Главное:
Пламя и пепел Афгана. 2,5 тысячи жителей Ярославской области стали участниками боевых действий

Пламя и пепел Афгана. 2,5 тысячи жителей Ярославской области стали участниками боевых действий

15 февраля ветераны Афганской войны отмечают юбилейную дату – 30-летие вывода ограниченного контингента советских войск из ДРА.

Участниками боевых действий в Афганистане были 2452 жителя Ярославской области: 673 офицера и прапорщика, 1689 солдат и сержантов, 90 служащих Советской Армии и гражданского персонала. 67 человек из них погибли, один пропал без вести. Ранения и увечья получили 170 бойцов и офицеров, 32 стали инвалидами. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, орденами и медалями награждены 973 ярославца.

Если звезды зажигают, значит, это судьба. У жителя Ярославля подполковника в запасе Виктора Высоцкого звезды не только на погонах, но и на парадном мундире – боевой орден Красной Звезды соседствует с афганским орденом «Звезда» третьей степени.
Виктор родился на Орловщине в семье офицера и с детства привык к частым переездам. После гарнизона в Германии Высоцкие надолго задержались в Белоруссии, и мама отдала сына в музыкальную школу, надеясь, что тот станет пианистом. Но ее мечте не суждено было сбыться – сын поступил в Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище противовоздушной обороны и в 1981 году успешно его окончил. Два года служил в Московском округе ПВО, после чего переводом попал на Высшие курсы военной контрразведки КГБ СССР. Еще два года лейтенант-ракетчик набирался опыта как контрразведчик в войсках, пока не получил очередное звание и назначение на новое место службы – в Афганистан.

Это было в августе 1986 года, в самый разгар боев в горной республике. За неделю до отправки офицер попал в операционную с аппендицитом, и его молодая супруга с надеждой попросила отказаться от опасной командировки. Нет, возразил он, тогда вместо меня отправят другого, да еще подумают, что я струсил. Так и прилетел с пластырем на животе в Ташкент, а затем в Кабул, откуда с колонной машин прибыл к месту службы в населенный пункт Баграм, в особый отдел 108-й мотострелковой дивизии.
В Кабуле Виктор познакомился с офицером ВДВ, который рассказал, как его разведывательный взвод в 1979 году участвовал в захвате кабульского аэропорта. Интересный факт: когда бойцы организовали по его периметру охрану, они заметили подъехавший черный лимузин с американским флагом и дипломатическими номерами. Увидев советскую технику и людей в камуфляже, посол США даже разрыдался от досады.

– Позднее я узнал, что наши войска в Афганистане опередили американские на три дня, – отмечает Виктор Сергеевич. – Один из руководителей спецподразделения «Альфа» Геннадий Зайцев написал в своих мемуарах, что геологи нашли в южной части страны богатое месторождение урана, и США хотели захватить и отсечь эту территорию. Мы не дали им такой возможности, введя свои войска. Но у нас, в отличие от американцев, были свои задачи: мы строили дороги, открывали школы и больницы, везли топливо и продовольствие. Словом, помогали, чем могли.

Старший лейтенант Высоцкий прослужил в Афгане 2 года и 2 месяца, выполняя свой интернациональный долг, и на родину вернулся в звании капитана. В особом отделе он курировал около десятка тыловых и вою­ющих подразделений, в том числе известный вокально-инструментальный ансамбль «Каскад», созданный ярославскими военнослужащими во главе с Андреем Суховым. Виктор постоянно ходил на боевые задания и операции с разведбатом, саперным батальоном, комендантской и огнеметной ротами, взаимодействовал с полком ВДВ и отрядом спецназа ГРУ.

– Бывало всякое, – рассказывает ветеран. – Как-то во время прочески горного кишлака – сейчас такую операцию назвали бы зачисткой – бойцы приносят мне альбом с цветными фотографиями местных жителей. Смотрю, один стоит с автоматом, другой с пулеметом, у третьего в руках гранатомет. Ничего себе, а ведь полчаса назад убеждали и клялись, что ни у кого нет оружия! Собрал старейшин, говорю: этих людей доставить сюда. Пришли, я им показываю фото и даю команду сдать оружие. Им деваться некуда, принесли 22 автомата, три пулемета и гранатомет. Вот так благодаря наблюдательности бойцов без единого выстрела разоружили целый взвод духов.

Однажды Виктор, заменивший своего сослуживца-капитана, заболевшего малярией, повел бойцов на проческу кишлака. На одной из узких улиц их встретили огнем из автоматов, и солдатам пришлось залечь. Старший лейтенант несколько раз поднимал голову, чтобы оглядеться, но всякий раз лежавший рядом сержант стучал ладонью по его каске, пригибая голову к земле. Оказалось, отправляя подчиненных на задание, начальник штаба батальона наказал сержанту строго следить, чтобы опер не лез под пули. Виктор этого сначала не понял.

Сидевших за дувалом душманов они тогда все-таки обхитрили. Один из солдат поднял над стеной каску, стрелявшие приподнялись, чтобы удобнее было вести огонь, и в этот момент Высоцкий, ловко вынырнув из-за укрытия, расстрелял их из автомата. Спалил весь рожок с комплектом патронов. Этот прием он часто применял и позже, увеличивая свой личный счет. Много духов подорвалось на минных полях, установленных при участии оперативного работника.

– Когда людей не хватало, мне приходилось работать и с миноискателем, и с системой спецминирования под названием «Охота», – поясняет Виктор Сергеевич. – Она оборудована системой сейсмодатчиков, к ним можно подключать любую мину: выпрыгивающую ОЗМ-72, направленного действия МОН-50 или фугас. Спастись от них невозможно из-за широкой полосы сплошного поражения. Однажды мы поставили пару таких систем и в бинокль наблюдали, как в зону их действия попала группа душманов. Из девяти человек в живых остался только один.

Боевых эпизодов за два года на Афганской земле у Высоцкого было немало, но рассказывает он об этой войне очень неохотно. Был случай, когда сам чудом не погиб при обстреле реактивными снарядами, летевшими с пакистанского участка границы. Неожиданный взрыв в 3 – 4 метрах едва не накрыл офицера, но спасла быстрая реакция и окопчик, в который он успел прыгнуть за мгновение до разлета осколков. Большому риску подвергался капитан и во время поездки в логово духов, чтобы обменять трех пленных солдат на три трофейных автомата.

Последний командующий 40-й общевойсковой армией генерал-полковник Борис Громов в своей книге «Ограниченный контингент» написал: «Не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили – в отличие от американцев во Вьетнаме – свои задачи и организованно вернулись на Родину».

– Я полностью согласен со словами командующего, – говорит сегодня звездный подполковник.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n52f5/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость