Письма из Борка: ярославцам рассказали о выдающемся исследователе Иване Папанине
Письма из Борка. Письмо второе: Иван Папанин.
Человек‑легенда, из тех, чьи портреты изображают на знаменах и орденах, чьим именем называют ледоколы и самолеты – герой Гражданской войны, чекист, а затем ученый, летчик, знаменитый советский полярник Иван Папанин в последние десятилетия своей жизни оказался крепко связанным с Ярославской областью.
«Мне Иосиф поручил»
130 лет назад – 26 ноября 1894 года – родился будущий контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин. К этой дате приурочен проект Ярославского отделения Союза журналистов России, поддержанный Фондом президентских грантов, «Знать. Помнить. Учиться. К 130‑летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза И.Д. Папанина».
Иван Дмитриевич Папанин – гордость отечественной науки, выдающийся исследователь Арктики. Его подвиг по изучению Северного полюса навсегда вписан в мировые учебники истории.
Иван Папанин командовал первой в мире дрейфующей станцией, которая примкнула к берегам Гренландии спустя две тысячи километров морского пути. Это была сенсация, за которой следили специалисты всего света.
Советские первооткрыватели во главе с Папаниным преодолели крайне тяжелые полярные условия. Они совершили ряд важных исследований и получили уникальные результаты – создали метеокарту Арктики, открыли Большой подводный хребет, исследовали природу высоких широт.
После знаменитой экспедиции Папанин продолжил заниматься исследованиями. Он управлял Главсевморпутем, строил мощные ледоколы, которые помогали нашим ученым продолжать его дело. Во время Великой Отечественной войны организовывал морские перевозки и управлял приемкой гуманитарных грузов из Америки.
Папанин является создателем лучшего в мире научно-исследовательского флота. Не все знают, что подводные и надводные съемки американского фильма «Титаник» снимались на судне «Мстислав Келдыш», построенном под руководством Папанина. Американцы арендовали его у Академии наук.
В начале пятидесятых легендарный полярник и государственный деятель получил задание Правительства СССР подобрать территорию и организовать на ней Институт биологии водохранилищ Академии наук СССР.
– Задание Иван Дмитриевич, конечно, выполнил блестяще. Он в короткий срок организовал и возглавил исследовательское учреждение с обширной научной и социальной инфраструктурой в глубинке Ярославской области – в поселке Борок Некоузского района, – рассказывает нам – десанту ярославских журналистов, приехавших в Борок, директор Института биологии внутренних вод имени И.Д. Папанина РАН Александр Крылов.
Сегодня и некоузцы, и ярославцы с благодарностью вспоминают имя героя‑исследователя, ведь институт дал мощный импульс развитию этого отдаленного района (почти 200 км от областного центра).
Учреждение выстояло в сложные для науки, и не только, «лихие» девяностые, когда многие НИИ вынуждены были если не свернуть полностью, то снизить масштабы своей научно‑исследовательской деятельности.
Сейчас именно в Борке работает ведущее научно‑исследовательское учреждение страны по данному направлению. И здесь бережно хранят память об отце‑основателе «заповедника для академиков», «ярославского Академгородка», как часто называют Борок.
…Вместе с коллегами по Союзу журналистов мы посетили отдаленный поселок в некоузских лесах в самом начале теплой осени, когда тихий Борок буквально купался в мягком солнечном свете. Здесь настигает ощущение покоя и порядка – оно и не удивительно. Ведь большинство местных жителей – ученые, биологи и физики, а также члены их семей, и другие сотрудники двух институтов – биологического и физического.
Но наш интерес – локальный, направлен в данном случае строго на личность великого юбиляра. И потому на специально организованной по этому случаю научной конференции внимательно слушаем всех докладчиков – о том, как начиналась научная жизнь в Борке и к чему институт пришел сегодня.
– Иван Дмитриевич был самым настоящим человеком‑глыбой, – рассказывает кандидат географических наук, доцент Международной академии бизнеса и новых технологий, научный руководитель проекта Ярославского отделения Союза журналистов России Александр Емельянов. – Спасал ученых от репрессий, строил для них дома и дороги, развивал институт и поселок. В Борок он приехал по личному заданию Сталина и за десять лет превратил поселок в академгордок – современный научный центр. А сам он так и говорил: «Мне Иосиф (Сталин. – Прим. ред.) поручил – я должен все четко выполнить». Вот что значит яркий представитель поколения людей, переломивших ход истории России в начале века, построивших мощное государство в годы первых пятилеток, победивших фашизм и восстановивших страну из руин до уровня одной из ведущих экономик мира.
– Сейчас настолько изменились времена, что я не могу себе представить, чтобы с таким энтузиазмом, с таким пониманием, без погони за длинным рублем можно было это все сотворить, – подчеркивает Александр Крылов. – Именно на вере в то светлое, что человек делает.
Спасал и заботился
В свои 95 лет жительница Некоуза Антонина Шеломова помнит, как район в те времена был оторван от информации. Лишь сотня экземпляров газеты «Северный рабочий» – ее привозили из Ярославля:
– О Папанине тем не менее мы все знали. И решили пойти к нему, попросить изменить ситуацию. Пришли, пожаловались. Он сказал: «Подумаем». Большое здание дал! Все сразу появилось – и телеграф, и телефон, и радио.
Заботился Иван Дмитриевич и о людях, молодых и маститых ученых, которые переезжали на работу и жительство в Борок вместе с семьями. Например, ничтоже сумняшеся приказывал, надевая мундир с наградами, разгружать идущие по Волге через Шексну в Череповец баржи с кирпичом и другими стройматериалами непосредственно в Борке.
Тогда в Вологодской области строили металлургический комбинат. Но Папанин понимал, что ученым необходимо комфортное жилье, – и таким революционным способом решал проблему строительства на месте в эпоху тотального дефицита. Так кирпичи для комбината шли на строительство домов для биологов, экологов и ихтиологов.
– Очень многих он спас от тюрьмы, от ссылки, – рассказывает заместитель директора по научной работе Института биологии внутренних вод имени И.Д. Папанина РАН Юрий Герасимов. – Причем Иван Дмитриевич лично договаривался, чтобы специалисты вместо лагерей прибывали сюда, становились заведующими лабораториями, той «золотой» основой института, которая и создала для него мировую славу.
Папанин также приложил руку к появлению в Шестихине железнодорожного вокзала.
– Говорил, что, пройдя дюжину инстанций с огромной бумажной волокитой, пришлось ему, Папанину, включить этот вокзал в генеральный план страны. Такой вот маленький вокзальчик. Он сумел «пробить» это, – отмечает ведущий инженер Института биологии внутренних вод имени И.Д. Папанина РАН, корреспондент некоузской районной газеты «Вперед» Татьяна Сметанина.
Бессребренник советского толка
А сам Папанин в Борке жил скромно все 35 лет, хотя и приезжал сюда довольно часто и надолго. Его маленький дом легко не заметить с дороги. Сейчас в здании располагается музей.
– Сам по себе он никаких богатств не нажил, – рассказывает внучатая племянница Ивана Дмитриевича, старший научный сотрудник лаборатории микробиологии Института биологии внутренних вод имени И.Д. Папанина РАН Анна Романенко. – Никаких там дач на Багамах или счетов в банках. Это был советский человек.
Газета Некоузского района «Вперед» к юбилею основателя и первого директора Института биологии внутренних вод в поселке Борок проводит конкурс «Мой герой Иван Папанин», где местные жители делятся своими воспоминаниями о нем.
Например, директор Волжской средней школы Павел Васильев рассказал, как с 1948 по 1956 год работал учителем биологии и географии в Шестихинской семилетней школе:
– Во время войны в нашем районе было много эвакуированных детей из блокадного Ленинграда. Летом часть ребят решили отправить в туристский лагерь вблизи Борка. Тогда в поселке всюду звучало имя Папанина, нового директора биостанции. Ивана Дмитриевича я нашел в конторе. Он внимательно прочитал мое удостоверение. В лучистых глазах его зажегся хитрый огонек: «А чем же будут заниматься дети в вашем туристическом лагере?» Я рассказал. Папанин подумал и ответил: «Устраивайте лагерь, но только не в Борке. Ребята – народ шумливый, будут мешать ученым работать. Устраивайтесь на Суноге, напротив нашего порта. Об экскурсиях я договорюсь и подскажу ученому секретарю, чтобы устраивал встречи наших сотрудников с туристами. Только смотрите, чтобы был порядок, и деток хорошо кормите!»
…Так и повелось с тех пор – устройство летних лагерей недалеко от академического поселка, насыщенная познавательная программа для ребят, экскурсии, встречи с Иваном Папаниным. Он, несмотря на свою занятость, находил для этого время, встречался с детьми и в лагерях, и в местной школе.
– И я помню встречу с Иваном Дмитриевичем в своем детстве, мы все собрались в актовом зале, он выступал, рассказывал, на вопросы отвечал, – говорит наш гид, главный специалист, заведующий музейным отделом Института биологии внутренних вод РАН в поселке Борок Наталья Носова. – До сих пор сохранилось ощущение какого‑то сияния, настоящей встречи с легендой!
…Мы осматриваем несколько комнат крошечного домика, где жил человек‑легенда, герой Гражданской войны и первых пятилеток, один из организаторов ленд-лиза в годы Великой Отечественной и истинный покоритель Арктики. Здесь все так, как было при нем: наискромнейшая мебель, аскетичное убранство. И множество фотографий, подарков, сувениров, представляющих, в частности, флору и фауну огромной Советской страны «с южных гор до северных морей».
Иван Дмитриевич здесь работал – напряженно и творчески, не обращая внимания на мелочи и не считаясь с личным комфортом. Он собирал в Борке действительно лучшие кадры, начиная от рабочих – токарей, слесарей – и заканчивая главным врачом местной больницы Сергеем Лавровым. По личному приглашению Папанина в Борок часто приезжали иностранные делегации, принимали участие в научных конференциях.
Работа продолжается
Сегодня дело почетного гражданина Ярославской области Ивана Дмитриевича Папанина, чей 130‑летний юбилей весь научный мир отмечает 26 ноября 2024 года, продолжает жить и развиваться в Борке. Сотни ученых трудятся в носящем его имя Институте биологии внутренних вод.
Помимо кабинетных исследований на берегу Волги проводится серьезная работа в лаборатории экологии рыб. Мы побывали внутри – это самый настоящий ихтиологический зоосад, причем редкие и ценные промысловые рыбы (например, осетры, стерлядь) здесь не только плавают в закрытых аквариумах и дают ученым за собой понаблюдать, но и устраивают настоящие заплывы в открытых бассейнах‑лабиринтах – опять же в строго научных целях.
– Мы исследуем, в частности, различные виды пресноводных рыб в их естественной среде обитания, в том числе наших местных водоемах – в бассейне Волги, – рассказывает старший научный сотрудник лаборатории Алексей Смирнов. – И даем рекомендации в том числе для рыбохозяйств, предприятий в сфере агрокультуры, как делать так, чтобы рыбы нерестились, росли и при этом хорошо себя чувствовали.
– Конечно, это далеко не единичное направление наших исследований, их множество, и для этого у нас серьезное оборудование, научная база, – отмечает профессор, руководитель научного направления Института биологии внутренних вод имени И.Д. Папанина РАН, доктор биологических наук Виктор Комов. – Например, одних только электронных микроскопов у нас пять штук. Мы сохраняем классические методы исследования и развиваем современные.
Имеется здесь и собственный научный флот – также созданный Папаниным в свое время.
– То, что сделал Иван Дмитриевич Папанин для отечественной и мировой науки, для Ярославской области, трудно переоценить, – подчеркивает Александр Крылов. – И потому у нас в Борке всегда чтили, чтут и будут чтить великого ученого, легендарного героя и истинно русского, советского человека и гражданина в лучшем смысле этого слова.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n67v5/
Комментарии: