Главное:
Когда дворцы были школами. Чему учили ярославцев в середине прошлого века

Когда дворцы были школами. Чему учили ярославцев в середине прошлого века

Для ярославцев старшего поколения, которое стремительно уходит от нас, красивый дом на улице Свердлова – Дворец бракосочетаний – связан совсем не со свадебными воспоминаниями. Именно здесь еще полвека назад располагалась знаменитая на весь город начальная школа №1.

Накануне замечательного осеннего праздника – Дня учителя – в редакцию нашей газеты заглянула одна из выпускниц начальной школы №1 – Тамара Спиридонова, почетный работник высшего профессионального образования РФ, долгие годы работавшая доцентом кафедры общей физики ЯГПУ. А вспоминали мы ее первую учительницу – Надежду Ивановну Лебедеву – и удивительную атмосферу послевоенной поры...

«Этические зарядки»

Особняк на Свердлова, ранее – Борисоглебской улице построил владелец свинцово-белильного завода Николай Сорокин в 1908 году. И уже в 1913-м там разместились первые классы частной гимназии Щеголева. В советское время дети продолжали постигать здесь азы школьной премудрости. С 1934 года заведующей школой работала легендарная Анна Ефимовна Безобразова – талантливый педагог, администратор, скульптор.

– Царственная Анна Ефимовна – именно так я запомнила ее в 1946 году, когда впервые пришла в первый «Б» класс образцовой начальной школы №1, находившейся за углом нашего дома, – вспоминает Тамара Николаевна. – Всегда статная, в темном костюме и белоснежной блузке, она была примером деловой женственности, утонченных манер. В юности Анна Ефимовна обучалась в Санкт-Петербургской Елисеевской женской школе закрытого типа, а после революции стала учительницей, закончила Ярославский пединститут.

Атмосферу сказки, торжественности, красоты заведующей школой удавалось поддерживать в самые трудные для страны годы и заряжать ею полуголодных ребят послевоенной поры, попадавших сюда из своих бараков и тесных коммуналок. Маленький дворец с огромными окнами, обилием света, паркетным полом, лестницей, увитой зеленью, фикусами и пальмами в каждом классе стал настоящим вторым домом для юных ярославцев, большинство из которых впоследствии стали уважаемыми, заслуженными людьми. Как вспоминала бывший музейный работник Маргарита Шпакунова, в школе никто не кричал на детей, отношение к ним было заботливое и участливое. В третьем классе уже преподавали французский язык, для всех классов организовывали праздники, ставили пьесы.

Интересно, что помимо традиционных школьных занятий и мероприятий той поры Анна Ефимовна старалась прививать ребятам – в основном из бедных семей, росших без отцов, погибших на фронте – хорошие манеры, в правилах школы были так называемые «этические зарядки». Учила детей, как правильно пользоваться носовым платком, как здороваться с поклоном, ухаживать за обувью и одеждой – это у ее учеников осталось на всю жизнь.

Заведующая относилась и к ребятам, и к учителям с материнской строгостью, но при этом по-настоящему любила многих. Учили детей в образцовой начальной школе №1 в основном женщины с непростой судьбой, окончившие в свое время классические гимназии, потерявшие близких в мясорубке революций и войн, но при этом сохранившие честность, порядочность и способность по-настоящему отдавать себя педагогической работе. Одной из них была Надежда Лебедева.

Одна из трех Надежд

– Наша первая учительница Надежда Ивановна с первых дней покорила меня своей серьезностью, манерой держаться, речью, одеждой, – вспоминает Тамара Спиридонова. – Достаточно сказать, что уже в третьем классе я решила стать такой, как она, – учителем. Интересно, что первых педагогов в двух других параллелях тоже звали Надеждами – Надежда Ивановна Попова и Надежда Константиновна Алтынова. Но нашу Надежду Ивановну я считала самой-самой!

Надежда Лебедева в свое время окончила с серебряной медалью саратовскую гимназию и была оставлена в ней преподавать. В годы гражданской войны она перенесла смерть своих маленьких детей-близнецов, голод, тиф. Не вступала в партию, поскольку отличалась и «повышенным вниманием к своей внешности», как это называли в те времена, и порой чересчур острым языком. Но это не помешало ей получить высокую государственную награду – орден Ленина. В военные и послевоенные годы в Ярославле к ней в класс стремились отдать своих детей родители, знающие цену образованию и воспитанию, – преподаватели педагогического института, врачи и другие представители интеллигенции той поры.

– Надежда Ивановна не разделяла нас по признаку материального благополучия, а ценила способности, ум и прилежание, – вспоминает Тамара Ивановна. – У меня сохранилась фотография нашего З-го «Б» класса: 40 учеников, из них 22 мальчика. Отцы многих детей не вернулись с войны. Пытливые детские глаза, бедная одежда... Пионерские галстуки еще не у всех – к пионерам тогда предъявляли очень высокие требования. У мамы не было денег на фотографию, и Надежда Ивановна выкупила ее для меня. Нашей семье жилось очень трудно, поскольку мама осталась одна с тремя дочерьми после смерти отца из-за осложнений боевых ранений.

В средних школах в то время было раздельное обучение. После окончания образцовой начальной школы №1 в 1950 году девочек перевели в школу №4 имени Н.А. Некрасова, а мальчиков – в школу №33 имени Карла Маркса.

– Учась в средней школе, я не теряла связи с Надеждой Ивановной, помогала донести стопки тетрадей до дома, постепенно она стала доверять мне их проверку, – вспоминает Тамара Спиридонова. – Всегда живо интересовалась нашими проблемами, радовалась успехам, сочувствовала в случае неудач. Я иногда доверяла ей то, о чем даже маме не могла рассказать. Сама она никогда не отчаивалась и не жаловалась на судьбу, хотя пережила много драматических событий. В 1954 году у Надежды Ивановны начались проблемы со здоровьем, и я проводила за нее уроки в 4-м классе, будучи восьмиклассницей. В этом классе учились сыновья профессоров ЯГПИ – М. Чернов, И. Андреев и В. Рогинский, другие «непростые» дети, но я справилась, за эту работу мне даже заплатили. А Надежда Ивановна так и не смогла выпустить тех своих учеников, у которых я замещала уроки, – болезнь оказалась слишком серьезной…

Благодарная память – для потомков

С момента последнего выпуска учеников образцовой начальной школы №1 прошло почти полвека, но воспитанники бывших дореволюционных гимназисток и институток бережно хранят благодарную память о своих первых наставницах. Когда в начале нулевых выпускники школы №1 стали собирать средства на мемориальную доску Анне Ефимовне Безобразовой, инициативной группе удалось привезти из Санкт-Петербурга ее уникальный архив, сохраненный родственниками, и передать его в Музей истории города Ярославля. Самоотверженно преодолев сопротивление чиновников, в 2007 году выпускники школы на улице Свердлова добились долгожданного события – установки на Дворце бракосочетаний мемориальной доски.

– В 2007 году мы, бывшие ученики школы №1, праздновали замечательное событие – у нашей школы появилась мемориальная доска, – рассказывает Тамара Спиридонова. – К сожалению, инициатор ее установки – Майя Логинова – не дожила до 24 сентября, когда мы, однокашники, сфотографировались у нашей бывшей школы с мемориальной доской на фасаде. И на кладбище в Песочном, где похоронена наша Анна Ефимовна, мы тоже бываем. В 2015 году заменили памятник, установили новый.

А память о первой учительнице Тамара Спиридонова хранит в своем сердце до сих пор.

– Два окна на втором этаже дома №81 по улице Республиканской, где жила наша Надежда Ивановна, смотрят прямо на педуниверситет, где я проработала почти полвека, – рассказывает Тамара Николаевна. – И не было дня, чтобы по дороге на занятия я не подняла голову к этим окнам.

При подготовке статьи использованы материалы из личного архива Т.Н. Спиридоновой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4qev/
Ярославльобразование

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость