-
Контроль за ценами на маски и продукты. На какие обращения реагировали ярославские антимонопольщики в период пандемии

Контроль за ценами на маски и продукты. На какие обращения реагировали ярославские антимонопольщики в период пандемии

Помните, в начале пандемии COVID-19 мы возмущались резко выросшими ценами на медицинские маски и санитайзеры? 

А дефицит гречи и других круп тогда заставлял нас ни свет ни заря бежать из магазина в магазин, скупая все и вся. 

Однако наши проблемы тогда, как под микроскопом, изучали многие контролирующие структуры, среди которых особое место было отведено Ярославскому УФАС.

В период пандемии антимонопольная служба активизировала свою деятельность, чтобы в условиях вызванного временными ограничениями сокращения товарного рынка у недобросовестных его участников не возникло искушения погреть на этом руки. Поэтому ярославские антимонопольщики работали практически без выходных: проверяли в магазинах и аптеках состояние цен на социально значимые товары, рассматривали жалобы в режиме видеоконференций, ужесточили надзор в сфере госзакупок, обеспечивали условия для развития конкурентной среды.

Первое полугодие 2020 года оказалось для сотрудников Ярославского УФАС трудным, но результативным. За полгода было проведено 95 внеплановых и плановых проверок в отношении субъектов контроля. В 32 закупках были выявлены нарушения. Возбуждено 107 дел об административных правонарушениях, по 92 из них вынесены постановления на общую сумму более чем 1 млн рублей.

– В период пандемии на Федеральную антимонопольную службу были возложены важные задачи по контролю цен на социально значимые продукты, медицинские маски и лекарственные препараты. Мы работали с повышенной напряженностью, не закрывались даже в праздничные и выходные дни. Практически постоянно наши сотрудники были готовы принять обращения граждан по горячей линии. Ежедневно мы выходили в торговые сети и аптеки, где фиксировали цены на товары из контролируемой группы с целью проведения мониторинга и недопущения злоупотреблений, – рассказала на пресс-конференции временно исполняющая обязанности руководителя Ярославского УФАС Елена Гудкевич.

Список социально значимых продуктов определен постановлением Правительства РФ. В нем разные виды круп, макаронные изделия, сливочное масло, молоко, картофель и другие овощи, яблоки и многое другое. В России цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию. У нас рыночная экономика, и наказать того или иного продавца за то, что на волне повышенного спроса он повысил цену на ходовой товар на рубль-два проверяющие не имеют права. Иное дело, если это монополист – то есть компания, занимающая доминирующее положение на рынке, или если предприниматели вступили в картельный сговор.

– В период пандемии наши коллеги из Челябинской области выявили факт злоупотребления: местные оптовые поставщики намеренно удерживали на складах гречу, чтобы произошло искусственное ее удорожание. Естественно, по этому факту были приняты меры реагирования. По горячим следам мы провели внеплановую проверку ярославских оптовиков и выяснили, что запасы гречневой крупы на их складах даже ниже рекомендуемого планового остатка. То есть имеющийся в наличии товар они сразу отправляли в торговые сети, – отметила Елена Владимировна.

Многие ярославцы помнят случившийся в период пандемии имбирно-лимонный ценовой рывок, когда стоимость якобы спасающих от коронавируса продуктов взлетела в разы.

– В перечне социально значимых их нет, поэтому поначалу цены на них мы не контролировали. Но когда на пике ажиотажа нам дали такое поручение, мы этим занялись. И ситуацию удалось нормализовать, – говорит Елена Гудкевич.

Особое внимание уделяли антимонопольщики рынку медицинских изделий.

– Помню одно из обращений периода пандемии: заявитель пожаловался, что в двух соседних аптеках стоимость медицинских масок различается чуть ли не вдвое. Но ведь это как раз подтверждает, что в продаже имеется товар по разной цене, и можно выбрать оптимальную. У нас не наблюдалась такая картина, как в одном из субъектов Федерации, где оптовый поставщик поднял цену на медицинские маски на 957 процентов. Антимонопольный орган, выявивший злоупотребление, сразу на это среагировал: выдал предостережение о недопустимости таких действий, – делится Елена Владимировна.

Сурово наказывают антимонопольщики предпринимателей, вступающих в сговор ради удержания цены. В предыдущие годы Ярославское УФАС выявляло такие злостные нарушения, причем особенно возмутительно, что такие действия совершали фирмы, занимающиеся поставками лекарств в лечебные учреждения региона. Выяснилось, что участники аукциона размещались по одному и тому же адресу и даже заявку подавало одно и то же лицо. Такие правонарушения наказываются штрафом в размере более 3 миллионов рублей. Строгие кары возымели свое действие: в этом году ни одного примера картеля на территории Ярославской области не выявлено.

Об итогах деятельности УФАС в сфере контроля закупок по 44-му федеральному закону рассказала заместитель руководителя управления Светлана Лебедева. Она выразила обеспокоенность тем, что участились случаи нарушений, связанные с ненадлежащим рассмотрением заявок участников закупок. Но и сами участники порой перегибают палку. Например, ряд компаний посчитали неправомерным выдвинутое заказчиком требование о наличии серьезного опыта у подрядчиков, претендующих на заключение контрактов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Их жалобы остались без удовлетворения, что вполне понятно: если фирма не занималась дорожным строительством и ремонтом, не имеет ни соответствующей техники, ни специалистов, как она сможет выполнить взятые на себя обязательства? Как обеспечит должное качество работ и устранение возможных дефектов в течение гарантийного срока? Раньше таких однодневок, у которых лишь стол да компьютер за душой, на торгах было пруд пруди, и они зачастую выигрывали, предложив небывало низкую цену, исключающую соблюдение технологии. В результате по весне снег сходил вместе с асфальтом. Теперь этому поставлен заслон.

А жалобы транспортных компаний подтверждают, что на рынке пассажирских перевозок обостряется конкурентная борьба за потребителя. К примеру, ряд рыбинских предпринимателей попросили наказать местных троллейбусников за несоблюдение прописанного в контракте графика выпуска машин на линии. Троллейбусы стали ходить… чаще, чем значится в расписании. Жителям города удобно – а маршрутчикам обидно, ведь их клиент уезжает другим видом транспорта.

– Во время пандемии мы рассматривали жалобы в формате видео-конференц-связи. Он оказался очень удобным: если раньше многие заявители не имели возможности приехать на рассмотрение своего вопроса и просили провести заседание без своего участия, то теперь абсолютное большинство пользуется возможностью участвовать в удаленном режиме, – подчеркнула Светлана Николаевна.

– Будет ли доказавший свою востребованность формат использоваться после снятия всех ограничений, введенных в период эпидемии? – задали вопрос журналисты.

– Да, именно на это нас ориентирует центральный аппарат антимонопольной службы, – ответила Светлана Лебедева.

Сотрудники Ярославского УФАС планируют улучшить качество видео-конференц-связи, оборудовать для ВКС специальный зал.

Фото из архива "Ярославского региона"

Антимонопольная служба

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber