Глава 24. Ян Марек. Правильный чех
Вокруг фигуры чешского нападающего Яна Марека часто плелись всевозможные интриги. Но Ян не обращал на них никакого внимания. Он привык доказывать свою правоту в деле – на льду. Ян обожал хоккей. А больше всего на свете любил жену Люцию, которой посвящал все свои победы…
Справка «Ярославского Региона»
Родился 31 декабря 1979 года в чехословацком городе Йиндржихув-Градец. С детства увлекался хоккеем. На юниорском уровне выступал за клуб родного города «Вайгар Градец». В 18 лет впервые сыграл на взрослом уровне, а спустя год примерил на себя свитер клуба «Оцеларжи Тршинец», дебютировав в главном чешском чемпионате. Но закрепиться в основном составе команды долгое время не мог, лишь к 23 годам получив место в основе «Тршинеца». В сезоне 2002 – 2003 годов набрал 72 очка и забил 38 голов, став лучшим снайпером Экстралиги. В межсезонье попал в поле зрения скаутов из североамериканского клуба «Нью-Йорк Рейнджерс». Однако, несмотря на место на драфте НХЛ-2003, Ян был выбран в 8-м раунде под общим 243-м номером, продолжил выступления в Чехии. В сезоне 2003-2004 годов перешел в пражскую «Спарту», в составе которой принял участие в Кубке Шпенглера. В 2004 году подписал полноценный контракт с пражским клубом и провел там еще два сезона. Вместе со «Спартой» стал чемпионом страны. Во время выступлений за сборную Чехии его заметило руководство российского клуба «Металлург» из Магнитогорска, и Марек перешел в уральский клуб. В первом же сезоне за «металлургов» завоевал «золото» чемпионата России, забив решающую шайбу в финальном матче серии против казанского «Ак Барса». В сезоне 2008 – 2009 годов стал бронзовым призером и лучшим снайпером Континентальной хоккейной лиги. Участвовал в финале хоккейной Лиги чемпионов и «Матче звезд КХЛ» в 2009 году. После неудачного сезона 2009 – 2010 годов в Магнитогорске решился сменить обстановку и переехал в столицу России, в московский ЦСКА, где вновь продемонстрировал высокий класс игры. И хотя «армейцы» не попадали в плей-офф чемпионата, фамилия нападающего тем не менее красовалась в верхних строчках списка бомбардиров КХЛ. Накануне закрытия трансферного окна перешел в подмосковный «Атлант», вместе с ним дошел до финала Кубка Гагарина и стал серебряным призером чемпионата. Однако, несмотря на успех «желто-синих», летом покинул подмосковный клуб, подписав контракт с ярославским «Локомотивом». Неплохо складывалась судьба форварда и на международной арене. В составе национальной сборной Чехии нападающий завоевал золотую (2010) и бронзовую (2011) медали чемпионата мира. В ярославском клубе Ян Марек должен был играть в свитере с номером 15. Под тем же 15-м номером Марек выступал и за сборную Чехии, которая после гибели хоккеиста навсегда сохранила этот номер за ним.
Переход форварда Яна Марека перед новым сезоном в «Локомотив» ярославские болельщики восприняли неоднозначно: слишком свежи были в памяти события последней полуфинальной серии Кубка Гагарина против подмосковного «Атланта», одной из ключевых персон которой, безусловно, стал чех. Во многом благодаря Мареку «желто-синим» тогда удалось пустить под откос «железнодорожников» и выйти в финальную стадию розыгрыша. Поэтому обида на Яна со стороны преданных поклонников «Локо» выглядела весьма обоснованной. Однако, когда форвард начал в буквальном смысле творить чудеса на предсезонке и помог «железнодорожникам» выиграть турнир в Риге, ярославцы простили Мареку прежние обиды и с распростертыми объятиями приняли его в наше хоккейное братство.
…Уроженец небольшого чехословацкого городка Йиндржихув-Градец, Ян в детские годы и не помышлял о профессиональной карьере хоккеиста. Да и местная команда, где играл мальчик, не дотягивала до уровня главной чехословацкой лиги. Поэтому раскрыться в полной мере в юном возрасте Яну не удалось. Да и тот факт, что Марек никогда не привлекался ни в юношескую, ни в молодежную сборные страны, говорит уже о многом.
Впервые вкус взрослого хоккея Ян почувствовал, когда дебютировал за основной состав родной команды «Вайгар Градец» в 1-й хоккейной лиге Чехии. Дебют у молодого нападающего получился настолько удачным, что его тут же заприметили тренеры других команд, одной из которых была «Оцеларжи Тршинец».
«Когда мне исполнилось 18 лет, я подписал свой первый профессиональный контракт с «Тршинецем», – вспоминал потом Ян. – Сильный клуб, занявший второе место в чемпионате страны. Целых два сезона я толком не мог закрепиться в составе. Не выдерживал конкуренции, да и уверенности в себе тогда не хватало. Заиграл только на третий год. Набрал 44 очка, а на следующий год – 72.
В сезоне 2002 – 2003 годов Ян забросил в ворота соперников 38 шайб и стал лучшим снайпером Экстралиги. Несмотря на несколько запоздавшие успехи, нападающего даже позвали играть в Северную Америку.
«В 23 года меня на драфте новичков НХЛ выбрал «Рейнджерс», – рассказывал Ян, – в последнем раунде под 243-м номером. Хотя я даже представить себе не мог, что на меня когда-нибудь обратят внимание в Северной Америке! Думал, что уже старый. Но позвонил агент, сообщил новость. Я сильно удивился…
Тем не менее Марек тогда не отважился ехать в североамериканскую лигу, решив поднабрать опыта на родине. И впоследствии форвард об этом не пожалел – его пригласила к себе одна из сильнейших команд чешского чемпионата, пражская «Спарта», желавшая усилиться за счет молодого и дерзкого нападающего. В пражском клубе Мареку вновь сопутствовал успех: за три сезона в «Спарте» он набрал 158 очков, а в сезоне 2005 – 2006 годов в ее ХК стал чемпионом Чехии.
Полюбилась Яну и сама Прага. Именно сюда он впоследствии перебрался жить с семьей, предпочтя тихим и уютным улочкам Йиндржихув-Градеца многолюдные улицы столицы.
«Мой родной город, конечно, маленький, но очень красивый, – объяснял Марек. –Мы вместе с женой Люцией живем в Праге и всегда при возможности приезжаем в Йиндржихув-Градец, где живут наши родители. В Праге же я провел несколько сезонов, когда подписал контракт со «Спартой». Она тоже очень понравилась, есть куда сходить: много ресторанов, кинотеатров. Проходит множество спортивных соревнований по футболу, теннису. Прага – столица Чехии, так что там всегда есть чем заняться. Впрочем, это и самый дорогой город Чехии. Но мы с Люцией не жалуемся. Хотя вначале долго не могли привыкнуть. Мы ведь из маленького города, где почти не бывает пробок, а в Праге их множество. Но через полгода привыкли, и в Праге нам с Люцией очень нравится».
Тот чемпионский сезон стал последним для Яна в Чехии. Успешно выступив на Еврохоккейтуре за национальную сборную, форвард привлек внимание многих агентов из российских клубов. И в России хоккеисту предлагали такие условия, от которых вряд ли кто-нибудь мог отказаться. Больше всего по душе Яну пришлось предложение магнитогорского «Металлурга», и он, не особенно раздумывая, отправился открывать для себя новые горизонты.
«Я не знал, что будет дальше, – рассказывал Ян позднее. – Думал, приехал на один сезон. Немного боялся, никогда в России не был, только играл в Москве за сборную Чехии. Не знал, чего ждать от российского хоккея. Больших планов не строил. Но начал хорошо, мне понравилось, в том числе и жить в Магнитогорске, и играть за «Металлург» с хорошими мастерами. С Ярославом Кудрной, Женей Варламовым, Виталием Атюшовым играли четыре года. Мы показывали неплохой результат».
Ян скромничал. В Магнитогорске он стал не просто одним из ведущих игроков команды, но и главным заводилой. Вместе со своим земляком Ярославом Кудрной Марек заложил уникальную во всех смыслах традицию российских хоккеистов – устраивать после каждого победного матча «металлургов» на родном льду настоящие театрализованные представления, которые в народе нарекли чешским шоу. Сначала это были обычные рукоплескания, которыми Ян и Ярослав хотели привлечь внимание болельщиков и выразить им благодарность за поддержку. Но постепенно это переросло в настоящие акробатические и костюмированные этюды. Чехи, к которым впоследствии присоединились и другие члены команды, выходили на лед в образе отвязных рокеров, рыцарей, пиратов… Зрители были в восторге от чешского шоу!
В Магнитогорске Ян радовал болельщиков и своей потрясающей игрой. Чего стоит только один его «золотой» гол в финале плей-офф против казанского «Ак Барса» в сезоне 2006 – 2007 годов, благодаря которому «металлурги» завоевали титул чемпионов страны!
После четырех сезонов, проведенных в «Металлурге», в 2010 году, когда его совсем замучили травмы, Ян принял решение сменить обстановку и покинул уральский клуб. Некоторые болельщики попытались запятнать имя хоккеиста, пустив слух, что у Марека в «Магнитке» якобы возник конфликт с тренерским штабом и одноклубниками. Яну так и не удалось развеять эти сплетни, хотя он очень старался. Забыть о скандале хоккеист старался, отдавая все свои силы в игре за новую команду – ЦСКА.
Откровенно говоря, партнеры в этом клубе у Яна были куда слабее, чем в Магнитогорске. Однако даже в такой непростой ситуации чешский нападающий показывал на матчах высочайший класс игры. Всю регулярную стадию чемпионата фамилия Марека красовалась в верхних строчках списка бомбардиров КХЛ. Когда же стало понятно, что «армейцам» не удастся пробиться в плей-офф, многие ведущие клубы лиги стали вести борьбу за «забивного» форварда. Ян выбрал, как сочли специалисты, не самый удачный вариант – перешел в подмосковный «Атлант».
Впрочем, скоро стало понятно, что благодаря соотечественнику, тренеру Милошу Ржиге, поставившему форварда в чешскую тройку к Яну Булису и Збынеку Ирглу, у Яна появился отличный шанс завоевать еще одну медаль в России. Так оно и вышло: «Атлант» дошел до финала, оставив за бортом розыгрыша Кубка Гагарина череповецкую «Северсталь», питерский СКА и ярославский «Локомотив», а Марек стал вторым после Сергея Мозякина бомбардиром коллектива.
– Кто-то в лиге ругал Марека якобы за его ершистый характер, – вспоминает бывший одноклубник чеха вратарь подмосковного «Атланта» Константин Барулин. – Но, когда Ян пришел к нам в команду, он так быстро влился в коллектив, как будто всегда был с нами. А ведь Марек оказался в «Атланте» по ходу чемпионата. Если честно, я рад, что познакомился с Яном. Не был он ни зазнайкой, ни агрессором, каким его подчас пытались изобразить в отдельных СМИ. В жизни это был спокойный, уверенный в себе, без всякого апломба человек. Хотя на льду, да, заводился. Но ведь какой хоккей без эмоций?
– Мне показалось, что у Яна в «Атланте» не было друзей. Да, были товарищи, но не более, – говорит нападающий «Атланта» Алексей Глухов. – Однако в команде его приняли. И Ян отплатил серебряной монетой – не раз выручал нас в плей-офф, провел фееричные матчи. Марек обрел свое второе рождение на льду после того, как Ржига объединил чехов в одной тройке: двух Янов – Марека и Булиса – и Збынека Иргла.
Несмотря на огромное желание хоккеиста остаться в системе «желто-синих», Яну тем не менее от руководства клуба не поступило предложения продлить контракт. У нападающего было много вариантов продолжения игровой карьеры, но он выбрал ярославский «Локомотив», в составе которого выступали его соотечественники: Рахунек, Вашичек, Демитра. Впрочем, наставник «железнодорожников» Брэд МакКриммон определил нападающего вовсе не в связку с земляками. Большую часть межсезонья Марек провел, играя бок о бок с Александром Васюновым и Андреем Кирюхиным. Тройка нападения получилась такой боевой, что задавала тон игры всем остальным звеньям, а Ян стал настоящей палочкой-выручалочкой команды, забивая и раздавая отменные передачи на партнеров. Во многом благодаря именно Яну «железнодорожники» сумели выиграть свой последний турнир на Кубок Латвийских железных дорог.
Однако победы новой команды в тот момент радовали хоккеиста не так сильно, как обычно. Дело в том, что летом у Яна в Чехии родился долгожданный первенец, названный в честь отца. Новоиспеченный папа хотел быть ближе к сыну и к жене, которая не могла приехать в Россию с маленьким ребенком. Поэтому в августе он даже вел переговоры с руководством клуба о расторжении контракта. Но руководство «Локо» уговорило Яна остаться…
– Ян звонил и говорил о том, что хочет уйти из клуба, – вспоминает агент Марека Роберт Шпаленка. – Он хотел уехать в Швейцарию, но руководство его не отпустило. Уговорили остаться.
– Ян очень ждал появления сына. Часто показывал мне на телефоне видеозапись УЗИ будущего ребенка в 3D-формате, – рассказывает нападающий хоккейного клуба «Атлант» Дмитрий Уппер.
Марек очень трепетно относился к своей супруге Люции и все свои победы посвящал только ей.
«В детстве мы жили с Люцией в соседних квартирах, – рассказывал он. – Но, представьте себе, не были знакомы. Гонял в футбол во дворе. Люция выходила на балкон. Я это видел, просил ребят: «Давайте мне быстрее пас!» И начинал финтить, строя из себя Марадону. Но она меня тогда не замечала. А познакомились мы, только когда мне уже было 18 лет. Я как раз вернулся домой после сезона и случайно встретил ее на улице. Собрался с духом и пригласил ее на дискотеку. Во второй раз уже пошли в кино. Начали созваниваться. И через месяц были вместе.
Жизнь вдали от дома стала самым большим испытанием для Яна. Его всегда тянуло на родину. Он был настоящим патриотом своей страны и в кухне, машинах, музыке всегда выбирал родное. Хоккеиста за его предпочтения даже называли правильным чехом. После трагической гибели Ян Марек стал национальным героем Чехии…
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nx7q/
Комментарии: