В Ярославле для проекта «Машины Победы» восстановили ретроавтомобили: фото
Переучить сварщика делать «неправильные» швы, как во время войны. Или изготовить чертежи, обмерив в музее отечественной военной истории БМ-13. А еще – принимать инженерные решения на ходу. Каких только сюрпризов не возникло на пути участников проекта «Машины Победы».
9 мая стало главной промежуточной точкой для всех, кто был задействован в проекте. К этой важной для каждого россиянина дате часть реставрируемых и вновь создаваемых машин должна была быть готова. Автомобилям предстояло принять участие в параде на Советской площади в Ярославле. Однако жизнь внесла в эти планы свои коррективы. Забегая вперед, скажем, что парад все же состоялся.
«Катюши» в Ярославле
– Мы не виделись с 1943 года. Ребята, спасибо вам большое, – сказал 97-летний ветеран Великой Отечественной войны Михаил Пеймер, когда увидел в составе колонны исторических автомобилей свою «Катюшу».
Когда стало понятно, что провести парад в честь Дня Победы на Советской площади пока не удастся, решено было подарить в этот день ветеранам парад под окнами. Участники проекта «Машины Победы» присоединились к нему с большим удовольствием.
Под окнами ветеранов проехали: машина химзащиты ЗИЛ-131 с полевой кухней ПК-2/41, самый массовый грузовик Советского Союза ГАЗ-51, а еще командирский «советский джип» ГАЗ-69, принадлежащий одному из членов Клуба классических автомобилей «Медведь».
Колонну исторических автомобилей возглавили две «Катюши». Первая была собрана на шасси отечественного автомобиля ЗИС-151, а вторая – на шасси автомобиля International. Именно батареей из четырех таких машин в свое время и командовал ярославец, гвардии майор в отставке Михаил Пеймер в августе 1942-го в битве за Сталинград.
Как позже рассказывал Михаил Николаевич, его батарея в составе 336-го дивизиона до апреля 1943-го занимала позицию у подножия Мамаева кургана. А сам он в тех боях был контужен.
Участники проекта спешили восстановить машину к празднику, чтобы подарить Михаилу Пеймеру возможность вернуться в прошлое. В работе им помогали ярославские предприятия, а также студенты ЯГТУ.
Колонна техники в День Победы прошла более 100 километров. Вместе с музыкантами ансамбля казачьей песни «Чарочка» экипажи машин приняли участие в торжественных митингах во дворах гвардии полковника Александра Каменецкого, гвардии майора Михаила Пеймера, гвардии полковника Владимира Жилкина. Сделав круг почета по Советской площади, проехали по центральным улицам города, прибыли в один из дворов Дзержинского района. Здесь они поздравили с 95-летием ветерана Николая Сутягина, который 9 мая отмечал юбилей.
Еще две восстановленные в рамках проекта машины покажут чуть позже. Курсанты Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны при поддержке одного из ярославских предприятий восстановили 76-миллиметровую дивизионную пушку ЗИС-3 образца 1942 года и 85-миллиметровую зенитную пушку 52-К образца 1939 года. Пушки не смогли пройти по узким дворовым проездам, поэтому их оставили в гаражах.
В Рыбинске была завершена работа по восстановлению грузовика ГАЗ-63. Его в память о бабушке-шофере собирала многодетная семья Румянцевых. С апреля машина была уже на ходу. Но в праздничных мероприятиях участия не принимала. По дворам в День Победы ездили только автомобили со звукоусилением.
Истории с сюрпризами
Введенные в апреле ограничительные меры из-за распространения коронавирусной инфекции внесли некоторые коррективы в работу по восстановлению машин. Хотя сама она шла по заранее составленному графику, участникам пришлось поволноваться. Поиск деталей и до этого был непростой задачей. Ведь многие из них были сняты с производства и исключены из каталогов. Но в дополнение к этому некоторые поставщики прекратили работу, а те, кто продолжал трудиться, не мог организовать доставку деталей в Ярославль.
Поэтому, как рассказали координаторы проекта, два автомобиля УАЗ-469 завершат с небольшим опозданием. А вот восстановление ЯАЗ-221 в связи с переходом студентов ЯГТУ на дистанционное обучение, скорее всего, подзатянется, но по возможности волонтеры продолжат работу.
Были у участников и другие сюрпризы, которые заставили поволноваться.
– Две недели мы учили сварщика делать сварочный шов неправильно, чтобы он был аналогичен швам, сделанным во времена войны. Пришлось использовать электродуговую сварку, а не современные полуавтоматы, – рассказал главный инженер АО «ПАТП-1» Эрикс Кадикис.
А чтобы создать чертежи БМ-13, пришлось обмерять музейные экспонаты. Дело в том, что их нет в открытом доступе. Так что создавать их пришлось самим. А перед этим съездить в музей отечественной войны, который находится в Истринском районе Московской области, где участники проекта провели необходимые замеры. А стыковку шасси с ракетной установкой доводили до ума перед самым парадом, принимая решения буквально на ходу.
Большое спасибо!
– 9 мая, когда колонна сделала остановку на Ленинградском проспекте, к машинам подбежали два молодых человека с криками: «Это же наша «Катюша»! Мы делали для нее направляющие у себя на заводе! Вот как она выглядит в собранном виде!!!», – рассказал руководитель проекта Андрей Лагузов. – Это неожиданное происшествие подтолкнуло нас к идее сделать автопробег по предприятиям и учреждениям, поддержавшим «Машины Победы». Мы решили – как только закончится карантин, первым делом отправимся к тем, кто принял участие в проекте, чтобы сказать: «Спасибо!»
Летом участники проекта хотели бы посетить детские лагеря и познакомить ребят с историей ярославского автомобилестроения, рассказать о его роли в жизни страны. В конце лета – начале осени должны состояться ралли «Победа» и «Медведь». Первое пройдет по 40 мемориальным объектам региона, второе – по 10 городам Ярославской области. А в конце года некоторые машины хотят представить в рыбинском «НаШествии Дедов Морозов».
Пока же работа продолжается. Участники восстанавливают два автомобиля УАЗ-469. Внимания требуют и собранные к параду машины. «Катюшам» необходимо отрегулировать моторы, ЗИЛ-131 – карбюратор, доработать предстоит и обе установки БМ-13, новые борта кузова нужны для ГАЗ-51.
– Нам требуется решить задачу с топливом. для ЗИС-151, ГАЗ-51 и ЗИЛ-131. 9 мая мы их заправили 92-м бензином, что не вполне соответствует техническим требованиям. Для нормальной работы двигателей данных автомобилей необходим бензин марки АИ-80, но такой уже не производят, – говорит Андрей Лагузов.
9 мая клубу «Медведь» подарили автомобиль ГАЗ-66, но его еще предстоит восстановить. Участники проекта решили сделать на базе него «летучку». Так в свое время называли машины экстренной технической помощи.
Достаточно сложной, кропотливой, но при этом интересной работы у участников проекта на ближайшее время много. Команда проекта «Машины Победы» намерена выполнить ее всю, чтобы планы стали реальностью.
Фото из архива проекта «Машины Победы»
– Такие поздравления трогают до глубины души. Не ожидал увидеть боевую машину спустя столько лет, – сказал 9 мая участник ВОВ, председатель Ярославской областной общественной организации «Российский Союз ветеранов» Александр Каменецкий. – Могу сказать, что проект «Машины Победы» удался. Он дает возможность еще раз вспомнить величие подвига ветеранов и техники, созданной руками тружеников тыла, которые помогли победить в Великой Отечественной войне. А память о событиях того времени важна для внуков и правнуков победителей для того, чтобы предотвратить и не допустить переписывания истории XX века, остановить распространение идей фашизма.
– Главная цель проекта – показать подвиг народа, ярославцев в годы Великой Отечественной войны. Реализовать его мы смогли при поддержке Фонда президентских грантов, помощи областных властей и глав Ярославля и Рыбинска, предприятий области. Была задействована большая группа людей. Наша главная задача – чтобы внуки и правнуки помнили о подвиге победителей. Проект «Машины Победы» призван еще раз напомнить о том, что происходило в 1941 – 1945 годах. И машины здесь выступают как символ стойкости и мужества народа. Они олицетворяют собой талант и упорство тружеников тыла, воинскую славу и доблесть воинов Советской Армии в тяжелое для страны время, – говорит заместитель председателя Ярославской областной общественной организации «Российский Союз ветеранов» Владимир Муратов.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5bn3/
Комментарии: