Откуда у трезвых грузчиков ноги растут? Какую опасность таят центры для людей с зависимостями
Что может скрываться за такими общественно полезными на первый взгляд объявлениями, как «Избавление от алкогольной и наркотической зависимости» или даже «Трезвые грузчики»? Ответ на этот вопрос знает Николай Каклюгин, психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук.
На прошлой неделе в Ярославле прошел региональный этап XXVI международных рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», где Николай Владимирович стал одним из докладчиков. Наш корреспондент встретился с доктором и узнал, какую опасность таят некоторые реабилитационные центры для людей с зависимостями.
Мишень для наркодилеров
– Николай Владимирович, вы как практикующий психиатр нарколог можете назвать наиболее характерные черты современного наркопотребления в России?
– В первую очередь сейчас быстро совершенствуются как виды наркотиков, так и маркетинговые ходы, направленные на рост их продаж среди молодежи. Да-да, именно она, как известно, является основной мишенью наркодилеров. Появляются все новые и новые виды наркотического допинга, например, так называемые дизайнерские наркотики. Эти вещества дешевле и доступнее популярных ранее амфетаминов и «экстази», но при этом обладают более мощным разрушительным эффектом. Последствия – острые психозы, тяжелая интоксикация с остановкой дыхания, смерть от асфиксии рвотными массами после приема даже небольшого количества соли или спайса.– Неудивительно, что близкие этих ребят, родители, родственники готовы заплатить любые деньги, чтобы вылечить их. Так куда же обращаются сегодня желающие избавить своих родных от наркотической зависимости?
– Если речь идет не о срочной наркологической или психиатрической помощи, то это, как правило, реабилитационные центры, которые представлены практически в каждом российском регионе. Обычно они бывают трех видов. Или это центры под эгидой Русской православной церкви, или организованные нетрадиционными для России религиозными организациями. Есть и работающие по принципам, схожим с антинаркотической деятельностью сицилийской мафии или аналогичных структур.
Цель – власть и деньги
– Зачем различные альтернативные религиозные объединения организуют реабилитационные центры?
– Как правило, для вербовки новых адептов своего культа и материальной выгоды для своих лидеров. Благих намерений там нет.
– То есть в таких центрах люди не излечиваются от своей зависимости?
– В таких местах люди проходят серьезную психологическую обработку с использованием известных психотехник, в том числе массового гипноза, НЛП, «очищая», вытесняя наркоманскую личность из сознания человека. Но вот чем заполняется это «свято место»? Гуру на общих собраниях вводят людей в измененное состояние сознания, сопровождающееся выбросом большого количества «гормонов счастья» – эндорфинов. Тем самым вместо зависимости от приема наркотиков возникает новое пристрастие – к получению больших доз эндорфинов. Неудивительно, что бывший наркоман или алкоголик, впавший в такую новую зависимость, добровольно отдает свои деньги, имущество и всего себя, а то и своих несовершеннолетних детей. Кстати, в таких центрах обычно практикуется тяжелый физический труд «на благо общины» без какой-либо оплаты. И если вы видите всем знакомое объявление «Трезвые грузчики, телефон такой-то», то ноги у него растут обычно из сектантского реабилитационного центра.
– Как его опознать?
– Такие центры для наркозависимых располагаются, как правило, в деревнях, в частных домах, с плохой транспортной доступностью, откуда практически невозможно убежать. Реабилитанты рано встают, скудно питаются и много работают.
– В Ярославской области тоже есть такие?
– Да. Мне известно как минимум о трех. Поэтому родственникам нужно очень внимательно изучать подноготную реабилитационного центра, где они надеются получить помощь для близкого человека.
– Что лежит в основе работы православных реабилитационных центров?
– Она, как ни странно, строится на принципах работы Макаренко, воспитавшего из беспризорников и малолетних преступников времен революции и гражданской войны академиков, ученых, военачальников, писателей… А работали Антон Семенович и его последователи, базируясь исключительно на христианских принципах: честности, ответственности и делании добра другим людям. Так действуют католические и православные реабилитационные центры во всем мире, при этом идеология и новый смысл жизни, которым наполняется «стертая» наркоманская личность, – это традиционное христианство. Кстати, у братьев-католиков дело поставлено гораздо лучше, православным нужно многому у них учиться в плане реабилитации.
В традиционных религиях идет работа на снижение страстей, эмоционального фона, на стрессоустойчивость, а в сектах и сектоподобных структурах – на перезависимость, возбуждение иных страстных моментов, постоянно на борьбу с кем-то или чем-то и с обязательным наличием неких «костылей» для своей «болезни». И в этом их ключевая разница.
– И все-таки если наркомания и алкоголизм – это болезнь, то можно ли излечиться только с помощью традиционной религии?
– Наркомания – это в первую очередь не болезнь, а страсть. И далеко не единственная. А православие имеет огромный, накопленный за много веков опыт борьбы со страстями. Достаточно вспомнить труды святителя Феофана Затворника с его обобщающей опыт целых поколений святых отцов Церкви схемой работы по этому направлению, которая, по сути, предвосхищает и на порядок превосходит психотерапевтические модели современных западных психологов.
Если человек не научится обуздывать страсти, не будет жить в рамках определенной системы ценностей, он от своей зависимой модели поведения не избавится. Будь то наркотики или компьютерные игры, алкоголь или поход по магазинам в поисках новых (на самом деле и не очень нужных) вещей или регулярное вхождение в измененное состояние сознания на экзальтированных служениях различных сект.
– Николай Владимирович, а что вы можете сказать о таких организациях, как, например, «Клуб анонимных алкоголиков», «12 шагов» – без религиозной подоплеки?
– Они действительно помогают избавиться от зависимости. Но при этом вместо прежней страсти человека к алкоголю или наркотикам «вкладывают» в него новую страсть, превращая ее в главную цель и смысл жизни реабилитанта – страсть к борьбе со своей болезнью. Люди становятся буквально одержимыми этой новой страстью, она превращается в идею фикс. Ради этого они готовы забывать о своих бытовых, семейных проблемах. Без групп поддержки они себя уже не мыслят. Есть специалисты, которые работают над возвращением такого «больного группами» человека в общество, на его полноценную социализацию. Такая же опасность у псевдоправославных учений-движений, где основной идеей становится борьба с «алкогольной мафией» и «культурой пития», то есть по сути со всем обществом. Но это тоже пагубный путь, поскольку смысл жизни – не в борьбе, а в самой жизни во всех отношениях: духовном, психическом и телесном, где не трезвость – самоцель, а цельность и полнота личности, гражданина, а значит, и всего государства в целом.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4qt7/
Комментарии: