Творения ярославского художника украшают частную коллекцию Оззи Осборна

Что приглянулось известному музыканту.

Канонические творения ярославского резчика по дереву и кости украшают храмы Валаама и Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова и даже частную коллекцию резных изделий известного британского рок-музыканта Оззи Осборна.

В школьные годы многие из нас занимались в кружках технического творчества: рисовали и лепили, пилили и строгали, изготавливали своими руками столярные и слесарные изделия, макеты самолетов и кораблей. Но только самые талантливые сумели пробиться в мастера и превратить детское увлечение в дело всей жизни.

Члену Союза художников России Петру Алешину сейчас немногим больше пятидесяти, и его жизненный путь тоже начинался со школьного кружка. Мальчишке повезло, его преподаватель Валентин Михайлович был хорошим воспитателем и художником, к тому же занимался чеканкой, резьбой по дереву и этим ремеслом сумел зажечь своего лучшего ученика. Петя перенял у учителя главное – трехмерное объемное мышление, то есть умение видеть финал будущей работы еще на стадии обработки заготовки. Ведь во время процесса достаточно одного неловкого движения, и все пойдет насмарку.

После окончания школы Петра призвали в армию. Он служил в Афганистане и многое повидал на необъявленной войне. Но сердцем не ожесточился, скорее, наоборот. Охотно откликался на каждую просьбу сослуживцев оформить им дембельские альбомы. Одному украшал листы с фотографиями, яркими рисунками, другому – искусной резьбой. Ребята были в восторге и выстраивались в очередь, чтобы привезти домой армейский шедевр.

В начале 90-х годов демобилизованный воин трудился в Рыбинске токарем на заводе. Время было тяжелое, зарплаты молодой семье не хватало, и Алешин стал подрабатывать резьбой по дереву – изготавливал и расписывал разделочные доски, точил баночки для сыпучих продуктов и другую домашнюю утварь. Но на рынке товар брали ни шатко ни валко, рукотворные изделия чаще расходились в качестве подарков друзьям и знакомым.

Бизнеса не получилось, и Петр ушел от бытового ширпотреба, начал вырезать вещи и картины «для души». По книгам и в интернете изучал различные стили и технику резьбы, изготавливал и настраивал инструмент. Особенно полюбились ему кованые резцы, ими было проще обрабатывать не только податливую липу, но и красное дерево, кап и мореный дуб. Великолепные шкатулки из капа пользовались спросом, красивые изделия из дуба после тщательной шлифовки тоже расходились как горячие пирожки.

– Я начал чаще посещать выставки прикладного творчества и присматриваться к работам более опытных коллег, вот так самоучкой и постигал секреты мастерства, – говорит Петр Валентинович. – Резчиков в России немало, кто-то делает африканские маски, кто-то специализируется на резных пейзажах и натюрмортах. А моей ипостасью стали иконы, киоты и другие предметы церковного назначения.

Мастер перебрался в Ярославль сразу после того, как десять лет назад его, жителя Рыбинска, приняли в Союз художников России. Маститые представители творческого союза по достоинству оценили талантливые произведения храмового искусства. Резные иконы Алешина выполнены строго по канонам, введенным древними мастерами несколько веков назад. Его руками для монастыря на острове Валаам сделан деревянный макет иконы высотой более метра, по которому специалисты-гальванопластики изготовили медную копию и установили над входом в старинную обитель. Немало заказов выполнил резчик для Петербургской епархии: скопировал редкую икону, хранящуюся в Русском музее, в соавторстве с ювелиром сделал для священнослужителей массивный крест и миниатюрную панагию, которой жалуют предстоятелей за особые заслуги. Из грушевого дерева вырезал немало предметов с серебряным обрамлением для церковных служб.

Самой серьезной своей работой Алешин считает резную копию знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Резчик полгода корпел над тем, чтобы повторить в дереве одну из самых загадочных и противоречивых работ великого итальянца. Если этот труд оказался не под силу даже многим художникам-реставраторам, то вдвойне сложнее было создать объемное резное изображение. Но Петр справился с этой задачей! Изображения Христа и двенадцати апостолов в точности копируют лики и позы тех, кто сидит за трапезным столом на картине классика мирового искусства.

Автору не раз предлагали продать редкую вещь, но он хранит ее для выставок, как и другие любимые работы. И постоянно привозит домой награды, добавляя к ним новые. Иногда сюжеты резных картин рождаются в голове мастера во время сна, и он с утра спешит сесть за рабочий стол в своей крохотной мастерской, устроенной в обычной ярославской квартире.

Однажды Алешин побывал в костромском Ипатьевском монастыре, где в сокровищнице увидел морские перламутровые раковины, на внутренней части которых красовались изображения святых. Если в старину создавали такие шедевры, почему не повторить их сейчас? Мастер с энтузиазмом принялся за дело, и у него снова получилось! Правда, пришлось приобрести набор специальных резцов и изучить технику обработки твердых материалов, зато этот опыт пригодился на новом этапе работы – при резьбе по кости и камню.

Не зря говорят, что капля воды камень точит. Петр начал с простого – вырезал декоративную рамку из рога лося, потом стал делать более сложные вещи из мраморного шамота, лазурита. Твердые материалы трудно поддавались ручной обработке, и хозяину пришлось приобрести стоматологическую бор-машину с крошечными фрезами и сверлами. Изделия резчика становились изящнее и ценнее, когда к работе подключались друзья-ювелиры и эмальеры. Одна из выставленных на продажу работ – православный крест, украшенный эмалью, – приглянулась популярному рок-певцу и музыканту из группы Black Sabbath Оззи Осборну, гостившему в России.

Терпение и труд, помноженные на талант, помогли резчику выполнить необычный и сложнейший заказ – изготовить из пластин бивня мамонта двенадцать икон, символизирующих святые двунадесятые праздники. Редкий материал предоставил заказчик и остался доволен миниатюрными изделиями размером 14х14 сантиметров. Сейчас эта выставочная работа украшает экспозицию галереи «Русская икона» в Санкт-Петербурге.

– У меня есть задумка делать нательные изделия из серебра с резными деталями из кости, думаю, людям они понравятся, – делится опытный мастер планами на будущее.

Фото Анны Соловьевой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n50fn/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость