85-летний чемпион и рекордсмен мира Игорь Бровин: за тренировку проплываю больше четырех километров

Многократный мировой рекордсмен по плаванию рассказал о своей жизни, истории пропажи и мотивации к победе.

85-летний чемпион и рекордсмен мира Игорь Бровин: за тренировку проплываю больше четырех километров

Одним из самых примечательных событий минувшего лета стала эпопея с поисками 84-летнего Игоря Бровина, многократного чемпиона мира по плаванию среди ветеранов. Мужчина больше недели блуждал по лесам в Ярославской и Костромской областях, питаясь все это время только ягодами. Но в итоге он смог выбраться к одной из соседних деревень. 

А примерно через неделю пенсионер уже выиграл два золота и серебро следующего чемпионата мира среди ветеранов. Корреспондент «Ярославского региона» встретился с Игорем Павловичем и узнал о его рецепте долголетия и прекрасной физической формы.

С первого взгляда и не скажешь, что перед вами 85-летний пенсионер. Многократному чемпиону и рекордсмену мировых турниров смело можно скидывать лет 20.

Он провел нас в свою комнату, где над кроватью висит плакат с составом погибшего состава «Локомотива», фразы о ценности семьи в рамочке и коллаж из черно-белых фотографий. Это, наверное, единственное, что напоминает о возрасте. В остальном жилье совсем не похоже на типичную квартиру пенсионера.

Как оказалось, 85-летний ветеран – не только лучший в мире пловец, но и отличный собеседник. Время от времени он начинает цитировать Гоголя и Лермонтова, с одинаковым упоением вспоминает соревнования, проходившие как в 1960-е годы, так и совсем недавно, и может запросто рассказать об устройстве электростанции.

В девять лет рубил пеньки, чтобы обогреть дом 

– Расскажите немного о себе, как и где прошло ваше детство? Где вы научились плавать и как пришли в спорт?

– Детство было военное. Сложное. Мы все время находились в движении. Не было возможности не двигаться, сейчас все по-другому у молодежи. Мне девять лет было, когда объявили о начале войны. Мальчишки сначала обрадовались этому – мы же воспитывались на фильме «Чапаев». Кто тогда знал, что все это так серьезно?

Игорь Павлович немного рассказал о жизни в военные годы:

– А я был старшим в семье. Сколько всего свалилось! Это сейчас везде батареи, а тогда, чтобы топить печку, приходилось рубить дрова, а их нигде не было. Приходилось собирать то, что осталось от срубленных деревьев у Ляпинской электростанции. Представьте? Девятилетний ребенок рубил топором пеньки, чтобы эти ошметки бросить в печь и дома тепло стало. Общая физическая подготовка отсюда и пошла… Под обстрелы я сам не попадал, но как-то раз, когда мы пошли смотреть на воронку от упавшего снаряда, вдруг там резко вспыхнула зажигательная бомба. Мы смогли быстро засыпать ее песком и потушить, а то беды было бы не миновать.

Детство Игоря Бровина прошло неподалеку от Ляпинской электростанции. Именно там, в так называемой канаве (сеть гидротехнических сооружений около электростанции. – Прим. авт.), он и научился плавать.

– Там и плавал с пяти лет. Родители на работу, а мы в футбол поиграли, да в канаву. Полно всегда ребятишек было. А что? Вода теплая, не так глубоко, да и широкая относительно. Потом в Волге плавали, как раз водохранилище еще только делали.

После этого Игорь Павлович пустился в пространные рассуждения о том, как устроена эта канава, и о том, какие турбины стояли на Ляпинке. Оставалось только удивляться, откуда такие мелочи остались в памяти мужчины.

Толчок спортивной карьере дали первые школьные соревнования по лыжам, в которых участвовал будущий чемпион. В восьмом классе он сразу же получил третий взрослый разряд по лыжам, потом за ним последовали второй разряд и победы на областных соревнованиях по бегу на полтора и пять километров. Во время службы на флоте Игорь Бровин также выделился сразу в нескольких видах спорта, позже даже став чемпионом СССР по гребле. После армии он какое-то время работал на заводе, а с 1965 года встал на тренерское поприще.

Победы и рекорды не считаю

В профессиональный спорт среди ветеранов Игорь Бровин пришел в начале нулевых. Тогда ветеранское движение в России не было развито, но успешные выступления земляка стали катализатором его создания.

После перечислений успехов ярославца на мировых турнирах невольно задаешься вопросом, сколько всего таких побед он одержал.

– Вы знаете, я не считаю, – смеется пенсионер. – Россию раз 70 выигрывал, ну или что-то около того. Европу и мир даже не знаю – надо считать. Пытались как-то, да забыл сколько. Я ж не ради медалей плаваю или рекордов, а чтобы выигрывать. Вторым местам, конечно, огорчаюсь: это же значит, что кто-то быстрее проплыл. Но обычно побеждаю. И плаваю я после инфаркта вполсилы, поэтому рекорды мира уже не ставлю, только России и Европы.

– Так вы и на чемпионате мира вполсилы всех обошли?

– Конечно! Только на стометровке тогда не получилось. Совсем чуть-чуть не хватило, касание проиграл – две сотых. Два раза щелкнешь секундомер, и то больше пройдет времени, чем этих две сотых.

– А как вы добираетесь на чемпионаты? Есть ли у вас спонсоры?

– Раньше помогали. Когда я плавал за московский клуб «Нептун», там были хорошие люди. Сейчас они иногда оплачивают дорогу. В мэрии тоже раньше немного помогали. А так по три тысячи за победу давали.

– Рублей?

– Ну конечно. Хотя на чемпионатах иногда хорошие призовые дают, иначе как, вы думаете, я в ту же Австралию поехать смог?! Тысячу долларов выиграл и полетел на них.

Видео победного заплыва ярославца (с 3.04.49)

История пропажи

– Вы стали известны после того, как спаслись, неделю проплутав по лесам. Как вообще вы потерялись и как смогли целую неделю провести на одних ягодах?

– Я пошел за ягодами в деревне на мое место. Выходишь из огорода, и через 300 метров сразу поляна. Потом решил углубиться немного дальше, а вокруг вода или травы по пояс. Поэтому пошел, где было чуть легче и травы поменьше. А там берез понавалено от ветра. Мне надо направо, а пройти можно только налево. Так постепенно и заблудился…

Рассказ о приключениях во время вынужденного похода в лесу затянулся почти на час. Всю неделю чемпион питался только ягодами, пил воду и проходил в день, по его словам, около 15 километров. Ориентировался он по солнцу… Несколько раз натыкался на заброшенные деревни, дважды встречался с квадрокоптером волонтеров, которые его искали, ночевал под открытым небом в лесу в одной рубашке и все это время был уверен в том, что сможет выйти к своему дому.

– Вышел к строящемуся коттеджу. Спросил, как дойти до моей деревни, и рассказал, что неделю уже как заблудился. А женщина, оказывается, слышала, что меня ищут. Чаю горячего и сладкого дали, полицию вызвали и в больницу Некрасовскую повезли.

– Правду говорят, что вы сбежали оттуда?

– Не сбежал! Просто раньше отпустили. Как я сбегу, если сначала ноги особо не слушались. Неделю по болотам ходил, там вода же одна. А мне же на чемпионат мира еще надо было. Сначала сказали шесть дней лежать, но через три дня увидели, что все нормально, сделали последнюю капельницу и отпустили. Хорошая там больница, относятся по-доброму. Обещал девушке-кардиологу коробку конфет завезти, да все не успеваю доехать. Обязательно привезу. На чемпионате мира два золота выиграл и одно серебро – чуть-чуть проиграл.

Русская душа

– Вы постоянно рассказываете об общении с друзьями из-за рубежа. Вы знаете иностранные языки? Или вам кто-то помогает?

– Да они по-русски больше с нами общаются. Кто как знает. Однажды на соревнованиях смотрю, иностранец не может снять с себя костюм. И так, и сяк – не получается. Ну, думаю, помогу ему. Подошел сзади, похлопал по спине его, расстегнул костюм. Потом еще раз. Тот так стоит спиной и говорит вдруг: «Истинно русская душа. Иван Пивоваров, Канада, будем знакомы».

– Чтобы стать таким спортсменом, надо держать себя в форме. Какие нагрузки вы для себя считаете нормальными?

– Если во время подготовки к чемпионату мира, то могу проплыть больше четырех километров за часовую тренировку. Разминаюсь всегда своими гантелями, минут по 20 машу ими с утра. Сейчас ведь больше выносливость нужна, чем сила. Стандартные упражнения все делаю. Подтягиваться, правда, уже сложно. Больше трех раз точно не смогу. Повисеть смогу, если вам надо сфотографировать (смеется).

– Сколько вы еще сможете плавать на таком высоком уровне? Есть ли те, кто наступает на пятки?

– Пока здоровье есть, буду плавать. Ведь плавание омолаживает. Здоровье дает. А сильные пловцы есть. Их много. Американцы, немцы, японцы. У американцев, конечно, на очень высоком уровне плавание развито. Система целая. У нас бассейнов-то нормальных спортивных не так много. Да и тренироваться за свои деньги надо. Вон в Швеции у меня у друга целый комплекс отстроили для ветеранов. И все бесплатно. Ладно, у нас иногда тоже получается бесплатно выбивать себе что-то, но ведь этого мало.

– Что бы вы хотели пожелать тем, кто дочитает это интервью до конца?

– Занимайтесь плаванием и другими хорошими вещами. Пока вы плаваете, вы молоды. Берегите природу вокруг себя. Видите, бумажка в лесу, поднимите, выбросите в пакет мусорный или закопайте хотя бы.

Фото предоставлены Ксенией Мумриной и скриншоты с видео с официального канала FINA на YouTube

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4qfh/
ЯрославльинтервьюИгорь Бровин

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость