Перекопская майолика. Художники из Луганска создают в Ярославле уникальные произведения искусства

«Нам, пожалуйста, Борща!» – эту фразу нередко можно услышать в местах, где можно приобрести изделия Ярославской керамической мануфактуры. Но речь, как уже догадывается читатель, идет вовсе не о популярном украинском блюде.

Малое предприятие базируется на территории бывшей фабрики «Красный Перекоп» и сегодня примечательно тем, что здесь работают трое выпускников Луганской академии культуры и искусств имени М.Л. Матусовского. Художники-живописцы Дмитрий Олейник, Игорь Борщ и скульптор Степан Баранников из Луганска внесли свежую творческую струю в работу дружного коллектива мастерской керамики под руководством директора Жанны Галаниной.

Кладезь энергии и таланта

– Изначально в 2012 году мы хотели выпускать фарфор, но затраты были очень велики. На производство одной модели приходилось тратить от 300 до 400 тысяч рублей – это практически стоимость легкового автомобиля! – говорит создатель необычного предприятия. – Поэтому решили заняться майоликой. Тогда и появились у нас работники и свой автор изделий – Дмитрий Олейник. В Луганске он преподавал в академии, а лишившись работы, переехал в Ярославль. Через год пригласил в наш коллектив двух друзей. Ребята очень талантливые, за неполные три года создали более 300 интересных моделей, которые пользуются популярностью у ценителей майолики.

Примечательно, что никто из приезжих раньше не имел никакого отношения к керамическому производ­ству. Но настоящий талант и трудолюбие всегда пробьют себе дорогу. У Степана развито пространственное мышление, он хороший скульптор. Дмитрий прекрасно рисует эскизы, умеет видеть и отражать человеческие эмоции. Созданные ими тематические композиции «Народы мира», «Дети», «Сказки» и другие отличаются естественностью, простотой и точностью. Когда смотришь на ребятишек, летящих на санках с горки, или сказочных богатырей в воинском облачении, поражаешься каждой детали – от наклона головы и жестов рук до пуговиц на одежде.

Художник‑пейзажист Игорь Борщ приехал в древний город на Волге позже друзей и поначалу тоже занимался игрушками, расписывая яркими красками еще не обожженные в электропечах изделия. Побывав на этюдах и познакомившись с архитектурой ярославских храмов, он предложил руководству предприятия новое направление – изготовление интерьерных керамических картин и рельефных пейзажей с видами города. Сам разработал образец, выполненный в форме плоского крупного яблока с изображением старинного храма с золотыми куполами. Именно такие изделия ценятся сейчас в среде коллекционеров майолики.

– Меня поддержали и даже выделили для работы отдельную комнату, где я тружусь в одиночестве, как отшельник, – улыбается художник. – Мне к этому не привыкать, на родине десять лет приходилось в полной тишине расписывать церкви. В Ярославле храмы значительно старше и красивее, чем на Луганщине. Да и ярославская школа церковной живописи очень мощная, сравнима с московской.

– Мы трудоустроили в мастерской жен Игоря Борща и Степана Баранникова, одна работает на формовке изделий, другая на складе готовой продукции. Надеемся, что скоро обзаведется семьей и Дмитрий Олейник, в нынешнем году он получил россий­ское гражданство. Все пятеро удачно дополняют друг друга и являются для нас настоящей находкой, – считает руководство предприятия.

Под крышей дружбы и добра

Жанна Галанина – выпускница Гжельского технологического института, до тонкостей знающая специфику сложного керамического производства. Когда создавала свою мастерскую, арендовала в бытовом корпусе фабрики «Красный Перекоп» одно небольшое помещение. За пять лет производственные площади увеличились до 400 квадратных метров, и сегодня предприятие ежемесячно отправляет в специализированные торговые точки, на различные выставки и ярмарки страны тысячи красочных изделий. Это елочные игрушки и настенные картины величавых ярославских храмов, фигурки диковинных животных и сказочных персонажей, расписные самовары и колокола, кухонные подставки для яиц в виде курочек и петушков и другие изделия народных промыслов. Чтобы получить этот высокий статус, новинки мастерской проходят строгий экзамен областного художественного экспертного совета.

Майолика – основное направление в работе Ярославской керамической мануфактуры. Но мастера успешно осваивают и другие, например, выпускают фаянсовые изделия и изразцы для печей и каминов, занимаются интерьерной и фасадной облицовкой. В изображениях зверей и птиц на изразцах четко прослеживаются мотивы ярославской школы керамики. Ничего удивительного – руководитель творческой мастерской считает своим долгом сохранять и приумножать богатые традиции прошлого.

– Добиться этого можно только тогда, когда в коллективе будет создана атмосфера творчества, дружбы и добра, – уверена Жанна Анатольевна. – Все держится на людях, и если допустить хоть малейший разлад, работы не будет. Я всегда мечтала собрать под одной крышей творческих людей, зажечь их общей идеей и создать комфортную семейную обстановку. Рада, что многое удалось, дружная семья существует, и мы объединены не только работой, но и вместе отдыхаем, ходим в театр и на концерты, празднуем дни рождения и другие семейные события.

Вот и переселенцы из Луганска не чувствуют себя на Ярославщине как на чужбине. Они уже основательно обжились и обрели друзей, довольны неплохими заработками и благодарны за помощь и поддержку, которую им оказали коллеги в период оформления гражданства. Правда, Игорь Борщ с супругой и двумя детьми торопиться с этим не спешат – у них на родине остались родители‑пенсионеры.

– Уедем в будущем году, там меня ждут два храма, которые нуждаются в реставрации, – поясняет художник. – В Ярославле я узнал много интересного, познакомился со старинной техникой росписи, это мне непременно пригодится в будущем.

Фото Анны Соловьевой

Ярославльремесло

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp