Главное:
-

«Искусственный интеллект должен быть помощником». Доктор наук о том, как выжить в современном мире

Цифровые технологии стремятся захватить позиции во всех сферах деятельности. Так ли легко сдастся человечество? На самом деле есть территория, где искусственному интеллекту невозможно нас обыграть. Об этом рассказала на лекции, которая состоялась в рамках научной программы кинофестиваля «В кругу семьи», знаменитый российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Татьяна Черниговская.

Та эпоха, в которой мы оказались, это антропологический вызов, это вызов нашему биологическому виду, всем людям сразу. Мы попали в ситуацию, в которой человечество не было еще никогда. Как назвать биологический вид, которым мы сейчас являемся? Наш биологический статус ученый определила как Homo Confusus, то есть «человек растерянный», так как мы потеряли контроль над ситуацией. Мир перестал быть человекомерным. Когда счет идет на нанометры и наносекунды – это другой мир, а меж тем мы в нем живем. Как сделать так, чтобы не пугаться перемен, не испытывать от этого стресс?

Татьяна Владимировна видит несколько важных факторов, которые могут помочь нам преодолеть эту проблему. Во-первых, нужно приучать детей к постоянно изменяющемуся миру. Надо учить и их, и себя прежде всего обучаться новому. Причем помогать в этом должны реальные, живые люди. Процесс обучения должен включать в себя не онлайн-курсы, высокотехнологичные программы или интернет-тренинги, а личность человека. Знания должны переходить от учителя к ученику, ведь только так мы можем прийти к пониманию того предмета, который изучаем.

Для того чтобы человек не впадал в постоянный невроз, он должен заранее знать, что все время вокруг будут изменения. Это очень трудная задача для нашей нервной системы. Мы должны так подготовить детей, чтобы они не боялись этих перемен, приучить к тому, что нестабильность и переменчивость современного мира – это норма. Но пока мы бросаем детей в мир, в котором сами не знаем правил поведения, и ребенку не в силах дать никаких инструкций. Мы требуем от него усвоения академических знаний, но не говорим, как жить в этом мире. Кроме того, мир полон стресса.

– Ребенок должен понять, что у него есть право на ошибку. Нет людей, даже суперталантливых, у которых нет провалов. А еще мы должны научить детей, как в этом мире не потеряться. Даже у самых глупых людей мозг сложнее всего, что есть во Вселенной. Цифровая эпоха ведет нас в сторону искусственного интеллекта. Если мы хотим его как помощника, это одно. Но если мы хотим себе замену, то сами чем займемся? Если вы всерьез считаете, что освободившиеся от тяжелого труда люди займутся высоким искусством – вы ошибаетесь. Наступит цивилизация праздности. Такое уже было – Древний Рим. Где он? Кроме руин, ничего не осталось, – говорит Татьяна Черниговская.

Суперкомпьютер не делает ошибок, но не делает и открытий. Он собирает информацию, которую другими способами собрать нельзя. Но открытия не совершаются путем алгоритмических действий, они происходят там, где все прошли мимо, где все говорят: так не бывает. «Гениальное – это всегда ошибка. Чтобы образовалась жемчужина в раковине, туда должна попасть песчинка – что-то «неправильное», инородное», – говорил Альфред Шнитке.

Появление самосознания у андроида опасно, мы не сможем с этим справиться, потому что скорости, с которыми мы думаем, несопоставимы со скоростями железных монстров. Это вопрос не количественных, а качественных изменений, это сверхбыстрый мир, мы не знаем правила игры, и нас могут там надувать. И почему искусственный интеллект, саморазвиваясь, должен стремиться к тому, чтобы быть как человек? Он может начать развиваться по совершенно другой линии. И тогда мы вообще не будем ничего понимать. Мы увидим эту опасность? Сомнительно…

– Мы разогнались, нам говорят: быстрее надо, быстрее, кто не сможет быстрее, тот проиграл. Куда бежим? Как называется место, в которое мы стремимся с такой скоростью, к концу чего – концу собственной жизни, концу света? Может, стоит, наоборот, остановиться, сесть и подумать, что происходит, – говорит Татьяна Владимировна.

В свое время был научный проект – идея записать, как организованы знания у выдающихся представителей разных специальностей. Допустим, очень хороший, но не гениальный диагност будет рассказывать, как он ставит диагноз, но вам это не нужно, об этом написаны тысячи учебников. А как это делает гениальный диагност? Он всегда, к какой бы специальности он ни принадлежал, ответит: «Да не знаю. Я просто вижу».

Серьезного эксперта по живописи, который дает рекомендации для Сотбис, спросили: «Перед вами будет лежать Боттичелли и его феноменальная копия – как вы определяете подделку?» При этом не имелся в виду анализ холста, красок и все современные методы. Он тоже сказал: «Так я вижу».

Спиваков, знакомясь с записью, где Эйнштейн играл на скрипке, заметил: «Он играет очень неплохо, более того, это скрипка Страдивари». Спрашивать, откуда у него информация про мастера скрипки, бессмысленно – он слышит. Его ухо это точно знает. Каким алгоритмом это описывается? Никаким.

Как отличить правду от вымысла, реальность от совершенной имитации, подлинник от копии, шедевр от искусной техники?

По научно-фантастическому роману «Видят ли андроиды электронных овечек во сне» снят фильм «По лезвию бритвы» с Харрисоном Фордом. Там ровно те темы, о которых говорим. Главному герою надо узнать, барышня, с которой имеет дело – настоящая или репликант. Он пытался определить это при помощи тестов, ранних воспоминаний. Она передавала ему тонкие вещи – запах яблока и так далее, и он почти убедился, что она человек. Но с этими андроидами ни за что не уживались домашние животные, потому что у них есть нюх. Они знают, где правда, где нет, они чуют – не тот.

Рухнули все базовые принципы организации социальной жизни. Появился «синдром отложенной жизни». Мы говорим детям: если ты будешь хорошо себя вести, отлично учиться, то потом у тебя будет замечательная жизнь… А сейчас у него не жизнь, черновик?

Что должны дети делать, когда им на каждом углу говорят: главное, чтоб у тебя были поострее локти, ты всех распихаешь, и тогда у тебя будет жизнь так жизнь. А при этом он изучает «Войну и мир», Тургенева, Чехова. Что они должны делать – в школе им говорят о человечности и милосердии, а дома – ты локтем его сбей, у тебя же дорога будет свободна. Удивительно, что у них нет раздвоения, шизофрении! Как можно справиться с этим?

Мозг – не решето, из него ничего не высыпается. Он помнит все, мимо чего вы прошли, на что посмотрели и что унюхали. Поэтому надо читать серьезную литературу, слушать сложную музыку, общаться с умными людьми. Только так мы сможем противостоять цифровому миру, не дать ему поглотить себя как личность.

«Искусственный интеллект должен быть помощником, а не заменой человека. Мы хотим дальше жить на этой планете? Освободившись от тяжелого физического труда, человек вряд ли будет писать сонеты и играть на лютне».

 

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp