Главное:
Как закалялась эмаль. Ярославские художники создают иконы для восстанавливаемых храмов

Как закалялась эмаль. Ярославские художники создают иконы для восстанавливаемых храмов

Уже три года ярославские художники-эмальеры Владимир и Альбертина Арискины реализуют проект «Возрождая прошлое – созидаем будущее», создавая иконы для восстанавливаемых храмов и монастырей Ярославской и соседних областей. Современное искусство супругам тоже не чуждо, о чем говорит очередная выставка, открытая в их галерее.

Икона в дар

Десятиметровую надвратную икону на фасаде церкви Покрова Богородицы в селе Великом Гаврилов-Ямского района видно издалека. Ее краски яркие, насыщенные, отчего возникает ощущение праздника, тепла, защищенности, любви. Выполнено панно на листах меди в технике горячей эмали и мозаики. Свой подарок селу с богатой историей ярославские художники Владимир и Альбертина Арискины начали создавать в начале 2020 года и завершили в октябре. Разница с предыдущим состоянием храма разительная, ведь исторические изображения на фронтоне здания давно выцвели и были утрачены, в последнее время это была просто белая стена. Местные жители в восторге. Они задумали подчеркнуть красоту панно подсветкой, чтобы любоваться им можно было и днем, и в темное время суток.

– Своей работой мы стремились акцентировать внимание живущих в селе Великом и приезжающих в него на уникальности, самобытности этого удивительного места. Очень важно, чтобы каждый из нас понимал ценность той исторической среды, в которой существует, – говорит Владимир Арискин.

Прошлое подобно стволу могучего дерева, от которого отрастают ветви все новых и новых поколений. Если связь разорвана – ветка может засохнуть. Чтобы этого не допустить, в 2018 году Арискины запустили проект «Возрождая прошлое – созидаем будущее», цель которого – помочь восстанавливаемым храмам вернуть себе былую красоту и благолепие.

– Во множестве церквей к настоящему времени почти утрачено изобразительное убранство, не сохранились стеновые росписи, потеряны алтарные и храмовые иконы, которые неотделимы от церковного служения. В наших силах это изменить, – объясняет художник.

Важно, что благодаря применяемой мастерами технике иконы получаются практически «вечными»: горячая эмаль в гораздо меньшей степени, чем дерево и фресковая живопись, подвержена перепадам температуры и влажности, поэтому не требует поддержания особого микроклимата в здании. Не имеет принципиального значения, находится она в теплом зимнем храме или в неотапливаемом летнем.

В технике горячей эмали Арискины и их единомышленники создали иконы для церкви Михаила Архангела, церкви Петра митрополита, Кирилло-Афанасиевского монастыря в Ярославле, церкви в селе Никола-Ухтома Первомайского района Ярославской области и других. Для церкви Николая Чудотворца в Гаврилов-Яме изготовили витраж, позднее задумались о мозаике. А недавно мозаика украсила храм в селе Левашово Некрасовского района, правда, в рамках уже другого проекта.

Фруктовые истории

А еще Арискины вот уже 6 лет как владельцы частной галереи современного искусства. Она у них относительно небольшая, камерная, но находится в историческом центре Ярославля вблизи Стрелки. 

Недавно здесь открылась новая экспозиция «Фруктовые истории» (0+) – вкусная во всех смыслах этого слова: она о плодах щедрой осени – ярких, спелых, сочных, которые изображены на картинах и воплощены в произведениях декоративно-прикладного искусства. Они выглядят как настоящие и даже, кажется, источают тонкий аромат. Лишь потом осознаешь, что так сладко и аппетитно пахнут груши и гранаты, разложенные на подносе в глубине зала.

– В проекте участвуют 20 художников, среди которых есть именитые и начинающие. Они по-разному видят мир и работают в разных техниках, – рассказывает Альбертина Арискина.

Народный художник РФ Валерий Теплов представил живопись, резчик по дереву Игорь Голяков – барельефы, вырезанные из цельной доски, Ольга Волкова – акварели, Алексей Золотов и его ученики – керамику, Альбертина и Владимир Арискины, Елена Сахарова, Людмила Зайчикова, Ольга Польшина, Петр Сиротюн – произведения в технике горячей эмали.

– Натюрморт – это гораздо больше, чем просто изображение неодушевленных предметов. У каждой композиции – свой подтекст, скрытый смысл, своеобразная философия. Понимать, что хотел сказать автор, – это как научиться читать по губам, – удивляет Альбертина.

Например, вот на картине разрезанная груша. В зависимости от палитры красок и того, что находится рядом, это может означать «мы – две половинки одного существа» либо «мы никогда больше не будем вместе», а может служить выражением мироощущения автора. Образы-символы характерны для этого жанра изобразительного искусства.

А «Путешествие фиолетовой груши» Маргариты Журавлевой – настоящий тревел-блог в красках.

– Я всегда считала, что преображать мир и нести прекрасное людям – очень важная и высокая миссия. Вдохновленная этой идеей, обучалась в художественной школе, а затем окончила Московский архитектурный институт. Но полностью посвятить себя творчеству мне удалось лишь годы спустя. Важной вехой стало освоение техники горячей эмали в ярославском центре «Эмалис», – признается Альбертина.

Ее муж Владимир Арискин в 1986 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Проявил себя как талантливый художник-монументалист. А его  супруга много лет успешно занималась предпринимательством в сфере торговли. Но когда на региональный рынок пришел сетевой ретейл, стало ясно: каждый должен делать то дело, в котором является профессионалом.

– Свою галерею мы открыли в 2014-м и начали организовывать по 10-12 экспозиций в год, выставляя у себя работы художников Ярославской области и других регионов, зарубежных коллег. Все шире круг людей, которым наш концепт современного искусства интересен. К сожалению, среди них практически нет коллекционеров, с которыми мы как будто существуем в параллельных мирах, – поясняет Альбертина.

Она уверена, что частная галерея – это не столько бизнес, сколько просветительско-миссионерский проект, когда во главу угла ставится задача привнести в нашу жизнь новую эстетику, помочь расцвести в душе зрителей тяге к искусству и красоте. Прав был Паоло Коэльо, когда говорил: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение».

Фото Анны Соловьевой

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber