Объединение школ и детских садов в образовательные комплексы раскрыло их потенциал

Новый формат позволяет подтянуть общий уровень образования до самых сильных школ.

Объединение школ и детских садов в образовательные комплексы раскрыло их потенциал
Объединение школ и детских садов в образовательные комплексы раскрыло их потенциал
Объединение школ и детских садов в образовательные комплексы раскрыло их потенциал

Один из новых трендов развития системы образования в эпоху цифровизации – объединение школ и детских садов в образовательные комплексы. Этому есть простое объяснение.

Новый формат позволяет подтянуть общий уровень образования до самых сильных школ. Уйти от малокомплектных образовательных организаций. Обеспечить преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования. А также уделить больше внимания развитию способностей ребенка, улучшить психологический климат и повысить качество управления.

В современном мире технологии определяют уровень развития страны и ее место в мировом рейтинге человеческого капитала. Поэтому интеллектуальные ресурсы приобретают исключительную важность: именно они – основа наукоемкой и технически сложной экономики.

Максимальное развитие способностей, навыков и умений детей – одна из важнейших задач. И под нее перестраивается вся система подготовки молодого поколения к будущему социальному служению и профессио­нальной деятельности, начиная с воспитания детей в дошкольных учреждениях и заканчивая профессиональным образованием.

Решить эту задачу позволяет объединение нескольких учебных заведений разного уровня в общеобразовательный комплекс.

Во‑первых, сразу улучшается материальная база: в условиях подушевого финансирования чем больше учреждение, тем больше оно получает денег, которые можно направить на всестороннее развитие детей и подростков.

Во‑вторых, масштабируются лучшие педагогические практики. Самые успешные учителя и воспитатели делятся опытом со своими коллегами, в результате их наработки используются в рамках всего комплекса.

В‑третьих, перед детьми открываются новые образовательные возможности в рамках основного школьного курса и программ дополнительного образования. Этому способствует и активное сетевое взаимодействие.

В‑четвертых, огромный коллектив детей и педагогов чувствует себя единой командой. Уходит местечковость, появляются сплоченность и ощущение «дружеского плеча».

То есть слияние школ и детских садов в образовательные комплексы позволяет сделать хорошее школьное образование доступным. Установить «бесшовный» переход от дошкольной к школьной ступени. Развить систему дополнительного образования. Обеспечить оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, администрации.

В регионе уже созданы шесть образовательных комплексов: «Лидер», «Вектор» и образовательный комплекс №3 имени Н.П. Гусева в Ярославле, «Флагман» и «Импульс» в Рыбинске, а также Переславский образовательный комплекс №1.

Самый крупный – рыбинский «Импульс». Компактно расположенные в спальном микрорайоне Рыбинска школы №27, 28, 29, гимназия №18 и детсады №30, 49, 99, 106 объединились. Вот уже несколько месяцев это ОК «Импульс» с общим числом учащихся и воспитанников более трех тысяч человек.

– Образовательный комплекс – это объединение школ и детских садов в одно юридическое лицо. Но важнее всего, что это объединение ресурсов – человеческих, материальных, финансовых – позволит повысить качество образования, создать условия и новые возможности для наших детей, – отметила первый заместитель министра образования Ярославской области Светлана Астафьева.

Объединению предшествовала подготовительная работа: прошла обучение единая команда управленцев, была проведена целевая региональная закупка мебели и оборудования для повышения качества образовательного процесса, техники для обслуживания зданий, создания современных медиацентров и курсов робототехники. Средства выделены по инициативе губернатора Ярославской области.

Как объяснила директор рыбинского образовательного комплекса «Импульс» Ольга Шальнова, каждое подразделение имеет высокую степень самостоятельности, но объединение ресурсов уже сейчас позволяет более эффективно использовать их для общей пользы.

К примеру, закупка компактных снегоуборочных машин, газонокосилок, роботов для мойки окон позволила улучшить обслуживание всех без исключения зданий и прилегающей к ним территории, механизировать ручной труд.

Детям и педагогам стало в родных стенах комфортнее, а технический персонал увидел реальное повышение оплаты труда.

Воспитатели и младшие воспитатели вместе с детьми включились в совместные со школьными педагогами творческие проекты. А это – основание для материального стимулирования активных работников. Малыши равняются на детей постарше, обретя мотивацию развиваться.

В гимназии №18 имени В.Г. Соколова традиционно сильно вокально‑хоровое творческое объединение «Соколята». В этом году оно отметит свой 55‑летний юбилей. Сейчас в нем занимаются 254 ребенка в возрасте от 7 до 17 лет. После объединения на концертах юных артистов заметно прибавилось зрителей. Можно не сомневаться: число юных ценителей хорового искусства вырастет.

Опытные учителя‑предметники помогают выстроить правильную стратегию профессионального становления более молодым коллегам. У детей появилась возможность заниматься у самых сильных педагогов.

Раньше не принято было ходить на уроки в соседнюю школу. Сейчас это в порядке вещей. Если кто‑то из учителей заболеет, всегда есть кем его временно заменить.

– В обычной школе профильных 10-х и 11-х классов – один‑два. Это существенно ограничивает выбор учащихся. У нас в комплексе открыты четыре профиля: естественно‑научный, технологический, гуманитарный, социально‑экономический. А вот универсального нет, поскольку не выявлена потребность в нем. Но при желании учеников и их родителей мы рассмотрим такую возможность, – поясняет Ольга Шальнова.

При этом каждое подразделение сохраняет свои преимущества, сильные черты. Где‑то сделали акцент на сводные педагогические классы. Где‑то развивают информационные технологии. Где‑то по субботам изучают китайский язык и китайскую культуру. Заниматься с детьми приезжают преподаватели ЯГПУ имени Ушинского.

– А какой сильный у нас медиацентр! Для него закуплено оборудование: фото‑ и видеокамеры, видеомикшеры, ноутбуки, микрофоны, телевизоры, видеосвет, акустические системы, телесуфлеры, аппаратура для организации ВКС и многое другое. Талантливые юные тележурналисты снимают новостные сюжеты и интервью с интересными людьми и транслируют на установленном в холле огромном экране. С ними занимается учитель информатики. Популярность этих выпусков высока. Ребята ждут их выхода, очень бурно и доброжелательно реагируют, – уточняет Ольга Шальнова.

Будущие инженеры создают свои первые автоматические системы с помощью робототехнических наборов «Юные техногении».

В Рыбинске также создан образовательный комплекс «Флагман». В его составе четыре школы – №10, 3, 21, 43 и шесть детских садов – № 5, 26, 38, 69, 71, 74.

Образовательный комплекс «Вектор» в Ярославле объединил семь образовательных организаций: три школы – №39, 81, 72 и четыре детских сада – №16, 128, 209, 211.

– На сегодняшний день у нас в «Векторе» 3350 детей – это один из крупнейших комплексов в Ярославской области, – отметил директор ОК «Вектор» Игорь Бугайчук. – Мы умеем хорошо работать, достигать целей и получим хороший результат, потому что в первую очередь работаем для детей.

– Конечно, мы настроены на лучшее: на повышение заработной платы, чтобы наш труд достойно оценивался, ждем улучшения материально‑технической базы детского сада, потому что совершенству нет предела, – рассказала младший воспитатель детского сада №128 ОК «Вектор» Маргарита Назарова.

И первые результаты уже есть. В ряде образовательных комплексов зарплаты младшего персонала, который не подпадает под майские указы, начали расти. Вместо «минималки» речь идет о суммах более 30 тысяч рублей. Такое заявление сделал губернатор Михаил Евраев на пресс‑конференции, состоявшейся на прошлой неделе.

– После сокращения управленческого звена и объединения финансовых потоков у руководителей комплексов есть возможность пересмотреть размер оплаты труда нянечкам, обслуживающему и вспомогательному персоналу. Объединение открывает также новые возможности для организации дополнительных групп продленного дня. Сейчас подвели первые итоги. Могу сказать, что рост заработной платы у младших воспитателей – у нянечек, другими словами, – произошел от 45% до 60%, – уточнил глава региона. – Сейчас идет обкатка системы образовательных комплексов, чтобы выявить ошибки. И уже далее с их учетом продолжить распространение этой практики по всей области.

Образовательный комплекс «Лидер» Ярославля объединяет два центра образования – школы №71 и 49 и два центра развития ребенка – детские сады №37 и 124.

– Мы стали одной большой командой 16 января 2025 года и постараемся сохранить и приумножить те добрые традиции, которые сформировались у каждого учреждения за долгие годы, – говорит директор ОК «Лидер» Жанна Берестовая.

Наладить работу коллектива, объединяющего более 2 тысяч детей и 250 сотрудников, оказалось непростой, но решаемой задачей. Ярославцы изучали опыт коллег из других регионов. Узнавали у них, как взаимодействуют структурные подразделения, какая управленческая линия – оптимальная.

– Каждое учреждение имеет свою индивидуальность, и раньше по‑своему выстраивало работу. А теперь мы работаем единой командой, и нам надо действовать совместно. Поработав в новом формате, мы увидели его преимущества. К примеру, укрепляются контакты между детскими садами и школами. Учащиеся охотно организуют для малышей праздники, концерты, викторины. А дошколята тянутся к старшим, загораются желанием учиться, постигать новое. Школы тоже выстраивают тесные связи. «Лидер» получил оборудование для проведения занятий по робототехнике. В 49-й школе они организованы для заинтересованных учеников начальной школы всего образовательного комплекса, в 71‑й – для учеников 5 – 9-х классов, – объясняет Жанна Александровна.

У старшеклассников образовательного комплекса появилась возможность выбрать не только профиль, но даже специализацию. Так, в 71‑й школе 10-е и 11-е классы экономического профиля глубоко погружались в тему государственного и муниципального управления. В 49‑й – акцент был сделан на юридические и экономические компетенции. Сейчас ученики сами определяют, какие знания и навыки из предложенных им будут полезны в будущем.

– Важное преимущество комплекса – повышение оплаты труда. У отдельных категорий работников оно уже произошло. И мы продолжим над этим работать: будем использовать стимулирующие выплаты, – отметила Жанна Берестовая.

Образовательные комплексы получили для работы медиацентров все необходимое.

14 марта медиацентр ОК «Лидер» запустил проект «Про нас и про школу». Он направлен на создание и распространение историй об образовательных учреждениях, входящих в состав комплекса. Ребята снимают видеоматериалы, монтируют ролики, записывают подкасты.

Жизнь в каждом комплексе кипит, доверие к руководству усиливается, педагоги делают главную свою работу – учат и воспитывают молодое поколение, а это вселяет уверенность в успех регионального пилотного проекта под названием «Образовательный комплекс».

Свою специфику имеет Переславский ОК №1. В его составе: восемь школ (№6, 9, Ивановская, Дмитриевская, Кубринская, Купанская, Нагорьевская, Плещеевская) и девять детских садов – «Звездочка», «Чебурашка», «Колокольчик», Ивановский, Лыченский, Кубринский, Купанский, Нагорьевский, Рахмановский.

Центр образования №6 «Образовательного комплекса №1» открыл свои двери ученикам после модернизации. Капитальный ремонт в образовательной организации был выполнен по федеральной программе, разработанной по поручению Президента России Владимира Путина.

Здесь заменили системы тепло‑, электро‑ и водоснабжения, водоотведения, а также автоматической пожарной сигнализации. Сделан полный ремонт актового и спортивных залов, санузлов, раздевалок и обеденного зала столовой, обновлены классы и коридоры, выполнен частичный ремонт фасада здания. Оставшаяся часть деревянных окон была заменена на пластиковые.

Кроме того, благодаря федеральной программе закуплена новая мебель для учебных кабинетов, столовой, библиотеки, коридоров и гардеробной.

В спортзале установлены новые баскетбольные щиты и гимнастические скамейки. В актовом зале появилось новое звуковое оборудование с большим экраном и кресла. Для учебных кабинетов также приобрели интерактивные панели и многофункциональные устройства, цифровую лабораторию для нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины». В обновленных условиях сейчас обучаются 763 ребенка.

При объединении важно сохранить имеющиеся достижения и подняться на новую качественную ступень.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n6a3m/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость