«Машины Победы» с личной историей. В Ярославле восстановят легендарную военную технику
Если произнести словосочетание «военная техника», то воображение рисует образы танков, бронетранспортеров и ракетных установок. В годы Великой Отечественной войны инженерам, инструментальщикам и токарям приходилось сутки напролет трудиться, чтобы создать и модернизировать машины, способные помочь солдатам победить.
Рассказать о подвиге тружеников тыла, автомобилях и технике, служивших людям, решили активисты и создали проект «Машины Победы». Ветераны, студенты и люди среднего возраста объединились, чтобы восстановить
10 единиц военной техники 1940 – 1970 годов. Среди них единственные в мире «Катюша» на шасси автомобиля International и ярославский тягач ЯАЗ-221, который воссоздают по чертежам Ярославского автомобильного завода. Кстати, этот проект получил поддержку на федеральном уровне и выиграл президентский грант.
Назад в прошлое
Проект «Машины Победы» родился благодаря истории ярославского фронтовика Михаила Пеймера. В годы Великой Отечественной войны он был командиром батареи реактивных установок «Катюша» 336-го дивизиона (позднее он был переименован в 72-й Гвардейский минометный Двинский ордена Александра Невского полк), участвовал в Сталинградской битве, освобождении Кенигсберга.
– Дело в том, что Михаил Николаевич служил на очень редкой разновидности «Катюши». Она базировалась на шасси автомобиля International. Когда я познакомился с историей ветерана, понял, что на сегодняшний день ни одной машины не сохранилось, и у меня появилась немного безумная идея – восстановить такую в качестве подарка фронтовику, – рассказывает руководитель клуба классических автомобилей «Медведь» Андрей Лагузов.
Идея постепенно переродилась в нечто большее. К проекту присоединились не только участники Клуба классических автомобилей, но и ветераны, студенты, преподаватели ярославских вузов. Ряд промышленных предприятий региона решил помочь проекту, предоставив краски, запчасти и площади для проведения ремонтных и восстановительных работ.
– Цель проекта – показать, какую роль сыграли предприятия Ярославской области в создании новых военных машин. Мало кто знает, что Ярославль был флагманом автомобилестроения. А потому подобный проект – прекрасная возможность для диалога поколений – между ветеранами и современной молодежью, – отметил один из участников проекта, заместитель председателя областного отделения Российского Союза ветеранов Владимир Муратов.
Маскот ярославского тягача
Ярославское автомобилестроение для Андрея Лагузова – личная история. На автомобильном заводе в разные годы у него работали 58 родственников. Один из них – двоюродный дедушка Виктор Самсонов. Он участвовал в разработке и представлении Сталину легендарного ярославского тягача.
– Когда началась война, его назначили начальником цеха, где собирали артиллерийские тягачи Я-12. На следующий день после окончания Сталинградской битвы в Наркомате среднего машиностроения прошло совещание. На нем обсуждался выпуск автомобилей, которые будут производить после Победы над фашистами, – поясняет Андрей Лагузов. – По его итогам ГАЗу поручили разработать автомобиль «Победа», заводу ЗИС – ЗИС-150, ЗИС-151 и легковой автомобиль ЗИС-110. А Ярославский автомобильный завод должен был спроектировать и собрать большегрузный и самый первый отечественный дизельный автомобиль ЯАЗ-200.
В 1944 году экспериментальный цех Ярославского автомобильного завода начал его разработку. А 23 декабря машина уже была готова. В июне 1945-го ее представили в Кремле. На капоте ярославского тягача красовалась фигура медведя.
– Ее сделал инструментальщик Виктор Заказов. Сталину медведь на капоте понравился. Поэтому в народе грузовик впоследствии и прозвали «Медведем», – рассказывает Андрей Сергеевич.
На базе ЯАЗ-200 в начале 50-х годов было разработано семейство ЯАЗ-210. В 1958 году на конвейер встала новая модель ЯАЗ-219, на базе которой выпускался тягач ЯАЗ-221. Всего на Ярославском автомобильном заводе выпустили 483 тягача. Восстанавливаемая в рамках проекта машина будет 484-й. Собирают ее по чертежам. Частично их нашли на ЯМЗ, а недостающие заказали в техническом архиве в Санкт-Петербурге.
Каждый день работы по восстановлению машины приносит свои сюрпризы. Например, участники столкнулись с тем, что практически невозможно достать детали и запчасти, которые серийно выпускались еще в 90-е годы. Если сцепление удалось найти, то коробку передач ищут до сих пор, но теперь уже и в странах СНГ. Медведь, к слову, будет красоваться и на новом тягаче. Его трехмерная модель была скопирована с оригинала 3D-сканером в ЯГТУ. Изготавливаться она будет из алюминия по старинной технологии.
Семейная история
Работы по воссозданию машин ведутся на пяти площадках. Один из автомобилей восстанавливает многодетная семья Румянцевых из Рыбинска. В ней, кстати, 28 детей! Глава семьи вместе с детьми трудится над автомобилем ГАЗ-63. С этой моделью связана семейная история. В годы войны бабушка Светланы Румянцевой Людмила Момот была первым механиком в Рыбинске. Работала на автобазе шофером грузовика и развозила продукты.
Машину спроектировали в годы Великой Отечественной войны, однако в серийное производство она была запущена уже после Победы.
Основная работа по ремонту легла на плечи отца семейства и трех старших сыновей. Восстанавливать машину начали в январе, а запчасти искали на блошиных рынках и по гаражам. Сейчас мужчины усиленно занимаются двигателем. После диагностики его разберут на запчасти, покрасят и вновь соберут. Сегодня еще ремонтируют кузов, а уже 25 апреля машина своим ходом должна добраться до Ярославля, а 9 Мая – принять участие в Параде Победы в Рыбинске.
От тест-драйва до музея
5 машин должны быть готовы уже к маю. Первый тест-драйв для них пройдет в конце апреля. Именно на это время запланирован автопробег по мемориальным объектам Ярославля и Ярославского района, чтобы оценить работу машин и то, насколько готовы они к большим расстояниям. 9 Мая автомобили должны принять участие в показе техники на Советской площади в областном центре и на праздничных мероприятиях в Рыбинске. В конце июня колонна ретромобилей отправится по 10 городам региона. В каждом организаторы планируют сделать небольшую экспозицию.
– Мы хотели бы показать машины в малых городах и селах, рассказать детям и подросткам о событиях Великой Отечественной войны, о роли техники в восстановлении страны. Чтобы подрастающее поколение знало историю своей Родины, – отмечает Андрей Лагузов.
– А ветераны и труженики тыла при этом могут стать наставниками для молодежи, наладить взаимопонимание и передать опыт исторического прошлого и настоящего нашей Родины. Фактически же – привить молодежи чувства патриотизма и любви к Отечеству, – дополняет Владимир Муратов.
В партнерстве с преподавателями ЯГТУ планируется заложить основу для новой специальности – «Восстановление и реставрация предметов истории техники». У организаторов есть желание сделать автомобили действующими экспонатами для регулярного участия в мероприятиях патриотической, технической и исторической направленности.
Фото Анны Соловьевой, r40.ru
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5ag3/
Комментарии: