Под музыку Баха и Гайдна. Ярославскому органу исполнилось 45 лет

Об истории органа рассказала народная артистка России Любовь Шишханова.

Под музыку Баха и Гайдна. Ярославскому органу исполнилось 45 лет

Новый органный сезон в Концертном зале имени Леонида Собинова юбилейный – ярославскому органу исполнилось 45 лет.

И все эти годы за его кафедрой бессменно находится Любовь Шишханова, народная артистка России, страстный пропагандист органной музыки и воспитатель молодых талантов.

– Любовь Башировна, как в Ярославле появился такой необычный для нашего древнего города музыкальный инструмент?

– О, это целая история! Раньше органы устанавливали по государственному плану только в крупных городах СССР. При Министерстве культуры даже существовала комиссия по органному строительству и реставрации, которой руководил выдающийся органист Леонид Ройзман. Именно ему ярославские слушатели обязаны появлением инструмента, и не случайно у нас в филармонии уже более 20 лет проводится фестиваль, посвященный памяти Леонида Исааковича.

Изначально Ярославль в министерский список не входил, попасть туда городу помогла случайность. В начале 70-х годов для установки органа в концертном зале кремля Нижнего Новгорода выделили сумму, но она оказалась слишком большой, и ее разделили надвое. Вторая часть денег предназначалась для Томска, правда, местной власти пришлось бы дополнять необходимую сумму из областного бюджета. Там, вероятно, средств не нашли, и контракт с немецкой фирмой «Зауэр» оказался под угрозой срыва.

– Выходит, Ярославль перехватил его у сибирского города?

– Нет, чтобы спасти положение, комиссия решила предложить новый инструмент Ярославской филармонии. В наш город приехал известный органист Гарри Гродберг и привез с собой главу фирмы Герхарда Шпаллека. Они наудачу зашли к директору филармонии Якову Блеху, и тот сразу загорелся перспективой приобретения органа. Не откладывая дело в долгий ящик, все трое отправились на прием в облисполком, чтобы решить вопрос с финансированием.

Но сразу подписать контракт не удалось. Как объяснил председатель исполнительного комитета Василий Торопов, свободных средств у области нет, деньги нужны на строительство детского дома в Угличе. Через две недели Яков Фридрихович решил попытать счастья в одиночку и услышал в ответ, что в Ярославле надо строить шоссейную дорогу, а орган пусть подождет. И только спустя еще три недели вопрос был все-таки решен, когда настойчивый директор филармонии привел убедительный для того времени аргумент, что орган отвлечет верующих от церкви. Подумав, Торопов махнул рукой и сказал: «Ладно, будет у вас орган». Вот так волей случая он и появился в городе.

– А вы тогда проживали в Ярославле?

– Нет, в 1972 году я училась на пятом курсе Московской консерватории, и мой руководитель профессор Ройзман предложил мне занять место преподавателя и руководителя органного класса в Новосибирской консерватории. А я еще студенткой подрабатывала в Ярославском симфоническом оркестре, и когда узнала от скрипача Марка Брускина, что в городе скоро появится орган, решила – это моя судьба. Заявила об этом Леониду Исааковичу, он очень удивился. Деточка, говорит, вы сошли с ума, разве можно сравнивать эти два города? В Ярославле же, кроме ансамбля «Ярославские ребята», Валентины Терешковой и шинного завода, ничего нет, а в Новосибирске меня ждут консерватория, академгородок и благодарные слушатели с научными званиями.

Тогда мне удалось настоять на своем, и меня распределили в Ярославскую филармонию. Здесь я два года работала пианисткой в лектории и ждала, когда установят орган. У музыкального инструмента 48 регистров, три ручных мануала (клавиатуры) и одна ножная клавиатура (педаль). Для того чтобы доставить в Ярославль около трех тысяч органных труб, понадобилось три железнодорожных вагона! Настройку проводил главный интонировщик Петер Фрессдорф. Он настраивал все органы, создаваемые мастерами из Франкфурта-на-Одере. В этом городе я проходила стажировку в качестве органного мастера, изучала основы органостроения.

Фирма «Зауэр» основана в 1857 году и славится своими романтическими инструментами. Она не самая крупная в мире, но у нее есть свои стиль, почерк и традиции, их инструменты не спутаешь с другими. Очень ценно, что мы никогда связь с немецкими специалистами не теряли, дважды проводили качественный капитальный ремонт – в 1997 и 2015 годах. Ярославлю здорово повезло, в городе замечательный орган, и я надеюсь, он будет служить еще долгие годы.

– Есть ли у вас самые любимые произведения?

– Те, что играю, они и есть любимые, другие стараюсь не исполнять. На открытии нынешнего сезона по традиции включила в программу праздничного концерта классические произведения Иоганна Себастьяна Баха, музыку выдающегося российского композитора Юрия Буцко. Сочинения Франца Йозефа Гайдна мы исполнили вместе с лауреатом международных конкурсов Натальей Дьяченко (скрипка) и камерным оркестром Ярославского музыкального училища имени Собинова под руководством Рубена Хубиарова.

– Юбилейный, 45-й органный сезон будет чем-то отличаться от предыдущих?

– Одинаковых концертов не бывает, в каждом есть свои особенности. В воскресенье, 21 октября, например, услышим органистов из Санкт-Петербурга – супругов Дину Ихину и Дениса Маханькова. Они уже несколько лет выступают с концертами в России и за рубежом, исполняя как оригинальные сочинения, написанные для ансамбля органистов, так и собственные переложения, и премьерные сочинения современных композиторов. В Ярославле они исполнят программу под названием «Орган в 4 руки и 4 ноги». В нее входят произведения разных эпох и стилей – от сонат и фантазий Баха до вальсов Штрауса и музыки Дунаевского. Я давно наблюдаю за творчеством органного дуэта, это очень талантливые музыканты!

Фото Анны Соловьевой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4zz8/
Ярославльорган

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость