Перехода на тотальное онлайн-обучение не будет: ректор года-2020 рассказал о новациях в высшей школе
В 2020 году ректор ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Михаил Груздев стал лауреатом общенациональной премии «Ректор года» в номинации «Педагогические университеты».
– Михаил Вадимович, принимая награду, вы отметили, что премия является важным знаком внимания и к Ярославскому государственному педагогическому университету, и к педагогическому образованию в стране в целом. Какие достижения возглавляемого вами вуза вы считаете наиболее значимыми?
– Ярославский педагогический – один из старейших педагогических университетов нашей страны, старейший вуз нашего региона, учебный процесс в котором ни на день не прекращался на протяжении уже более 100 лет. Учительский институт был основан в Ярославле Высочайшим указом Императора в 1908 году. Как много значимых событий, как много ярких имен в этой истории! Научные школы ЯГПУ узнаваемы далеко за пределами России. В разные годы на протяжении десятилетий по учебникам наших профессоров учились школьники всей страны. Но сегодня я очень часто говорю коллегам: уважая историю, мы должны все время задумываться над тем, что о дне сегодняшнем университета смогут сказать историки будущего.
Приятно, что университет по-прежнему занимает важное место в системе педагогического образования страны. Нам удается удерживать на должном уровне авторитет научных школ ЯГПУ по педагогике, психологии, культурологии, истории, физиологии. Количество заявлений на одно бюджетное место в университете год от года растет.
Мы постоянно открываем новые направления подготовки. Например, в 2020 году началась подготовка по программе «Образовательный инжиниринг» – для будущих специалистов, которые смогут самостоятельно проектировать новые образовательные системы, новые образовательные практики. На базе нашего Центра трансфера фармацевтических технологий началась подготовка по программе «Био- и фармтехнологии». Мы заявили о том, что в следующем году готовы начать подготовку еще по ряду уникальных специальностей, например, «Музыкальная культура», «Дефектология и изобразительное искусство» и другие.
Все это результат работы большого коллектива преподавателей и студентов, которые действительно думают об образовании будущего. Хотя по сути ЯГПУ является университетом всей социальной сферы, поскольку наши выпускники востребованы в учреждениях культуры, молодежной политики, спорта, социальной защиты и т. д.
– А чем вам запомнилась ваша студенческая жизнь, было ли это время для вас трудным или счастливым, какие оценки стояли в вашей зачетке и считаете ли вы, что успеха в жизни достигают лишь круглые отличники?
– Моя студенческая жизнь, безусловно, была и счастливой, и яркой. Я окончил именно ЯГПУ. Студенческие годы прежде всего вспоминаются активной научной работой ну и, конечно, незабываемым общением с друзьями.
Вопрос о состоятельности «троечников и отличников» гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Мы действительно знаем много примеров, когда «середнячки» становились и серьезными исследователями, предпринимателями, политиками.
Эти примеры заставляют по-новому сегодня смотреть на саму сущность образования. Для нас очевидно, что в 21 веке качественное образование – это не только хорошие фундаментальные знания, но и критическое мышление, готовность к работе в нестандартных ситуациях, в условиях неопределенности, к работе в командах. Этим новым «компетенциям» мы сейчас уделяем особое внимание при подготовке будущих учителей. Думаю, что педагогическое образование в этом смысле во многом является прообразом образования будущего, в котором «гибкие навыки» выдвигаются на первый план. Не случайно, что все последние годы наша приемная кампания проходит под лозунгом «1000 и 1 профессия на основе педагогического образования».
Впрочем, я всегда был хроническим отличником, что не помешало мне, как мне кажется, быть достаточно эффективным в своей профессиональной деятельности.
– Какие плюсы и минусы вы видите в онлайн-обучении? Как будет меняться деятельность вузов в 2021 году и дальше?
– Прежде всего с уверенностью хочу сказать, что тотального перехода в онлайн-обучение в обозримой перспективе не будет! Слишком уж много спекуляций прошедший год породил на эту тему. Прямое взаимодействие студентов между собой и с преподавателями является важным условием подготовки специалистов. А вот то, что процесс обучения будет изменяться, – это факт. Дело в том, что школьный учитель, вузовский преподаватель давно перестали быть просто источниками информации, как это было на протяжении столетий. Задача педагогов заключается в том, чтобы освоить новые образовательные технологии цифровой эпохи.
Речь не идет о переходе в онлайн. Нам надо научиться работать со школьниками и студентами на основе большого числа информационных ресурсов, а это весьма непростая задача. Кстати, наш университет сейчас реализует большой проект «Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика», в рамках которого ученые из многих вузов России и зарубежных государств делятся своими подходами к организации обучения в новых условиях.
А еще становится все заметнее тот факт, что именно активная позиция самих студентов является важным залогом эффективности любого вуза. Не скрою, я просто люблю наших студентов, их горящие глаза, их пытливые умы! К счастью, у нас таких очень много.
Фото из архива «Ярославского региона»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5fz0/
Комментарии: