Главное:

Московский мусор: нам все равно будет нужен новый полигон и завод – авторская колонка

Вчера побывал на двух мероприятиях по обсуждению вопроса о ввозе отходов из Москвы в Ярославскую область. Понял, что кроме экспертов и журналистов у остальных есть проблема с пониманием всех позиций. Люди знают какие-то общие вводные, но не более. Решил все расписать, так как я понимаю этот вопрос. Мне кажется, понимание ситуации с разных сторон и есть первый шаг к доверию, из-за отсутствия которого мы часто страдаем.

Днем в здании правительства собрались представители властей, эксперты и общественность. Там были члены Общественной палаты, экологи, бывшие и нынешние работники полигона «Скоково», журналисты, депутаты, чиновники. В общем, целый зал. Вообще хорошо, что у нас возможен такой формат.

Далее постараюсь дать выжимку ответов и разночтений. Заранее извиняюсь, что почти все тезисы – без имен, фамилий, регалий, цитат, поскольку не всех знаю и не все успел записать. Основные моменты ниже.

1) Объемы

Какие цифры всем понятны

Полигон всего вмещает 9,9 млн. тонн мусора. В год туда свозят еще около 0,3 млн. тонн из Ярославля и еще трех районов области + медицинские отходы, в том числе и из других регионов. Из Москвы, вероятно, будут завозить около 500 тонн отходов в день, что составит до 0,2 млн. тонн в год.  Но это только в случае достижения консенсуса.

Различия в данных.

Правительство говорит о том, что в октябре 2017 года полигон «Скоково» был исследован экспертами. Те сообщили, что он на тот момент был заполнен на 46,8%. Экспертиза показала, что полигон проживет еще примерно 20 лет, а московские объемы в годовом исчислении заняли бы менее 4% от того, что осталось (0,2 млн. от 5,3 млн. тонн). Отсюда вывод, что серьезного влияния на срок эксплуатации этот объем не окажет. Тем более там подчеркивают, что мера временная и отходы, скорее всего, будут ввозить на срок меньший, чем год, и их количество будет меньше, чем 200 тыс. тонн. Чаще всего назывались цифры в районе полугода. Я так понимаю, что это до тех пор будет, пока Москва не введет в строй два новых полигона у себя. Говорят, это будет скоро.

Общественники (так буду называть их и экспертов, потому что те тоже подходят под это определение) не верят этим данным. По их сведениям, полигон заполнен минимум на 65% и будет перегружен уже в ближайшие годы (назывались цифры от 2020 до 2025 года). Это при условии, что московские отходы завозиться к нам не будут. Если будут, то срок сократится, и довольно сильно, примерно на треть или половину. Эти цифры идут от бывших работников «Скоково», и данных со старого сайта компании на декабрь 2015 года. Они описывали состояние полигона, угол наклона его «тела» и прочие технические моменты, смысла их пересказывать пока не вижу, тем более по-любому что-то в этом плане навру.

В общем, это довольно принципиальное отличие позиций. Я так понял, что те, кто войдет в рабочую группу по данному вопросу, еще изучат этот момент более подробно.

2) Вопрос о том, что, возможно, будут привозить в «Скоково»

Власти говорят, что Москва предлагает привозить отходы 4 – 5-го классов опасности, для которых полигон сейчас и предназначен. Контроль того, что привозится к нам, будет проводиться непосредственно в «Скоково», поскольку ловить и перетряхивать каждый мусоровоз из Московской области нереально. На размещение этих отходов у полигона есть лицензия. Там же будет и учет того, сколько мусора к нам привезут. Более опасные отходы 1 – 3-го классов у нас складироваться не будут. Весь учет будет проходить в «Скоково».

Главные доводы общественников, что в привозимый мусор могут подмешивать и отходы других классов опасности, а узнавать об этом в Ярославле если и будут, то уже по факту, когда те машины приедут к нам. Плюс вопрос в доверии к объемам ввоза. Многие не верят, что цифры будут действительно те, которые декларируют, и говорят, что система учета мусора у нас не будет работать. Не понял, почему и на чем это основано, но суть в этом. Скорее всего, тут опять вопрос в доверии (а может и вообще в системе, как это у нас делается). Также некоторые уверены, что легальный договор откроет ворота в наш регион для «серых» мусорщиков, которые будут ввозить отходы к нам нелегально, что, возможно, даже опаснее основного вопроса. Ну и ряд общественников считает, что новый мусор не может не повлиять на экологию и здоровье людей.

3) Безопасность

Власти утверждают, что из-за относительно небольших объемов московского мусора относительно всего полигона (по их данным) эти отходы  не окажут решающего воздействия на экологию и общее состояние окружающей среды. Они говорят, что гораздо большее влияние на экологию (воздух) оказывают промышленность и выхлопные газы автомобилей. Про воду говорят: проверка показала, что стоки с полигона не идут в Волгу. Все, что стекает с полигона, попадает на какие-то насосы, которые возвращают эти стоки обратно, и там они снова фильтруются, с Волгой около полигона ничего страшного не происходит. Могу немного ошибиться в описании того, что говорилось (слишком упрощаю), но суть в этом.

Общественники в этом плане также не согласны. Они утверждают, что в «Скоково» нет нормальной чаши полигона, стоки с него идут и в Нору, и в Волгу. Приводят данные экспертиз, согласно которым вода в Волге у нас отвратительная, более того, даже экспертиза снега в центре города, по их данным, показала большие превышения норм по ряду показателей. Из-за нездоровой ситуации в этом плане страдают жители Ярославля, которые пьют практически отравленную воду, которая снижает интеллект людей и воздействует на их здоровье. Также общественники говорят, что, после того как полигон будет закрыт, это место надо будет чистить в течение 25 – 30 лет, чтобы ситуация с водой стала нормальной. Не купайтесь летом в Волге, в общем.

4) Экономика

Власти говорят, что Москва будет платить за вывоз отходов юридическому лицу, владеющему «Скоково» (фактически Ярославскому району) по действующему на полигоне прайсу. А 0,5 млрд. рублей, про которые все говорят, – это дополнительные средства, которые пойдут на проведение мероприятий по улучшению экологии и оснащения полигона. Я так понял, что это будут целевые деньги, которые пойдут в бюджет области. Плюс к этому прорабатывается вопрос о строительстве мусоросортировочного/перерабатывающего (разные формулировки были) завода стоимостью около 0,8 млрд. рублей. Он поможет снизить нагрузку на полигоны в будущем. Его можно построить за год.

Те, кто против, считают, что 0,5 млрд. – это смешные деньги для этой сферы, которые не позволят провести необходимые мероприятия в полной мере. Также кто-то утверждал, что экономически целесообразно вывозить мусор из городов только на расстояние 25 – 30 километров и, учитывая расстояния между Москвой и нами, делают вывод, что здесь не все чисто. Опять-таки подозрения в том, что и эти средства пойдут не туда, куда надо. И главное – это факт, что экология и здоровье людей важнее, чем доходы бюджета.

5) Что мы имеем в итоге

Из всех, кто так или иначе выступал по теме, «за» ратовал только депутат муниципалитета Дмитрий Петровский. Представители правительства больше отвечали на задаваемые вопросы и поясняли ситуацию, чем занимали какую-то позицию. Бывший главврач Соловьевки Александр Дегтярев сказал, что не понимает, как можно в режиме такого совещания что-то решить, поскольку у него на руках нет никаких документов, что-то подтверждающих. Это не дело одного дня, в общем.

Примерно посчитав, сказал бы, что «против» высказалось большинство выступающих (где-то 6 – 7 человек). Еще трое-четверо придерживались нейтральной позиции, сказав, что с ходу ничего не решается, нужны экспертизы, документы и прочее. «За» был один. Большая часть зала не выступала (логично, ведь время не резиновое). Чиновники и представители полигона больше отвечали на вопросы, чем занимали какую-то позицию, я их не учитывал в этом подсчете.

Неоднократно говорилось о том, что в соцсетях большинство комментариев по этой теме негативные.

Отмечу, что все прошло довольно корректно и дипломатично. Все отмечали то, что разговаривать надо не эмоциями, а фактами и не превращать все это в политический вопрос. Вообще, повторю, что, несмотря на некий конфликт, мне понравилось то, что такой формат есть.

Теперь будет создана рабочая группа. Там уже и будут подниматься все документы, лицензии, прорабатываться вопросы о том, чтобы все друг другу доверяли. В правительстве подчеркнули, что машины с мусором из Москвы в Ярославль не едут и не будут ехать до заключения договора (которого пока нет). Чтобы все могли убедиться в честности этого, председатель Общественной палаты региона предложил там установить камеры, которые в режиме онлайн показывали бы работу проходной полигона.

Позиция правительства по заполняемости полигона понятна, поэтому подошел к паре экспертов после встречи с вопросом «А что делать дальше?». Общая их идея в том, что в любом случае «Скоково» на нашем веку прекратит свою работу как полигон и придется искать место в области для нового крупного полигона, а этого никто не может сделать последние 15 лет из-за жесткого законодательства в этой сфере. Конечно, нужен мусороперерабатывающий завод, потому что он сократит нагрузку на полигоны. Времени для всего этого мало, но оно пока есть.

Повторю. Текст написал, потому что потом случайно оказался на еще одном собрании, где информацией в объеме, что указал выше, владел только один человек из 10 – 15. Мне кажется, что спекулировать выдуманными цифрами и фактами нехорошо и важно знать позицию всех сторон, тем более у каждой из них она чем-то подкреплена. Поэтому и привожу мнение экспертов и властей выше. Должны же люди знать картинку в полном объеме.

Надеюсь вы не пожалели, что прочитали этот текст :)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4v84/
ЯрославльмусорБрагиноСкоково

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость