Глава 25. Игорь Королев. Я, конечно, вернусь…
Он обещал выйти на лед с клюшкой и сдержал свое обещание – стал тренером. Вот только попробовать себя в новом качестве Игорь Борисович так и не успел…
Справка «Ярославского Региона»
Родился 6 сентября 1970 года в Зеленограде. В детстве увлекся хоккеем и начал заниматься этим видом спорта в школе столичного «Динамо». В 19 лет, в 1989 году, дебютировал в основном составе родной команды еще в рамках чемпионата СССР. Дважды вместе с динамовцами становился чемпионом Советского Союза в 1990 и 1991 годах, а в 1992 году – чемпионом СНГ. В том же году уже в форме российской национальной команды дебютировал на чемпионате мира. Должен был играть и на Олимпийских играх-92 в Альбервиле, но за три дня до старта травмировал колено и пропустил турнир. Летом того же года был поставлен на драфт Национальной хоккейной лиги (НХЛ) клубом «Сент-Луис Блюз» и уехал за океан. Следующие 12 лет провел в Северной Америке. Выступал за американские и канадские клубы: «Сент-Луис», «Виннипег» («Финикс»), «Торонто» и «Чикаго». Свою первую шайбу в НХЛ забросил в первой же игре в новой лиге 6 октября 1992 года в матче «Сент-Луиса» против «Миннесоты». Во время локаутного сезона в НХЛ в 1994 году провел несколько игр в составе родного московского «Динамо», а в 2004 году окончательно вернулся в Россию. В сезоне 2004 – 2005 годов выступал в составе ярославского «Локомотива» и выиграл «бронзу» чемпионата России, а затем три года провел в магнитогорском «Металлурге», вместе с которым становился чемпионом России (2007), обладателем Кубка Шпенглера (2005) и еще дважды бронзовым призером российского первенства (2006, 2008). Сезон 2008 – 2009 годов провел в подмосковном «Атланте», после чего вернулся в ярославский «Локомотив», где после сезона 2009 – 2010 годов завершил карьеру игрока. Летом 2011 года приехал в клуб в качестве помощника главного тренера Брэда МакКриммона.
«Хоккеистом я стал чисто случайно, – признался как-то Игорь Борисович. – Постоянно учился во вторую смену, уроки делал вечером после школы. Утром гулял на улице, зимой во дворе заливали площадку, играли в валенках в хоккей. Однажды подошел молодой человек и сказал: «Ребята, давайте организованно займемся хоккеем. Если хотите, приходите завтра в семь вечера на тренировку в клуб «Орбита». Дома поговорил с родителями, они согласились. Мол, сын начнет спортом заниматься, не будет болеть. Так и пошло. Вроде бы что-то получилось»...
Вот так, наверное, и вырастают настоящие хоккеисты. По крайней мере, Игорь Королев был настоящим профессионалом своего дела, он посвятил хоккею всю свою жизнь…
Дверь в мир большого спорта Игорю открыла динамовская школа. Под надзором опытных тренеров форвард рос, что называется, не по дням, а по часам. Уже в 19 лет дебютировал в составе сильнейшей тогда в Союзе хоккейной дружины – «Динамо».
– Я с Игорем был знаком с 6-го класса, вместе росли в динамовской школе, – говорит друг Игоря Королева генеральный менеджер хоккейного клуба «Витязь» Алексей Жамнов. – Он всегда был большим работягой. Трудился и на льду, и в школе: контрольные быстрее всех в классе решал. Нас начали подключать к тренировкам с первой командой, еще когда в «Динамо» работал Юрий Моисеев, а когда пришел Владимир Юрзинов, мы уже играли в основе.
В составе «бело-голубых» Игорь трижды становился чемпионом: в 1990 и 1991 годах ¬– чемпионом СССР, а в 1992-м, после упразднения союзного чемпионата, – СНГ.
– Игорь всегда в паре шел с Сашей Карповцевым, – вспоминает бывший наставник и друг Игоря Королева тренер Петр Воробьев. – Мы всегда с ним были в хороших отношениях, еще с тех самых пор, когда он в «Динамо» у меня играл. Игорь был коллективным игроком, порядочным, честным. На него всегда можно было положиться. Он играл стабилизирующую роль в команде и выполнял много черновой работы на льду.
Разумеется, перспективный нападающий не остался не замеченным скаутами из Национальной хоккейной лиги, поэтому, как и многие другие российские хоккеисты, в начале 1990-х годов перебрался за океан.
«Меня поздно на драфт поставили, – вспоминал спустя годы хоккеист. – В то время еще только поняли, что, если выбрать российских игроков, они точно приедут в НХЛ. Это сейчас наших выбирают осторожно, а уверенно только тех, кто уже выступает за океаном. Просто какой смысл делать выбор, если человек на контракте в клубе КХЛ? А в 1992 году мы ехали. Плюс я хоть и был выбран во втором раунде, но это был первый выбор «Сент-Луиса». Конечно же, я сразу отправился за океан».
– Для нас было в кайф играть в Америке, в сильнейшей хоккейной лиге мира, – рассказывает Алексей Жамнов. – К тому же нам платили неплохие деньги за наш труд. Поэтому никто не жаловался. Вот только языка мы практически не знали. С этим, пожалуй, были самые большие сложности на первом этапе. Но потом ничего, прижились, да язык подтянули.
Игорь не просто освоился в новой стране – Америка стала для него родным домом. Впоследствии он даже перебрался жить с семьей в канадский город Торонто, за команду которого выступал на протяжении четырех сезонов. Всего же в североамериканской лиге Королев провел большую часть игровой карьеры.
«Безусловно, мои двенадцать сезонов в Северной Америке не прошли даром, – рассказывал о своем заокеанском опыте хоккеист в интервью. – Они научили меня очень многому».
Сложно сказать, хотел ли хоккеист возвращаться на Родину. Сделать это его, скорее всего, заставили обстоятельства.
«Был локаут, приехал в Россию, чтобы поддержать физическую форму, очень хотелось играть. Не думал, что вернусь так надолго. Играл с удовольствием. После локаута в НХЛ изменились правила, многие клубы сделали ставку на молодых хоккеистов. Так что мне смысла там не было оставаться. Морально и физически еще не готов был закончить, поэтому играю в России, – признался Игорь после возвращения. – С того времени, как я уехал, поменялась система подготовки к чемпионату в целом и, в частности, к конкретным матчам. Во времена СССР игроки находились постоянно на базе. Теперь к этому стали подходить более лояльно. Хоккей в России вышел на новую ступень профессионализма. Меня приятно удивило, что в первый год, когда играл за Ярославль, на базу команда заезжала редко. Подготовка к чемпионату стала чуть короче. До того, как я уехал играть в НХЛ, отпуск у российских игроков был всего 28 календарных дней. Остальное время тренировались. Может, поэтому в СССР почти не было долгожителей в плане карьеры? Многие игроки рано заканчивали играть. На самом деле короткие отпуска и постоянные тренировки очень изматывали. Теперь в этом сделан большой шаг вперед. И потом, хоккей в России вышел на хороший уровень».
На Родине дела у опытного форварда складывались неплохо. Самыми яркими, пожалуй, стали сезоны, проведенные в Магнитогорске. В составе «Металлурга» Королев добавил в свою коллекцию наград «золото» чемпионата страны, Кубок Шпенглера и Кубок чемпионов. Однако радость от побед была невелика, потому что в тот момент рядом не было семьи…
«Мне тяжело без близких, и это здесь самая большая проблема, – говорил Королев в одном из интервью. – Мой день начинается со звонка домой в Торонто: говорю с детьми, женой, желаю им спокойной ночи. Разница с Магнитогорском – 10 часов. Тут я просыпаюсь, а там они ложатся спать».
– Игорь был очень хорошим семьянином, – рассказывает Алексей Жамнов. – Жена Вера и дочери Анастасия и Кристина всегда были для него на первом месте. Он был очень хорошим отцом: мог баловать дочерей, но мог быть с ними и в меру строгим папой. Поэтому, конечно, когда он играл здесь, а семья была в Канаде, ему приходилось нелегко.
Ради семьи в 2010 году Игорь принял решение завершить игровую карьеру, проведя последний сезон за ярославский «Локомотив».
«У меня были хорошие предложения из России, но они были не из тех мест, куда бы я хотел поехать, – объяснял он свое решение. – Условия были не те, другие нюансы. Да и опять же ехать куда-то, когда в Канаде супруга, на которой весь дом, растут дочери, очень тяжело. Я шесть лет играл в России, а жизнь проходит, дети растут, но меня нет рядом. Потом это время никогда не вернешь».
Однако почему-то ни у кого не было сомнений, что Королев вернется.
«Сто процентов вернусь, – был уверен и сам Игорь. – Когда-нибудь в другой должности, но вернусь. Я люблю хоккей и буду в нем работать. Может быть, тренером».
Он сдержал свое обещание. Вернулся туда, откуда ушел, – в «Локомотив» в роли помощника главного тренера. Удивительно, что за год вне хоккея Игорь ничуть не растратил своего мастерства. Мало того, он даже сохранил все свои физические кондиции.
«Я регулярно хожу в спортзал и поддерживаю форму, – рассказывал о своем времяпрепровождении бывший форвард, находясь в бессрочном отпуске. – Занимаюсь с тренером. Катаюсь. И не из-за того, что постоянно думаю о возвращении. Просто мне это нравится, я не хочу распускать себя. За год не прибавил и грамма. У меня игровой вес».
– Я уверен, что из Игоря получился бы отличный тренер, – говорит Алексей Жамнов. – Он прошел хорошую школу советского, американского и российского хоккея. Своим опытом мог поделиться со многими молодыми игроками.
– Однажды, помню, после очередной бойни с «Витязем» в Мытищах успокаивал Алексея Жамнова, который, разгорячившись, почему-то хотел вступить явно более чем в словесную перепалку с Канарейкиным. Еще не сняв до конца форму, в мокром от пота комбинезоне Игорь так по-братски обнял шедшего в пиджаке и галстуке Лешу Жамнова, приподнял его, и конфликт вмиг исчез. Жамнов просто улыбнулся, наплевав на испачканный дорогой костюм, и все, конфликт был исчерпан… Игорь был тонок и точен в действиях. В той ситуации он сориентировался молниеносно, поступив очень мудро, – вспоминает пресс-атташе хоккейного клуба «Атлант» Геннадий Набатов.
В одном из интервью Игорь Борисович признался, что очень хотел бы научиться жить без хоккея. Мечтал освоить другое дело. Говоря так, хоккеист явно темнил. Ведь он прекрасно знал, что без игры ему не усидеть на месте. Он вернулся, чтобы вновь заявить о себе, теперь уже как о тренере.
6 сентября Игорь в кругу коллег отпраздновал свой 41-й день рождения. Казалось, что в судьбе прославленного хоккеиста начинается новый этап, обещавший стать не менее ярким и увлекательным, чем все, что было раньше…
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nz24/
Комментарии: