Глава 20. Брэд МакКриммон. Непобежденный
Переезд Брэда в Россию не все его земляки восприняли однозначно. Но для себя он знал наверняка, что работа в «Локомотиве» – это реальный шанс громко заявить о себе. Он надеялся обрести в новом клубе известность, а обрел хоккейное бессмертие…
Справка «Ярославского Региона»
Родился 29 марта 1959 года в городке Додслэнде провинции Саскачеван (Канада). Хоккейную карьеру начал в клубе региональной лиги Сент-Джона «Принс Альберт Райдерс» неподалеку от своего родного Додслэнда. Первой же профессиональной командой в карьере стала «Брэндон» из Западной хоккейной лиги. В общей сложности провел за этот клуб 240 матчей и заработал 320 (73+247) очков. Привлекался в состав молодежной сборной Канады. Принял участие в двух чемпионатах мира для игроков не старше 20 лет. На драфте НХЛ в 1979 году в 1-м раунде под общим 15-м номером был выбран клубом «Бостон Брюинз». В том же году дебютировал в главной хоккейной лиге Северной Америки. С 1982 по 1987 год выступал за клуб «Филадельфия Флаерз», с 1987 по 1990-й – за «Калгари Флеймз», с 1990 по 1993-й – за «Детройт Ред Уингз» и с 1993 по 1996-й – за «Хартфорд Уэйлерс». Последний сезон в профессиональной карьере – 1996 – 1997 гг. – провел за клуб «Финикс Койотс». В общей сложности Брэд МакКриммон сыграл на профессиональном уровне в 1338 матчах, в которых набрал 432 (92+340) результативных очка. В качестве игрока защитник становился обладателем Кубка Стэнли (1989), чемпионом Западной хоккейной лиги (1979), бронзовым призером чемпионата мира среди молодежи (1978). Кроме того, МакКриммон участвовал в Матче всех звезд НХЛ в 1988 году, входил во второй состав команды всех звезд НХЛ (1988), входил в состав команды всех звезд Западной хоккейной лиги (1978, 1979), а в 1999 году был включен в состав команды всех звезд Западной хоккейной лиги по итогам ХХ века. В 1988 году был награжден призом «Самому полезному игроку НХЛ». Лучший защитник Западной хоккейной лиги – обладатель «Билл Хантер Трофи» (1978,1979).
После окончания игровой карьеры Брэд встал на тренерский мостик. Однако с первой попытки тренерская карьера в НХЛ у него не задалась, и он отправился в провинцию Саскатун поднимать местный клуб «Блэйдс» из низов турнирной таблицы Западной хоккейной лиги. С 2000 года работал в качестве помощника главного тренера в различных клубах НХЛ, в том числе в «Калгари Флеймз», «Атланта Трэшерз» и «Детройт Ред Уингз». Во время локаутного сезона в НХЛ 2004 – 2005 годов занимал должность ассистента тренера в немецком клубе «Франкфурт». Помогал своему соотечественнику Рику Черномазу и выиграл бронзовую медаль чемпионата Германии. Кроме того, работал с юношеской сборной Канады и в 2003 году на юношеском чемпионате мира в Ярославле завоевал с командой золотую медаль. С 29 мая 2011 года занимал пост главного тренера ярославского «Локомотива».
Брэду, наверное, судьбой было предначертано стать выдающимся хоккеистом. В детстве мальчик вместе с отцом-тренером часто ездил на различные хоккейные турниры и соревнования. Потом Брэд немного подрос, и отец взял его в состав своей взрослой команды. Не случайно, когда мальчик стал выступать на профессиональном уровне за команду американской Западной хоккейной лиги «Брэндон», он выгодно выделялся на уровне остальных ребят и был на особом счету у тренеров. В общей сложности он провел за «Брэндон» 240 матчей и заработал 320 (73+247) очков (!). Разумеется, такой талантливый парень не мог быть не замечен и тренерами молодежной сборной Канады, в составе которой Брэд сыграл на двух чемпионатах мира для игроков не старше 20 лет.
На драфте НХЛ в 1979 году восходящая хоккейная звезда МакКриммон был выбран уже в 1-м раунде одним из ведущих клубов лиги – «Бостоном». Но даже в сильнейшей хоккейной лиге мира Брэд не затерялся. Практически в каждой команде, где он играл, – «Бостон», «Филадельфия», «Калгари», «Детройт», «Хартфорд» и «Финикс» – его услуги были востребованы в первой паре защитников.
– Я знал МакКриммона очень хорошо. В мой первый сезон в НХЛ Брэд очень сильно помог мне адаптироваться. Он был прекрасным защитником оборонительного плана, что давало мне возможность чаще ходить в атаку. Весь тот сезон я постоянно выходил с ним в одной паре. В каких-то ситуациях он меня защищал. Я многому у него научился, – вспоминает бывший партнер МакКриммона по команде «Детройт Ред Вингз» Никлас Лидстрем.
В общей сложности Брэд провел в НХЛ 1338 матчей и набрал 432 (92+340) очка (!). Не зря до сих пор игрок МакКриммон входит в число лучших защитников за всю историю главной Североамериканской лиги. При этом стоит отметить, что помимо своей блестящей результативности Брэд славился еще и жесткостью игры на площадке. В послужном списке оборонца кроме множества мелких ледовых стычек значится 25 крупных потасовок, а также 1592 минуты штрафа. За свой суровый нрав в НХЛ защитник МакКриммон даже получил соответствующее прозвище – Beast (Зверь). Однако в душе Брэд был добрым и очень веселым человеком, а на вопросы, касающиеся прозвища и сурового поведения на льду, он обычно предпочитал отшучиваться: «Все дрались, и я дрался!»
Начав карьеру в НХЛ в 20 лет, Брэд завершил ее в 38 в 1997 году, отдав профессиональному хоккею на высшем уровне 18 сезонов (!). Но, распрощавшись с карьерой игрока, МакКриммон вовсе не намерен был уходить из хоккея насовсем. Поэтому сразу же подыскал себе местечко тренера в клубе «Нью-Йорк Рейнджерс», помогая на этом посту главному рулевому «Рейнджеров» Рику Боунэссу. Привыкать к новым обязанностям долго ему не пришлось, так как уже в последние годы игровой карьеры Брэд частенько помогал тренерам своих команд.
– Он играл с нами в «Хартфорде». Мы как раз искали ветерана-защитника из Национальной хоккейной лиги. Он пришел на завершающем этапе своей карьеры, чтобы возглавить и укрепить линию обороны нашей команды. Как игрок, Брэд был истинным профессионалом и часто давал наставления молодым игрокам, – говорит президент и генеральный менеджер клуба «Каролина Хайррикейнз» (до 1997 года «Хартфорд Уэйлерс») Джим Резерфорд.
Впрочем, в тренерской карьере МакКриммона все было совсем не так безоблачно, как когда-то в начале спортивной. Поэтому, несмотря на огромный опыт игры в НХЛ, с первого раза закрепиться в качестве тренера в ведущей Североамериканской лиге бывшему хоккеисту не удалось, и он был вынужден отправиться в юниорскую Западную хоккейную лигу, чтобы там оттачивать тренерское мастерство. МакКриммону предстояло поднимать из низов турнирной таблицы клуб «Саскатун Блэйдз». И если первый сезон в качестве главного тренера у Брэда не сложился (команда одержала всего 16 побед в 65 поединках), то уже во втором сезоне прирост результата был серьезным (34 победы в 61 матче), и он был достигнут, несмотря на то что под началом молодого тренера не было ярких звезд.
И хоть за два года работы в «Блэйдз» команда Брэда так и не смогла пробиться в плей-офф Западной хоккейной лиги, тем не менее его работа была замечена в НХЛ, и вскоре начинающему специалисту предложили пост второго тренера в «Калгари Флеймз», в составе которого в далеком 1989 году МакКриммон выиграл свой единственный Кубок Стэнли. Затем в тренерской карьере канадца были «Атланта Трэшерз», «Детройт Ред Вингз» и немецкий клуб «Франкфурт Лайонс», в котором Брэду удалось поработать во время локаутного сезона в НХЛ, однако самостоятельно тренировать команды ему больше не приходилось.
«Правда, когда в «Атланте» отправили в отставку Боба Хартли, мне довелось порулить командой, – вспоминал как-то МакКриммон в одном из своих интервью. – Могу сказать, что дела шли не так уж и плохо. До конца февраля мы боролись за первое место в своем дивизионе, но в Юрьев день пришлось обменять одного из наших лидеров – Мариана Хоссу. Оправиться от такой потери команде не удалось».
В том же году «дятлы» предлагали МакКриммону официально возглавить команду, но в итоге стороны так и не смогли договориться по условиям контракта, канадец принял приглашение из «Детройта» и в тандеме с Майком Бэбкоком в первом же сезоне за «Красные крылья» дошел до финала Кубка Стэнли.
Но все же не о роли помощника мечтал МакКриммон. Брэд надеялся сам встать у руля топового клуба, готового побороться за самые высокие места и награды. Наконец, 29 мая 2011 года Брэд получил заманчивую должность – главного тренера российского клуба из далекого от Канады города Ярославля.
Многие с укоризной тогда смотрели на Брэда в Америке: «Зачем тебе это надо, ведь это Россия?» Но тренер знал наверняка: это шанс заявить о себе! Тем более что никаких негативных чувств к этой пусть и незнакомой стране он никогда не испытывал. Напротив, Россия после нескольких краткосрочных визитов оставила у Брэда только теплые воспоминания.
«Представить лет 40 назад, что когда-нибудь я буду работать в России? Да родители меня на смех подняли бы. Но, когда открылись границы, все поменялось. КХЛ – хорошая лига, в которой престижно работать. Многие в Канаде прекрасно понимают, что в России очень приличный уровень хоккея. Если кто-то думает иначе, то он просто не знает нашей игры, – делился своими впечатлениями и воспоминаниями о заснеженной России канадец. – К тому же я приезжал сюда еще во времена Советского Союза, когда наш «Калгари», готовясь к сезону, играл в Москве и Киеве с местными клубами. Да и в Ярославле я уже был, и о нем у меня остались самые лучшие воспоминания. Восемь лет назад с юниорской сборной Канады мы здесь выиграли золотые медали. Новая арена, полные трибуны. Было здорово! Я тогда отвечал за работу с защитниками. Трое из них – Сибрук, Грин, Коберн – сейчас в полном порядке в НХЛ, а к тому же в нашей команде играли такие яркие нападающие, как Картер и Гетцлаф. Жаль только, что не сыграли в финале с Россией. Вашу сборную, где задавали тон Овечкин и Малкин, в полуфинале по буллитам обыграли словаки. Потом, в матче за золото, мы их легко дожали: слишком уж они были измотаны».
Хорошие воспоминания оставили в душе канадца и российские хоккеисты, с которыми Брэду довелось в свое время играть и общаться в Америке: «Я со многими русскими поиграл, начиная с Сергея Пряхина – первого русского в НХЛ. Буду рад встретить в России Сергея Федорова и Славу Козлова: мы пересекались в «Детройте». Один сезон вообще на выездах делил номер с Владимиром Константиновым. Знаком я, кстати, и с Владимиром Юрзиновым – с ним пересекался в Клотене. Вообще, мне везло на русских. Чего стоят только Ковальчук и Дацюк – с ними мне довелось работать в «Атланте» и «Детройте». А еще я знаком с Зинэтулой Билялетдиновым. Он работал в «Финиксе», когда я там заканчивал карьеру. Отличный мужик! Знаю, что он возглавил сборную России. Говорите, Билл в процессе работы собирается плотно общаться с клубными тренерами? Буду рад с ним поговорить на любую интересующую его тему».
Не понаслышке был МакКриммон знаком и со своими новыми помощниками – Александром Карповцевым и Игорем Королевым, а также и многими игроками «Локо».
«Уже сейчас я имею представление как минимум о половине команды, – сказал Брэд еще до прилета в Россию. – Знаю всех тех, кто играл в НХЛ. Вратарь Лив одно время был в системе «Детройта». Марек мне тоже знаком. Так же, как и молодой парень, задрафтованный «Сан-Хосе», – Даниил Собченко. Немца Дитриха знаю по работе в Германии».
Брэд летел в Россию в полной боевой готовности привести «Локомотив» к Кубку Гагарина: «Я несколько лет работал в «Детройте»! Там иной цели, кроме Кубка Стэнли, не существует! Ярославль тоже хоккейный город с отличными традициями. Так что подход руководства «Локомотива», постоянно нацеленного на титул, мне полностью по душе. Борьба за первое место – что может быть лучше?»
– В последний раз с Брэдом я общался 3 августа, как раз накануне его отъезда в Россию, – вспоминает канадский тренер Дэйв Кинг. – Он был очень взволнован, думал о предстоящей работе, новых возможностях. А знаете, что мне больше всего нравилось в Брэде? Когда в НХЛ был локаут, он не пошел в отпуск, как это сделали многие парни, а отправился за океан и нашел работу в Германии. Он был отличным тренером.
В «Локомотиве» Брэд хотел ввести североамериканскую модель игры, но, приехав в Россию, заверил, что практиковать жесткую модель тренировок для своих подопечных не будет.
«Уверяю вас, до швыряния мусорных баков и битья светильников клюшками у нас в Ярославле дело не дойдет. Но это не значит, что я готов давать какие-то поблажки. Я очень настойчивый и требовательный тренер. В то же время прекрасно представляю, когда следует поднажать, а когда дать чуть больше свободы. Перед игроками всегда буду честен и открыт, – говорил МакКриммон. – Для меня существует один принцип: если не можешь отобрать шайбу у соперника, всегда будешь проигрывать со счетом 0:20. Командная оборона начинается с нападающих. Это не американский футбол, где каждый тренер отвечает за игроков только одного амплуа. Считаю, что защитник в хоккее может дать много идей форвардам. Мне есть чем поделиться. Но, поверьте, я вовсе не зациклен только на обороне»
– Я познакомилась с Брэдом в межсезонье, когда брала у него интервью для клубной программки. Мне было интересно узнать его именно как человека, а также принципы его тренерской работы, – рассказывает корреспондент Ольга Ильяная. – Первое время Брэд вел себя в новом коллективе достаточно сдержанно, присматривался к обстановке, но быстро освоился, в чем ему, безусловно, помог его ассистент Игорь Королев. По натуре Брэд был очень веселым и общительным человеком. Любил заниматься с молодыми игроками, поэтому в дальнейшем собирался следить за матчами молодежной команды.
К своей работе относился очень серьезно и ответственно. На «Арену» приходил в шесть утра и следил за тем, чтобы никто не опаздывал на тренировки, которые тоже начинались довольно рано. А уходил уже поздно вечером один из последних. В общении с ребятами он сочетал юмор и строгость. Всегда выступал за индивидуальный подход и однажды организовал собеседование, в ходе которого тренерский штаб общался с каждым игроком тет-а-тет и задавал ему самые разные вопросы: о хоккее, семье, вкусах и личной жизни. В быту Брэд был совершенно неприхотлив. Одно время, когда в «Арене» шла подготовка к форуму, ходил есть в столовую вместе с монтажниками. И ему очень даже нравилась обычная еда из столовой.
На предстоящий сезон у Брэда было много планов. Супруга Морин собиралась провести с ним большую часть сезона, а дети – Кэрлин (дочь) и Лиам (сын) – должны были навестить его на Рождество. Брэду было очень интересно посмотреть, как отмечают этот праздник в России, и он хотел прийти в Успенский собор на рождественское богослужение. В команде ему удалось создать теплую атмосферу, потому что считал ее своей второй семьей. Старался проводить как можно больше времени с игроками и помощниками, которым он дал ласковые прозвища: Игги, Ники и Патси.
Нужно сказать, что за тот небольшой промежуток времени, который Брэд провел вместе с новой командой, ему многое удалось сделать. Под его руководством «Локомотив» приобрел определенный стиль игры. Команда выглядела не просто надежной, а неприступной. Чего стоит одна только победа на предсезонном турнире в Риге на Кубок Латвийских железных дорог, в котором «Локомотив» не просто не проиграл ни одной игры, но даже не пропустил ни единой шайбы! Впрочем, несмотря на успех в Риге, тренер признавал, что «Локомотиву» есть над чем еще работать.
«Попытаемся еще улучшить свою игру и будем работать над этим весь сезон», – сказал Брэд в одном из своих последних интервью. Трофей, завоеванный в столице Латвии, стал для канадского наставника и его подопечных последним. Брэд ушел вместе со своей командой… Непобежденным...
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nsmi/
Комментарии: