первенец. Я получил направление в местную промышленность, числился инженером и ездил в командировки по предприятиям области. Тогда шло бурное развитие отрасли, и мне поручили изучать обстановку на местах, искать возможности для выпуска новых изделий с использованием местного сырья.

Помню, в Переславле на кирпичном заводе, где производили не только строительные материалы, но и хозяйственные керамические изделия, я изготовил рамки для обрамления зеркал. Получилось вроде неплохо, но до поточного производ­ства не дошло – руководст­во посчитало продукцию нетехнологичной и малоприбыльной. Тем не менее меня похвалили и командировали в Арефино на деревообрабатывающее предприятие. Там сжигалось множество отходов древесины, и я посоветовал директору пустить их в дело, выпускать товары народного потребления. Тот посмотрел на меня и говорит: «Слушай, ехал бы ты отсюда! У меня на шее план, и если я займусь твоей мелочевкой и завалю задание, тут же останусь без работы».

Словом, ни новатора, ни чиновника из меня не вышло. Узнав, что на керамическом заводе в Норском требуется художник?оформитель, решил податься туда. Сначала начальство меня не отпускало, понимая, что на мизерную зарплату вряд ли найдут специалиста. Пришлось показать директору фото сына и двух дочерей. Ой, говорит, какие они красивые! Но, услышав в ответ, что дети хотят кушать, отпустил. Это было уже в начале 90-х годов, самое суровое время выживания.

– И как же вы на новой работе выживали?

– Занимался привычным делом – оформительством, его хорошо освоил еще в армии. Служил в учебной дивизии, а там дел для художника было невпроворот: обновлять стенды, классы, плац, дембельские альбомы. На заводе тоже рисовал, писал печатным пером и параллельно подрабатывал, помогая известным ярославским керамистам Леониду Качалову и Алексею Золотову выпускать товары народного потребления. Леонид Иванович тогда изготавливал великолепные вазы и изразцы для каминов. Меня взял в ученики, обучил лепке и обжигу, изготовлению форм из гипса. Когда увидел, что стало получаться, предложил занять его место. И я трудился на заводе 12 лет. Вазы, кашпо и другие оформительские элементы из керамики были дефицитным товаром, за ними даже выстраивались очереди.

– Не скучно было?

– Скучно, потому и ушел с поточного производства. Но когда стоял вопрос о выживании семьи, с рутинной работой приходилось мириться. Я ведь даже портреты на гранитных памятниках рисовал и собственную фирму по выпуску ширпотреба из керамики пытался открыть. Шустрые ребята на моих разработках делали солидные деньги, покупали квартиры и машины, а я воевал с арендодателями, уходил от одного хозяина к другому. Как в сказке – и от дедушки ушел, и от бабушки, пока не оказался в собственном гараже, где поставил электрическую печь для обжига и стал делать керамику, причем не только на продажу, но и для души.

– И с тех пор, вероятно, начали активно участвовать в выставках?

– Да, вместе с другими мастерами из Ярославской ремесленной палаты побывал и на Куликовом поле, и в городе-побратиме Касселе, куда мы ездили с сувенирной продукцией и выступали с мастер-классами. В выставках декоративно-прикладного искусства и художественных конкурсах участвую практически каждый год, уже накопилась солидная коллекция дипломов, грамот и призов. В 2016-2017 годах организовал две выставки – юбилейную в Ярославле и персональную в Любиме, чем порадовал своих земляков.
В Союз художников России меня приняли в 2007 году, а туда без участия в выставочной деятельности не пройдешь. Кстати, когда привозил в Москву и показывал свои лучшие работы, в столице их принимали более благосклонно, чем в Ярославле.

– Говорят, у вас много учеников. Коллеги по этому поводу не завидуют?

– Чему завидовать, если у них тоже последователей хватает. Алексей Золотов даже студию керамики в Доме художника открыл и обучает всех желающих. Я три года преподавал в художественной школе в Норском, пока ее не закрыли. Вместо нее там работает магазин, видать, торговле не хватило места. А мне предложили вести кружок лепки в селе Вятском, я раз в неделю езжу туда на автобусе и с удовольствием провожу занятия со школьниками.

Сейчас для учителя найти заинтересованного ученика – большая удача. Уж больно специфическая у нас работа, и у многих начинающих возникает соблазн к штамповке, в первую очередь сувенирной продукции. Взгляните на ларьки вдоль пешеходного «Арбата» в Ярославле – товар из окон вываливается! Но если мы будем растить таланты, будут и шедевры настоящего искусства.

– В вашей мастерской в Доме художника самые разнообразные работы: от скульптур и изразцов до расписных тарелок и ярких лепных панно. А к чему больше лежит душа?

– Действительно, мне всегда хотелось попробовать сделать и то, и другое, и третье. Как-то приехали заказчики из Углича, попросили сделать скульптуру для охотничьего домика. Сказали, что часто играют в домино и хотели бы поставить памятник любимой игре. Я слепил пару крепких мужских рук с костяшками, ребята остались довольны. Люблю работать с изразцами, за что очень благодарен своему учителю Качалову. С ним и Золотовым мы участвовали в реставрации знаменитого Ново-Иерусалимского храма в подмосковной Истре, украшали изразцами церковь в Белозерье Архангельской области.

Искусство изготовления изразцов имеет в Ярославле глубокие корни, и для нас будет большим грехом не использовать богатое наследие старых мастеров. Сейчас я увлекся изготовлением декоративных наборных панно из керамики. Техника, на первый взгляд, простая – раскатывай из глины пласт, наноси сюжетный рисунок, режь на кусочки, раскрашивай и обжигай, а потом собирай, как мозаику, в единую картину и приклеивай на основу жидкими гвоздями. Два таких панно с видами древнерусского города Ростова и Толгского монастыря уже готовы, покажу их на выставке в декабре.

Фото Анны Соловьевой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n50ld/
Ярославлькерамика

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость