Главное:

Невыносимая жестокость. Почему подростковые преступления против сверстников становятся все более шокирующими

Дело «сатанистов», дело «девочки, которую заставили есть грязь»... когда в СМИ появляются сообщения о подобных зверствах, волосы начинают шевелиться на голове. И встает вопрос, можно ли изменить ситуацию и искоренить подростковую травлю.

Невыносимая жестокость. Почему подростковые преступления против сверстников становятся все более шокирующими
Невыносимая жестокость. Почему подростковые преступления против сверстников становятся все более шокирующими
Невыносимая жестокость. Почему подростковые преступления против сверстников становятся все более шокирующими
«Машка дура» – крупными корявыми буками выведено на одной из обшарпанных стен. Таких стен, на которых много чего понаписано, в Ярославле много, и вряд ли ими кого-то удивишь. Большинство прохожих не обращают на них внимания. Шалости, считают они. Вот только порой шалости в сочетании с ощущением безнаказанности и поощрением жестокости перерастают в то, что приводит к шокирующим последствиям.

Так было, когда в августе 2017-го в сети появилась видеозапись издевательств над школьницей. На карьерах за торговым центром «Альтаир» сверстницы избили 12-летнюю девочку, вынудили есть грязь, а когда этого показалось мало, заставили раздеться перед камерой и танцевать голой. Историей заинтересовалось следствие. Вскоре стали известны обстоятельства произошедшего.

 С особой изощренностью

Зачинщицей оказалась 17-летняя ярославна. Вместе со своей 13-летней приятельницей она напала на 12-летнюю школьницу. Предлогом стало то, что девочка не проводила 17-летнюю девушку до остановки, говорилось в материалах следствия.

В тот день девочку загнали в воду и не давали выйти на берег, даже когда та стала захлебываться водой. Все это происходило на глазах подростков 12 – 15 лет, находившихся на берегу.

– 17-летняя девушка громко спросила находившихся на берегу подростков: «Мне ее утопить или унизить?» – сообщили в пресс-службе СУ СКР по Ярославской области.

Остальные девочки высказались против утопления. Тогда школьнице разрешили выйти на берег, где побили, а потом заставили есть землю и танцевать голой перед камерами. «На прощание» девочке пригрозили, что «если ты кому-нибудь что-нибудь расскажешь, то я закопаю тебя в той же земле, которую ты ела».

Вскоре видеозапись происходившего была опубликована в интернете. В отношении 17-летней ярославны завели уголовное дело. Ее обвинили в угрозе убийством, истязании и побоях двух малолетних девочек.

Остальные девушки, принимавшие участие в произошедшем, отправились в специальное учебно-воспитательное учреждение, поскольку не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности.

В этом августе ярославские подростки вновь «отличились». На этот раз они оказались в числе тех, кто до смерти забил инвалида.

Жестокость среди подростков приобретает все более изощренные формы. Об этом говорят представители всех силовых структур.

– Если раньше носы поразбивают в драке, за волосы друг друга оттаскают и все, то сейчас все это приобрело другую форму, стало более циничным. Большинство издевательств – на сексуальной почве: унижение происходит через обнажение, через секс и другие подобные вещи, записывается на видео и выкладывается на всеобщее обозрение, – говорил в своем интервью в начале лета «Ярославскому региону» глава следственного управления Следственного комитета по региону Олег Липатов.

Похожего мнения придерживается и начальник ПДН УМВД по Ярославской области Светлана Морозова.

– Я 24 года работаю в подразделении по делам несовершеннолетних. Вспоминая 90-е годы, могу сказать, что тогда дети совершали очень тяжелые и серьезные преступления. Но они были направлены против личности и носили физический характер, – говорит Светлана Викторовна. – Сейчас же эта преступность ушла на ментальный уровень. Проще сесть за компьютер, создать специальную группу и оскорбить другого человека.

И в такую травлю втягивают других сверстников. Причем, как правило, девочки делают это более изощренно, чем мальчики.

– Девочки более жестоки и непримиримы, поэтому они могут выбирать более изощренные формы насилия, в том числе психического. В то время как мальчики, как правило, прибегают к физическому, – продолжает тему доктор психологических наук, директор центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ имени Демидова Надежда Клюева.

 

Я тебя породил…

С тем, что явление буллинга (буллинг – «быкование» от английского bulling – приставать, издеваться, запугивать, тиранить), а именно такой термин применим к травле в среде подростков, изменяется и подстраивается под запросы общества, соглашаются психологи и правоохранители.

Травля в среде подростков – явление как социальное, так и семейное, и связано оно прежде всего с особенностями развития детей в возрасте 14 – 17 лет. Этот возраст называют маргинальным, взросление сопровождается такими чувствами, как агрессивность, ярость, гнев, которыми дети не могут управлять.

– Можно говорить о двух факторах, которые провоцируют травлю. Прежде всего социальный фактор. Дело в том, что сейчас наблюдается большой уровень агрессии в обществе, подспудно дается добро на такое поведение. Если раньше агрессивное поведение осуждалось, то теперь часть населения считает его нормой и лояльно относится к проявлению жестокости, – говорит Надежда Владимировна. – Поэтому неравнодушие и немедленное реагирование взрослых на агрессивное поведение подростков может существенно улучшить ситуацию с насилием в обществе.

Психологи советуют родителям внимательно присмотреться к фильмам, передачам по телевидению, компьютерным играм, которые смотрят дети. Как правило, они связанны с насилием, порнографией, которые привлекают подростка. А поскольку у детей граница между реальностью и виртуальностью стерта, то они осваивают через эти источники поведенческие модели и после используют их в жизни. 

Вторым фактором, по мнению доктора психологических наук, являются ошибки воспитания.

– Нередко подростки протестуют против родительской опеки, когда взрослые используют в семье доминантные, насильственные модели воспитания и общения между собой. Подросток, который не может проявить себя дома, находит того, на ком накопившийся негатив можно выплеснуть, – говорит Надежда Клюева.

Семью как один из факторов называет и Светлана Морозова.

– Большинство современных детей не умеют общаться, глядя друг другу в глаза, они не могут описать словами свои чувства, высказать претензии. Банальные коммуникативные навыки, навыки урегулирования конфликта словом, оказываются не развиты, – говорит Светлана Викторовна. – Приглядитесь, как дети решают проблемы: они не высказывают свои эмоции, претензии человеку, который их обидел, а заносят в черный список, полностью игнорируя. Неумение общаться, неумение регулировать конфликт, гибко выходить из какой-то ситуации и провоцирует травлю. А поводом для нее становятся самые мелкие и незначительные ситуации.

Яркий случай произошел несколько лет назад. Тогда конфликт разгорелся между двумя подружками. Когда одна из девочек стала больше общаться с другой сверстницей, отвергнутая девочка спровоцировала травлю.

Научить ребенка общаться, решать сложные ситуации и проговаривать свои эмоции должны родители, считает начальник отдела ПДН.

– Жестокость, сопровождаемая грубыми выходками или словами, которая есть в некоторых семьях, становится нормой для детей, и они несут ее миру. Есть семьи, где родители настолько увлечены своей жизнью и социальными сетями, что не замечают детей. Те, в свою очередь, становятся, по сути, безнадзорными и с помощью крайностей поведения стараются привлечь к себе внимание, – говорит Светлана Морозова.

Еще об одной особенности говорят психологи.

– В подростковом возрасте дети начинают осваивать способы общения, социальные роли. И в это время экспериментов они не отдают себе полного отчета в своих действиях и, не умея описать свои чувства, прибегают к насилию. Именно родители могут позаботиться о развитии эмоционального интеллекта, научить понимать свои эмоции, проговаривать и тем самым управлять собой, – добавляет Надежда Клюева.

Как правило, травля ярче проявляется в Ярославле и Рыбинске. В крупных городах, где большинство людей кажутся незнакомыми, у ребят складывается иллюзия, что их слова и действия никому не известны и не получат общественного порицания, в то время как в сельской местности так или иначе люди больше знакомы между собой, и твой поступок быстро станет достоянием гласности, и за него придется понести ответственность.

 Как понять, что ребенок в опасности?

Существует несколько маркеров, которые способны дать понять внимательному родителю, что у ребенка проблемы. Прежде всего психологи советуют обращать внимание на эмоции сына или дочери.

Необоснованная замкнутость, плаксивость, раздражительность, отказ идти в школу и сниженная успеваемость, агрессивное поведение в семье, тошнота, проблемы с желудком, головные боли по утрам, плохой сон, в то время как раньше подобного не было, становятся признаками, по которым можно понять, что ребенок переживает проблему и ему нужна помощь. Дети неохотно делятся случаями насилия и травли с близкими, им может быть стыдно, они боятся осуждения взрослых и распространенной фразы «сам виноват!».

 

Что можно посоветовать родителям, заметившим подобные признаки?

Надежда Клюева рекомендует родителям расположить подростка к доверию и прояснить ситуацию. Если он молчит – обязательно сходить в школу и поговорить с классным руководителем, но избегать разговора с родителями того, кто преследует вашего ребенка, и не разговаривать напрямую с преследователем.

Не стоит приходить в школу, когда класс вас заметит, и не устраивать сцен на глазах у всех одноклассников, преследователь этого и ждет. Никогда не обвиняйте ребенка, что он стал жертвой. Не советуйте ребенку решать проблему с помощью ответного насилия. Не давайте советов типа: «Попробуй подружиться с ним».

Существуют и практические приемы помощи. Они включают в себя несколько пунктов. Так, родителям нужно помочь ребенку проявлять чувства в ситуации преследования (в частности, гнев, на который сын или дочь имеют право). Научить подростка «защитным» фразам. Например: «Крутой не значит сильный, сильные не самоутверждаются за чужой счет».

– Введите систему поощрения (после недели успешного посещения школы подросток может попросить что-нибудь желанное для себя). Подскажите подростку телефон доверия, где с ним могут поговорить профессионалы, 8-800-2000-122, – говорит Надежда Владимировна и добавляет: – И конечно, поставьте проблему перед педагогами, потому что основная ответственность за насилие в школе лежит именно на них. Побудите их принять меры, инициируйте встречу родительского актива, чтобы выработать план действий. И помните, что преследователи с высокой степенью вероятности, повзрослев, будут склонны к криминальному поведению, а те, кого преследуют, могут долгие годы переживать психическую травму.

Надежда Клюева приглашает родителей для обсуждения с психологами проблем общения с детьми, установления контакта с подростками и другие на интерактивные лекции в Родительском университете, которые проводятся каждую последнюю среду месяца с 18.30 до 19.30. в первом здании ЯрГУ им. Демидова (ул Советская, 14). Это проект, который поддержан Фондом Президента РФ, и все лекции на нем бесплатные.

Фото из архива «Ярославского региона», Ирины Ефремовой в Facebook

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4yp2/
ЯрославльполициядетиСледственный комитетБрагино

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость