Главное:
-

Кукольники помогают ярославским родителям занять оставшихся дома малышей

Пока в детских садах из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки работают только дежурные группы и многие ребятишки сидят дома, у их родителей появились неожиданные помощники – куклы и оживляющие их театральные артисты. Десятки кукольных спектаклей сейчас можно посмотреть в удаленном режиме – совершенно бесплатно. Кроме того, мастера-кукольники учат всех желающих создавать мини-театр прямо у себя дома.

На машине времени

Ярославский государственный театр кукол организовал беспрецедентную акцию: выложил на своем сайте, а также на страницах в соцсетях видеозаписи около полутора десятков спектаклей разных лет.

– Сейчас можно посмотреть бережно сохраненные нами записи спектаклей, которых уже нет в репертуаре. Это действительно очень редкая возможность. Маленькие зрители увидят постановки, которые уже не идут на сцене, но ничуть не утратили своей прелести, обаяния, способности радовать публику. А их родители, быть может, с ностальгией вспомнят то время, когда сами были детьми и приходили в театр в предвкушении чуда, – рассказали организаторы.

Добрые сказки «Маша и Медведь» в записи 1995 года, «Озорные бывальщины» (2009), «Алиса в стране чудес» (2012), «Путешествие Голубой Стрелы» (2014), «Ладушки-ладушки» (2016) и многие другие стали подарком юным театралам. Причем не только жителям Ярославля – онлайн-театр открыт для всех желающих независимо от того, где они проживают – в большом городе или в маленькой деревне, в нашем регионе, в России или за ее пределами.

– Нам пришлось покопаться в архиве, чтобы выбрать видеозаписи достойного качества и их оцифровать. Ведь в свое время съемки спектаклей проводились не для телетрансляций, а для внутренних надобностей. И вот сейчас эти страницы видеолетописи нашей истории мы вместе с нашими зрителями решили перелистать, – пояснил замдиректора Ярославского театра кукол Алексей Хитров.

Пока спектакли по понятным причинам не идут и даже репетиции не проводятся. Но творческий процесс продолжается – хотя и в удаленном режиме. Например, бутафоры взяли на дом работу по изготовлению кукол для новой постановки – «Божественная комедия», премьера которой намечена на второе полугодие. 

Художник спектакля Полина Борисова придумывает декорации – пока у себя дома во Франции. Примчаться в Ярославль она обещает, как только коронавирусная эпидемия завершится. 

Все понимают: на них лежит огромная ответственность. Ведь ставится знаменитая пьеса Исидора Штока, заявленная как «подробная история сотворения мира, создания природы и человека, верного грехопадения, изгнания из рая и того, что из этого вышло», в свое время гениально интерпретированная театром Образцова. К тому же это едва ли не первый за четыре десятка лет в Ярославском кукольном театре спектакль для взрослых. Если он «зайдет» – могут быть поставлены еще несколько, что добавит имиджу театра новые интересные черты, а ютубовским трансляциям в перспективе обеспечит высокую популярность.

– Но и сейчас наши ролики собирают немало просмотров и лайков, – доволен Алексей Владимирович.

Сказки бабушки Арины

Рыбинский кукольный театр тоже активно использует для общения со своим зрителем виртуальные форматы. Почти 15 тысяч любителей сказок расселись вокруг «бабушки Арины» – заслуженной артистки РФ Ольги Демидовой, чтобы послушать веселые и мудрые истории-притчи Корнея Чуковского. Вот так бабушка, у которой внучков целый огромный стадион! Первая же виртуальная прогулка по рыбинскому театру набрала более 26 тысяч просмотров. Масштабный отличный охват аудитории! 

Заведующая художественно-постановочной частью Рыбинского театра кукол Ирина Носкова провела онлайн мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол. Это же здорово: посмотрел его, научился – и можно открывать собственный домашний кукольный театр. И дети будут счастливы, и возможность для творческого самовыражения обеспечена. 

Куда ведет «Странник»?

Своим опытом в создании небольшого театра-студии готов поделиться режиссер и артист Руслан Вялов.

– У нас театр-студия «Странник». Изначально этим названием мы хотели подчеркнуть, что театр – это целый мир, благодаря ему можно путешествовать во времени и пространстве. Шекспир переносит нас в Англию, Мольер – во Францию, Гоголь – в Россию. Века сменяют друг друга как минуты. Но не зря говорят: как вы яхту назовете – так она и поплывет. Мы стали странниками, потому что собственной площадки у театра за все время его существования так и не появилось. Сначала нас приютила галерея современного искусства «Аллея» при Ярославском художественном музее, затем уже после переформатирования – предоставили свои залы частные музеи: имени Вадима Орлова и «Мой любимый мишка», – рассказывает Руслан Вялов.

Родители и бабушки юных ярославцев, с удовольствием посещающих онлайн-спектакли, наверняка помнят фурор, который произвели первые постановки «Странника». Особое место среди них занимает «Искупление творчеством» – драматическая притча, посвященная Андрею Тарковскому, в которой звучали стихи Арсения Тарковского, «Маленький принц» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери, «Счастливые дни» по пьесе Сэмуэла Беккета, трагикомедия «Женитьба» Николая Гоголя и другие спектакли. 

Их было 12 – как апостолов.

– А потом «Странник» потерял пристанище, и никто в 2007 году не захотел приютить театр с готовым репертуаром. Никому, кроме зрителей, мы были не нужны. Все актеры разбежались, – с печалью вспоминает те дни Руслан Вялов.

Он не отчаялся и сумел возродить свое детище – уже в форме театра не драматического, а кукольного.

– Теперь у нас другая команда и другая зрительская аудитория, другие выразительные средства и другие герои. Но цель – воспитывать лучшие человеческие качества, доброту, искренность, готовность помогать ближнему своему – осталась прежней, – отмечает режиссер.

Проще всего для домашнего театра изготовить простейшую – перчаточную – куклу. У ярмарочного весельчака Петрушки есть только голова да кафтан в виде перчатки. Сергею Образцову в его детские годы такую игрушку подарила мама – и тем определила его дальнейшую судьбу.

– Перчаточные куклы много дают для развития ребенка. Стоит надеть их на руку – и они оживают: говорят, двигаются, бурно выражают эмоции. Учат ребенка фантазировать, перевоплощаться, импровизировать. Достаточно ширмы и одной-двух таких кукол – и можно начинать представление, – говорит мастер.

– В кукле есть что-то мистическое. Наверное, все дело в том, что когда ее держишь – внутренне перестраиваешься под новый образ. Возникает иллюзия, как будто это уже не ты. У каждого персонажа есть характер – без этого он не вызовет доверия у зрителей. И когда кукла заживет своей жизнью – она может попытаться отодвинуть в сторону и заместить собой своего хозяина, – удивляет Руслан Вялов.

Он признается, что ему приходилось переписывать сценарии из-за того, что куклы внутренне не соглашались с отведенной им драматургом ролью.

Устроить спектакль дома, использовав в качестве ширмы диван или натянутую занавеску, можно и в онлайн-режиме, пригласив к участию друзей и знакомых. 

Выбор пьесы, написание сценария, изготовление кукол, репетиции и сам спектакль скрасят карантинные будни.

Если времени и мастерства для создания кукольных героев не хватает – вам в помощь театр теней. Дерзайте!

Фото с официальных страниц ВК Рыбинского и Ярославского театров кукол и театра-студии «Странник»

театрдетиЯрославский кукольный театркуклы

Конституция

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber