Глава 11. Стефан Лив. Покоритель Сибири
Переехавший год назад в Россию шведский вратарь Стефан Лив всего за сезон сумел завоевать всенародную любовь и признание российских болельщиков. Он сумел и повторить подвиг легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича – покорить суровый сибирский край.
Справка «Ярославского Региона»
Родился 21 декабря 1980 года в городе Гдыня (Польша). Биологические родители назвали новорожденного Патрик Слиз и отдали в приют. Когда мальчику исполнилось полтора года, его усыновили шведы Йенс и Анита Ливы. Получив шведское гражданство, Патрик стал Стефаном Даниэлем Патриком Ливом. Заниматься хоккеем Стефан начал в скромном шведском клубе «Дален», но уже в 15 лет его пригласили в один из ведущих клубов Скандинавии – «ХВ-71», за который вратарь выступал большую часть своей карьеры с небольшим перерывом на заокеанскую командировку. На взрослом уровне в шведской Элитсериен Стефан дебютировал 18 января 2000 года в матче «ХВ-71» против «Лулео». В том же году голкипер был выбран на драфте НХЛ командой «Детройт Ред Уингз» в четвертом раунде под общим сто вторым номером, а в 2006 году подписал с «Красными крыльями» годичный контракт и покинул Швецию. Однако в Национальной хоккейной лиге Лив принял участие только в выставочных матчах, а вот регулярный сезон 2006 – 2007 годов провел в разъездах между клубами низших лиг: «Грэнд Рэпидс» из Американской хоккейной лиги и «Толедо» из Хоккейной лиги Восточного побережья. Через год Лив вернулся в свой бывший «ХВ-71». В составе клуба из Йончепинга вратарь трижды становился чемпионом Швеции: первый раз еще до отъезда в Америку в 2004 году и еще дважды после возвращения – в 2008 и 2010 годах, а также серебряным призером Элитсериен в 2009 году. Кроме того, Лив признавался лучшим новичком чемпионата Швеции-2001, лучшим вратарем-2002 и лучшим игроком в 2008 году. В мае 2010 года Лив подписал контракт с клубом Континентальной хоккейной лиги «Сибирь» из Новосибирска. В КХЛ Стефан надеялся повысить уровень своей игры. Во многом благодаря стараниям шведского легионера «сибирякам» в сезоне 2010 – 2011 годов удавалось долгое время оставаться в лидерах Восточной конференции и впервые за многие годы пробиться в плей-офф. По итогам сезона Лив был признан болельщиками самым полезным игроком своей команды. Продолжать карьеру в Новосибирске хоккеист не стал и в межсезонье подписал двухгодичный контракт с ярославским «Локомотивом», однако ни одного официального матча за «железнодорожников» вратарь так и не провел. Стефан Лив – чемпион зимних Олимпийских игр в Турине (2006), чемпион мира (2006), серебряный (2004) и дважды бронзовый (2002, 2009) призер мирового первенства. В «Локомотиве» голкипер должен был выступать в свитере с номером 1.
Справляться с жизненными невзгодами будущий хоккеист научился еще в детстве. Первое серьезное испытание выпало на долю мальчика сразу же после рождения, когда Стефан оказался в детском приюте.
«Моя мать была слишком молода, чтобы содержать меня, так что отдала на усыновление, и меня забрала шведская семья, когда мне было полтора года», – рассказывал о себе Стефан.
Ангелами-хранителями будущего хоккеиста стали Йенс и Анита Ливы, а Швеция стала для польского мальчика родным домом. О прежней жизни напоминало лишь имя – Патрик.
В новой семье мальчик всегда был окружен теплотой, заботой и вниманием. Самым тяжелым испытанием в жизни Стефана стала смерть приемного отца.
«Мне было десять лет, когда умер отец, – рассказывал Стефан в одном из интервью. – Потерять отца в таком возрасте очень тяжело, особенно для мальчика. Ведь для него папа всегда герой, всегда пример».
Справиться с потерей родного человека ему помог хоккей, которым Стефан увлекся еще в раннем детстве.
«Я начал играть в хоккей, когда мне было пять лет, в маленьком клубе, он назывался «Дален». Мне очень понравились клеевые щитки, которые мне дали примерить, и на самом деле очень понравилось быть вратарем, так что я всегда играл только в этом амплуа, – признался Стефан в одном из интервью. – Хоккей помог мне пережить смерть отца. Это было очень тяжелое время для меня. Я стал агрессивным, у меня появились проблемы в школе. Поэтому всю свою энергию я оставлял на льду. Постижение вратарских азов было главной моей страстью».
Впрочем, в большой хоккей Стефан пробился поздно. Вернее сказать, ворвался. Юношу никогда не приглашали играть за сборную своего региона, не говоря уже о сборной Швеции, о которой Стефан в те годы мог только мечтать.
«Я даже близко не попадал в юниорскую сборную. Слышал много раз, что мой уровень не позволяет там выступать. Я не обращал внимания. Не считаю, что важно быть лучшим в 15 лет, нужно состояться после 20, когда начинаешь играть в настоящий хоккей», – рассказывал в одном из интервью про свою хоккейную карьеру Стефан.
Раскрылся Лив именно в 20 лет. В 2000 году он стал основным вратарем одного из ведущих клубов Швеции – «ХВ-71» и по итогам первого сезона в шведской Элитсериен был признан лучшим новичком лиги. Приглашение в национальную сборную после такого успеха последовало незамедлительно.
Не слишком яркой, но очень запоминающейся страницей в жизни Стефана стал переезд в Америку в 2006 году. Еще в 2000-м Лив был задрафтован клубом Национальной хоккейной лиги «Детройт Ред Уингз», однако шанс сыграть в Североамериканской лиге хоккеисту представился лишь спустя шесть лет.
«Это был великолепный сезон, – вспоминал Стефан. – Я на своем опыте смог увидеть великую организацию изнутри, как там работают с игроками».
Впрочем, почувствовать себя в роли игрока НХЛ швед так и не сумел. Весь сезон Лив провел, выступая за фарм-клубы «Красных крыльев» в более низших лигах. Однако одно событие, случившееся с хоккеистом в Америке, оставило в его жизни неизгладимый след. В НХЛ Стефан познакомился с легендарным вратарем Домиником Гашеком. Тем самым Гашеком, на которого с замирающим сердцем смотрел на экране телевизора в детстве и на играх которого учился сам.
«Первый раз я увидел его в тренировочном лагере «Детройта», – вспоминал Стефан. – Тогда я относился к Доминику как к кумиру. Стоял и наблюдал за ним, как маленький ребенок. Глупо было, конечно».
Знаменитый чех называл Лива своим другом. После отъезда Стефана на родину в 2007 году друзья не виделись несколько лет. Лишь спустя четыре года судьба вновь свела Лива и Гашека в одной лиге, только на этот раз Континентальной. В сезоне 2010 – 2011 годов оба вратаря заключили контракты с российскими клубами: Лив – с новосибирской «Сибирью», а Гашек – с московским «Спартаком». 2 ноября 2010 года в Москве они встретились у раздевалок.
– В узком коридоре микст-зоны после той игры во вратарской форме Лив выглядел настоящим титаном, – вспоминает события той встречи корреспондент интернет-портала «Чемпионат.com» Мария Роговская. – Каково же было мое удивление, когда спустя десять минут ко мне вернулся обычный смуглый мужчина со жгучими черными волосами. Он рассказывал о том, что Гашек был его кумиром в детстве, как он учился на его играх. И в этот момент из раздевалки «Спартака» появился сам Доминик. Гашек поздравил своего коллегу с отличной игрой (в том матче Лив сделал «сухарь»), обнял и похлопал его по плечу… Разговаривать со Стефаном было очень легко. Он открыто и весело отвечал на вопросы, часто шутил. Журналисты его любили. Где бы Лив ни играл, он всегда становился любимчиком трибун. А еще его любили партнеры и болельщики. Сложно было его не любить.
– Он всегда был честным, надежным человеком, постоянно излучал радость, он все делал с открытым сердцем, старался во всем находить позитив, – сказал о Ливе его партнер по сборной Тони Мортенссон.
Ярославцы узнали Стефана благодаря прямой линии, которую он вел для друзей и болельщиков из Новосибирска. Отыгравший большую часть карьеры в Швеции, в 2010 году Стефан решил попробовать себя в чем-нибудь новом. Для повышения класса игры шведский вратарь выбрал вроде бы ничем не примечательный клуб из Континентальной хоккейной лиги – «Сибирь», в который он ехал с огромным желанием узнать поближе неизведанную для него Россию.
«Думаю, я сделал там (в клубе «ХВ-71») все, что хотел, и вполне удовлетворен этим. Я выиграл «золото» три раза. Решил, что пришло время совершить что-то еще», – сказал Лив после переезда в Россию.
Лив бросил вызов «Сибири» и выдержал испытание на «отлично». Учился и привыкал к новым, порой необъяснимым для него условиям. Россия предстала взору Стефана такой, какой ее может увидеть только иностранец. На каждом шагу Лива поджидали все новые и новые неожиданности, но чем дольше он жил в суровом сибирском крае, тем ближе он ему становился. Хотя некоторые российские вещи он не мог понять даже спустя несколько месяцев после прибытия в «Сибирь». Увиденными странностями ему непременно хотелось поделиться со своей семьей и друзьями, оставшимися в Швеции. Поэтому он решил вести свой электронный дневник. В блоге Liv (e) in Novosibirsk («Лив (жизнь) в Новосибирске») он описывал все события, происходившие с ним в России, и делился впечатлениями. Вот некоторые выдержки из его дневника:
«Я немного подумал и начал писать блог, отчасти для того, чтобы было чем заниматься в России в свободное время, и частично для того, чтобы позволить друзьям следить за моей жизнью здесь, в Новосибирске. Вы увидите мою русскую жизнь и на льду, и личную, и даже мои мысли о хоккее. Жизнь вратаря, которая порой не такая уж и простая».
«Наш тренировочный зал не особо современный, но имеет свой шарм – постоянно чувствуется легкий запах водки. Уже привычно».
«Город, где мы сейчас находимся, Новосибирск, – один из самых крупных городов России. Он построен вдоль очень длинной улицы – Красного проспекта. Достаточно современный – с ресторанами, кафешками и магазинами. Здесь также есть «ИКЕА», где продается шведское пиво… Завтра мы поедем в Новокузнецк. Будет замечательная поездка на автобусе, занимающая около 6 часов. За весь сезон это единственный город, куда мы будем добираться на игры автобусом. Новокузнецк, наверное, не такое место, куда бы я рекомендовал съездить. Но, к сожалению, там я буду праздновать свой тридцатый день рождения».
«Устроились в роскошной гостинице «Новокузнецкая».
Общественный порядок, естественно, важен. Но здесь правила немного странноватые: нельзя громко разговаривать в публичных местах, нельзя ставить чемоданы на подоконники и кровати, нельзя лежать в обуви на кровати, нельзя класть ноги на журнальный столик (что, в общем-то, не так уж и сложно, потому что такого столика просто нет)».
«Соперник сегодняшнего вечера – «Амур» (Хабаровск). Это очень важный матч. Колено у меня совсем здоровое, так что я тоже буду играть сегодня. Забавный факт: Хабаровск находится на большом расстоянии от любого города, и пролетают они (хабаровчане) около 130000 км. Каждый сезон. Сумасшедшие».
«Обычно между утренней тренировкой и матчем мы отдыхаем на базе. И сегодня, когда я пришел, женщина на ресепшене выглядела очень довольной и сказала на ломаном английском: «Идите в комнату и посмотрите сюрприз». «Прикольно! – подумал я. – Они нам купили Х-Box (игровая приставка) во все комнаты?» Однако выглядело все по-другому: нам установили лампу…»
«Мой финский друг и партнер по команде дал интервью интернет-сайту. Естественно, вся команда захотела его прочитать. Мы использовали Google translate, который порой ошибается, и иногда получается очень смешно!
– Вы всегда улыбаетесь?
– Да, я гомосексуалист, я люблю шутить. (Хм, конечно, ничего в этом страшного нет, но я не думаю, что он именно это имел в виду…)
– Ваши лучшие качества как игрока?
– Я всегда нахожусь в правильное время в правильном месте.
– Что ты можешь сказать о себе фанатам?
– Я гомосексуалист. (Да, он, видимо, уверен в этом своем выражении. Интересно, как к этому отнесутся фанаты?)
Просто при переводе слова «смешной» Google изменяет его на «гомосексуалист». Так что, если хочешь посмеяться, можно этим пользоваться».
«Говорят, что русский холод приходит в Швецию. Да, мне вас очень жалко! Подумайте лучше о нас. Мы тут живем с этим ужасным холодом круглосуточно (хотя и добровольно). Я сейчас в Омске и при чудесном морозе в 31 градус играю четвертый выездной матч».
«Добро пожаловать на мой день рождения. Мне исполняется 30 лет, которые я отмечаю в потрясающей гостинице в Новокузнецке. Хотя сильно расслабляться нельзя, потому что завтра у нас игра. Зато у меня был замечательный ужин. Нельзя ныть, когда тебе дают эксклюзивно приготовленное свиное филе с новокузнецкой картошкой. К тому же я получил эксклюзивную воду, и сейчас лежу в своей комнате и размышляю: как же чувствуется этот возраст – 30 лет? На самом деле ничем не отличается от 29».
«В моем туалете висит объявление, что полотенце можно использовать только по назначению. Если нет, то тебе выписывают штраф. Не думаю, что я на самом деле хочу знать, для каких целей его использовали, если они вынуждены были повесить такую табличку. Оставим это для размышления»…
Лива очень удивляли припаркованные посередине улицы машины или лишние пять кнопок этажей лифта в пятиэтажной череповецкой гостинице.
– Стефана поражал уровень суеверий в России, – вспоминает корреспондент Ольга Ильяная. – Когда он пришел в «Сибирь», то долго не мог привыкнуть к тем или иным ритуалам команды, которые ему тоже нужно было выполнять. А потом понял, что нужно уважать традиции страны, в которую приехал.
Необъяснимый ему мир Стефан отражал в своем дневнике, дополняя некоторые записи фотографиями. Однако в середине сезона швед перестал вести блог, сославшись на то, что у него закончилась мотивация.
«Я заканчиваю свою интенсивную, но короткую карьеру блогера, – сделал Лив последнюю запись 29 января 2011 года. – Чувствую, что у меня больше нет мотивации. Итак, остановимся на этом. Спасибо всем, кто читал, комментировал и следил за моим блогом. Посмотрим, вернусь ли я когда-либо попозже. С уважением, Лив».
Болельщики были расстроены таким решением своего любимца. Именно любимца, ведь иначе Стефана и не назовешь. Всего за сезон он получил в российском чемпионате такую популярность и известность, которыми не могут похвастаться даже многие старожилы лиги. Особенно к шведскому легионеру прикипели душой болельщики «Сибири». Каково же им было узнать новость о том, что следующий сезон Стефан проведет не в Новосибирске, а в Ярославле! Очевидно, что в волжском городе ему светили более заманчивые перспективы, чем в «Сибири», тем более так он мог быть ближе к семье, которую он хотел перевести в город на Волге. Стефан никогда не скрывал, что родные для него важнее всего на свете. Его огорчало то, что, выступая в России, он подолгу не видится со своей супругой Анной и сыновьями Гарри и Германом, не поехавшими из Швеции вместе с ним в Новосибирск. В Ярославле же Лив был намерен обосноваться капитально. Жена с детьми должны были приехать к нему в середине сентября после возвращения его новой команды из первого выездного турне, которое начиналось в Минске.
– Я познакомилась со Стефаном в августе, когда брала у него интервью для одного из выпусков журнала «Локо – вперед!», – рассказывает корреспондент Ольга Ильяная. – Он рассказывал о своей семье и о своих впечатлениях от России. Его интересовали традиции нашей страны. Он, например, знал историю российского гимна. Хотел узнать больше о Ярославле. Планировал сходить на экскурсию по достопримечательностям города. Своими широкими знаниями он мне напомнил Сашу Вьюхина, который тоже обладал огромным кругозором и был очень общительным и доброжелательным. Стефан рассказывал, что постоянно читает книги, по четыре штуки успевал прочитывать в неделю. Любил сказки и с удовольствием читал их детям. Он был очень гармоничной личностью. От общения с ним на душе становилось теплее.
– Стефан был хорошим отцом и хорошим другом. Никогда не забывал друзей. Всегда внимательно следил за выступлениями бывших одноклубников, интересовался их статистикой. Он находил время для каждого, и не было ни одного человека, с которым бы он не смог ужиться. Его любили абсолютно все, – вспоминает друг Лива хоккеист Юхан Окерман.
В Ярославле Стефан хотел наконец-то выучить русский язык, который ему так и не дался в «Сибири», и, конечно же, мечтал радовать болельщиков красивой игрой на ледовом поле. Сомнений в том, что это ему удастся, ни у кого не осталось, после того как вратарь блестяще выступил на предсезонном турнире на кубок Латвийских железных дорог в Риге. Ни в одной из трех проведенных «железнодорожниками» встреч соперники так и не сумели распечатать ворота шведского стража, и команда вернулась домой с победой.
Рижский трофей оказался для ребят последним…
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nisa/
Комментарии: