Победитель конкурса «Учитель года» рассказала об опасности гаджетов для школьников
Преподаватель истории Любимской основной школы имени Вадима Орлова Наталья Волкова в этом году стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года» и будет представлять нашу область на общероссийском уровне. Поговорить о школе и школьниках с лучшим ярославским педагогом наш корреспондент решил в День учителя.
– Наталья Вадимовна, поздравляем вас с профессиональным праздником и победой на региональном этапе главного учительского конкурса! До этого вы выиграли муниципальный этап. А с чего начался этот путь?
– Мне до сих пор кажется, что это не про меня. Совершенно неожиданно на меня свалилась такая публичность, к которой я, честно признаться, не очень готова.
Все началось в далекие 2000-е. Тогда мы с мужем и детьми переехали из Ярославля в Любим. Маленький город, собственная земля необходимы были для того, чтобы преодолеть непростой для нас период. По образованию я филолог, но здесь мне предложили должность учителя истории. И я с радостью согласилась. История – это моя безумная любовь, и все, что ее касается, откликается во мне. Хотя формально, пожалуй, казалось, что я сдала позиции: русский язык – это все же обязательная дисциплина – сменился историей, а большой город – маленьким...
На конкурс я попала, можно сказать, случайно. Подходило время переаттестации. Из всего, что предлагалось в плане педагогического роста, мне наиболее приемлемым показалось выступление на конкурсе «Учитель года» на уровне района. Город небольшой, всех знаешь. А дальше уже как-то само нечаянно вышло.
Конечно, я понимаю, что не смогла бы прийти к этой победе без поддержки коллег. У нас в школе очень крепкая команда.
– Что было для вас вызовом во время конкурса?
– Психологически сложен был период ожидания, переживала, как воспримет меня аудитория. А когда уже начиналось само выступление, я практически не волновалась. Конечно, к публичности в школе привыкаешь. Но одно дело, когда урок ведешь со своими детьми, которых знаешь с пятого класса, и совсем другое, когда перед тобой взрослая аудитория с уже сложившимися представлениями о жизни, педагогике. Преодолеть эту тревогу было сложнее всего.
Но помогла и поддержка коллег, и позитив от новых знакомств с участницами конкурса, и от общения с детьми – внеурочное занятие я проводила в пятом классе ярославской школы №36, и ребята были настолько открыты, готовы к общению, они настолько живые, честные, что меня этот урок тронул до слез.
– Чем он запал в душу?
– В каком классе и какое из пяти направлений внеурочной деятельности нужно будет представить, решалось жребием. Когда я вытянула пятиклассников, сначала немного испугалась. Чем старше дети, тем легче мне находить с ними общий язык. Но все получилось очень искренне, душевно и даже трогательно.
Наш урок назывался «Друг детства». По мотивам одноименного рассказа Виктора Драгунского, в котором Дениска, мечтая стать боксером, чуть не начал отрабатывать удары на лучшем друге детства – плюшевом медведе. На урок ребята принесли своих друзей детства – мягкие игрушки. Они и рассказали судьбу своих любимцев: кому и как досталась игрушка и почему она стала настоящим другом.
– Если уж речь зашла об игрушках, ни для кого не секрет, что современные дети много времени проводят в гаджетах. Компьютерные игры, мультфильмы занимают огромную часть их жизни. По вашему мнению, как это может повлиять на развитие личности школьника?
– По статистике, экранное время современных детей – 8 часов. И это страшная проблема. При этом только 2 – 2,5 часа дети общаются лицом к лицу с собеседником. Я наблюдаю эту тенденцию по своим детям. Недавно психолог Андрей Курпатов сказал, что наступает эпидемия цифрового аутизма. И я, к сожалению, во многом согласна с ним в этом вопросе. Кто такой аутист? Это самозамкнутый человек, который не может общаться с другими. Современные дети также не могут выдерживать долгий психологический контакт, не могут выстраивать длительные отношения, их не интересует внутренний мир другого человека, они сразу ныряют в соцсети и цифровое общение. А оно другое...
Отсюда много проблем. Например, они не всегда представляют, каким хотели бы видеть свое будущее. Особенно я это замечаю у нас, в глубинке.
С другой стороны, мир настолько интересен, что и целой жизни не хватит, чтобы узнать и увидеть все, что хочется. И в этом плане интернет – хорошее подспорье. Он позволяет слушать лекции, посещать музеи, театры и выставки.
– Наталья Вадимовна, по вашим наблюдениям, дети в маленьком городке, таком как Любим, чем-то отличаются от ребят из областного центра?
– Во время уроков в рамках конкурса я заметила, что ярославские дети более целеустремленные, более открытые и доверчивые. У них более развита речь, и когда им есть что сказать, они говорят. Возможно, это плоды более системного воспитания в семье. У нас в Любиме многие родители заняты тем, чтобы заработать и обеспечить детей, а на воспитание времени остается совсем немного. Наши ребята больше готовы слушать, чем говорить. Но души и тех, и других хотят одного – реального и личностного взаимодействия с учителем.
– А это личное общение, на ваш взгляд, принципиально отличается от цифрового?
– Безусловно, и в этом плане дистант был показательным. Чем выше интеллект конкретного школьника, тем больше он готов к онлайн-формату занятий. Зная свою цель и умея выбирать способ ее достижения, такой ученик находит необходимый материал и работает. Но чем меньше ребенок социализирован, тем меньше он готов к дистанту. Фактически он не может идти без пошаговой инструкции.
У нас были дети с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями, которые не смогли работать в таком формате. И не потому, что не было технической возможности – она как раз была, а потому, что не хватало личностного контакта. Учитель для них – и мотиватор, и навигатор. На уроке ученики могут задать любой вопрос, и это важно. Конечно, и во время дистанта некоторые писали сообщения, но ведь письменное и устное общение очень сильно отличаются.
– Получается, им не хватает живого общения, и они получают его там, где могут?
– Это парадокс. С одной стороны, они в соцсетях и сообществах, с другой – им до боли не хватает живого диалога. Родители или работают, или сами сидят в телефонах и компьютерах. Сегодня это реальная опасность – уйти с головой в виртуальный мир. Я и сама, хотя у меня тоже дети, порой ловлю себя на мысли, что мне бывает интереснее там, в интернете, где столько информации, столько всего непознанного и интересного. Но рядом есть близкие – те, кому нужно обычное теплое человеческое общение. И если мы его потеряем, думаю, потеряем не одно поколение.
– И это общение они могут найти не только в семье, но и в школе?
– Для конкурса мы с психологом провели опрос. Спрашивали детей: «Какой учитель тебе нравится?», Мало кто из детей говорил: знающий, грамотный, начитанный. Большинству хотелось бы видеть учителем человека, который бы понял их, принял такими, какие они есть, был бы тем, кому можно доверять. Думаю, что работа учителя сейчас – это отчасти работа психотерапевта.
– Для вас быть учителем – это…
– Быть человеком и сохранять свою человечность. Не превращаться в робота или автомат по выдаче знаний, сохранять интерес и вкус к жизни.
Искренность – важный момент в нашей работе. Если ты к этому не готов, то не сможешь быть учителем. Умение создать доверительную атмосферу, выстраивать доброжелательные отношения, на мой взгляд, – необходимое условие для учителя в современной школе.
И еще очень важно, чтобы слова соответствовали действиям. Вы знаете, что Жан-Жак Руссо, который писал трактаты о воспитании, отдавал собственных детей в приют. Во мне это вызывает когнитивный диссонанс. Сегодня у нас эпоха вербализации, мы много рассуждаем на темы педагогики, технологий и мотивации, но при этом что происходит в школах? К сожалению, очень часто теоретические знания и наработки в области педагогики остаются просто теорией.
Для меня критерий истины – практика. Если ты говоришь о чем-то, ты должен стараться воплотить это в жизнь.
Фото из архива Натальи Волковой и «Ярославского региона»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5e3l/
Комментарии: