Альтернатива общественному транспорту: с чем придется столкнуться ярославцам, решившим перейти на самокаты

Городской самокат – это не только опасность для окружающих, но и реальный шанс изменить свою жизнь. Причем по многим параметрам сразу.

Альтернатива общественному транспорту: с чем придется столкнуться ярославцам, решившим перейти на самокаты

Городской самокат – это не только опасность для окружающих, но и реальный шанс изменить свою жизнь. Причем по многим параметрам сразу. 

Это проверено многими поколениями горожан, к которым недавно примкнул и я.

Почему бы нет?

Сразу оговоримся – речь не пойдет о столь модных нынче электросамокатах. Прежде всего потому, что электросамокат – это не круто и опасно. Силой батареи и мотора можно ехать быстро и без устали, но как бороться с главным врагом современного горожанина – гиподинамией? Попадание воды в электросхему может привести агрегат к полному выходу из строя. И хорошо, если это произойдет на улице. Нельзя забывать, что литий-ионные батареи горят ярким синим пламенем. Даже источники питания телефонов сегодня становятся причинами пожаров – что уж говорить о батарее, которая должна тянуть в гору человека весом под 90 килограммов? Да и зачем приобретать этакую страсть, если за копейки ее можно арендовать практически в любой точке центра города?

Дотошный читатель может спросить и о том, почему бы в этой ситуации было не решить все вопросы велосипедом. Ответ: потому что велосипед – имеется. Но доставить им собственный организм на работу и обратно в Ярославле практически невозможно. На тротуаре велосипедист – нежданный гость, а на проезжей части он имеет право перемещаться не далее чем в метре от обочины. Оно бы и ничего, да только через каждые 500 метров на том же Московском проспекте – остановки общественного транспорта, который выжимает велосипедиста под колеса транспорта частного. Где на работе поставить «педального коня» – непонятно. Дома он тоже занимает много места и периодически «озонирует» воздух тем, что собрал на свои рифленые протекторы. Чаще всего эти субстанции – продукт жизнедеятельности «братьев наших меньших». 

Потому велосипед стоит на даче и ждет хозяина ради того, для чего и был куплен – тренировок на проселочных дорогах, где шансов отметиться о чей-то бампер все-таки меньше, чем в городе.

Муки выбора

Сегодня они практически исключены. Во всех спортивных, околоспортивных и детских магазинах широчайше представлены всевозможные самокаты: городские, внедорожные, трюковые… Тут главное – подобрать тот тип, который будет соответствовать будущему пути. В Ярославле, где огромное количество не всегда идеально уложенной плитки и часто перекладывают асфальт на тротуарах, диаметр колес городского самоката для взрослого человека не может быть менее 200 миллиметров. Причем имеются в виду литые колеса из полиуретана. В наличии бывают и самокаты на надувных колесах – они двигаются мягче и практически бесшумны. Но сопротивление качению там такое, что в комплекте должны прилагаться ноги Усейна Болта – лучшего спринтера мира.

Если поездка предполагается с выездом на проезжую часть – а без этого в городской черте обойтись сложно – лучше выбирать модели с двумя тормозами. Ножной будет присутствовать обязательно: это просто заднее крыло, на которое нужно наступить ногой для замедления движения. А ручной устроен так же «по-взрослому», как и на велосипеде: ручка на руле, тросик, колодки, диск…

Исходя из всего этого был выбран товар отечественного производителя с монструозным размером колес: переднее – 270 мм, заднее – 230. И с огромной декой, на которой с комфортом могла поместиться ступня 44 размера.

Поначалу все было хорошо: самокат легко ехал и уверенно тормозил. Но к концу первой недели использования первое он стал делать гораздо хуже, а второе – лучше. Пришлось загонять его, что называется, «на яму». Там обнаружилось, что выглядит вся его ходовая часть, как будто он проехал не 40 километров, а все четыре тысячи. Из переднего колеса все его содержимое просто высыпалось – вместе с частью пластмассы от ступицы. Оба подшипника заклинило. Механические повреждения не дают права на гарантийный ремонт – поэтому пришлось раскошелиться на новое переднее колесо. С ним пока все более или менее стабильно. Хотя все, что в этом самокате сделано на резьбе, приходится подтягивать каждые 50 – 70 километров.

Первые впечатления

Когда человек перемещается с ног на колеса, мир открывается ему с новой, практически совсем незнакомой стороны. Во-первых, асфальт. На тротуарах он у нас вовсе не такой ровный и гладкий, как кажется пешеходу. Во-вторых, бордюры. Их становится неимоверно много. В-третьих, братья-пешеходы… Когда находишься с ними «на одной волне» – как-то даже и не замечаешь, что по улицам нашего города слоняются самые настоящие… зомби.

А кто же еще? Зомби и есть: в ушах – затычки, глаза – в смартфоне, мысли – вообще непонятно где, из-за чего ноги выписывают совсем уж немыслимые кренделя. Предсказать траекторию движения такого чуда невозможно в принципе.

Тут-то начинаешь понимать тревоги наших законодателей: при таких пешеходах можно ждать взрывного роста столкновений, причем не только электросамокатчиков, с остальными обитателями тротуаров. Сущее чудо, что сами пешеходы еще не сшибают друг друга на каждом шагу. Электросамокат на пневматическом ходу и на скорости больше 15 километров в час в этой ситуации действительно превращается в «шайтан-арбу»: его-то вообще практически не слышно. И хотя самокатчика ПДД пока приравнивают к пешеходу, в самой ближайшей перспективе это дело оставят, похоже, только тем, кто свой агрегат «приводит в движение силой мускулов».

Реальные достижения

С мускулов и начнем. Ежедневные поездки на 13 километров не заменяют, конечно, полноценных тренировок. Они их дополняют, причем самым легким и ненавязчивым образом. К примеру, опорная нога на самокате практически всегда чуть согнута. Тренеры лыжников, бывает, сезон-другой убивают на то, чтобы выработать у своих воспитанников умение ехать в небольшом присяде. Здесь же этот двигательный стереотип образуется сам собой. Второй плюс: значительно меньшая нагрузка на связки ног и позвоночника при достаточно высокой физической активности – особенно это касается движения в гору. Третий – развивается чувство равновесия.

Что же касается экономики, то здесь все достаточно просто. Один рейс на работу экономит минимум 28 рублей и приблизительно такое же количество тысяч нервных клеток. Потому что можно абсолютно точно определиться со временем в пути – пробки навеки остаются в прошлом. Опять же самокат – штука компактная. Если есть необходимость добраться куда-то на общественном транспорте, он легко складывается и заносится в любую дверь. Его даже нет необходимости оплачивать как багаж. Два колеса обходятся в пару тысяч рублей – дешевле, чем пара пристойной обуви, а служат значительно дольше.

А самое главное – теперь нет необходимости каждый день заходить в общественный транспорт, рискуя подхватить там широко известный коронавирус, равно как и заразить им окружающих. В этом смысле все наше работающее население можно было бы пересадить на самокаты. И не факт, что, когда закончится пандемия, все они запросятся обратно. 

Фото из газеты «Северный край»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5jw4/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость