Главное:
Инспектор ДПС из Ярославля рассказал об особенностях работы полицейских на мотоциклах

Инспектор ДПС из Ярославля рассказал об особенностях работы полицейских на мотоциклах

Старший инспектор второго специализированного батальона ДПС ГИБДД на спец трассе ГУ МВД по Москве Виктор Курбатов рассказал об уникальной пилотажной группе «Каскад», занятиях стантрайдингом и особенностях работы сотрудников ДПС, несущих службу на мотоцикле.

Виктор 10 лет отработал инспектором ДПС в Ярославле, в том числе и на мотоцикле. Около пяти лет назад он перевелся в Москву.

Кого берут в ряды мотобатальона, и каковы требования к кандидатам? Как проходит отбор претендентов, сдают ли они специальные экзамены?

Каких-то особенных требований к сотрудникам ДПС, несущим службу на мотоцикле, нет. Во-первых, любой мотоциклист с достаточным стажем может прийти в кадровый отдел полиции, предоставить необходимые документы, пройти первоначальную школу обучения и попробовать себя уже на службе. Если кандидат не подошел как сотрудник для работы на мотоцикле, то он может попробовать себя на автомобиле. Во-вторых, сотрудники, работавшие в других подразделениях Москвы, хотят перевестись в наш 2-й специализированный батальон, так как перед нами ставятся более масштабные задачи, потому что мы обслуживаем всю территорию города. Например, обеспечение сопровождения охраняемых лиц, обеспечение безопасности проведения велопарадов, крупных городских мероприятий и т.д. Основной штат нашего подразделения состоит из сотрудников, которые перевелись из других подразделений ГИБДД города Москвы, и есть всего несколько человек, для которых наш батальон был первым местом службы. Средний стаж работы сотрудников нашего мотоподразделения около 15 лет.

Самое главное – самому любить мотоцикл, на него садиться никто не заставит, это желание каждого. Уровень вождения должен быть как минимум выше среднего. Зачем нам человек, который уступает по навыкам среднему гражданскому пилоту. При отборе смотрят, как кандидат выполняет различные элементы, на умение ездить не только на площадке, но и в плотном городском потоке, так как это просто необходимо для решения текущих задач. Когда сотрудника принимают на службу из другого подразделения, всегда уточняют, как он водит мотоцикл. Я вот вспоминаю аварию 2014 года в московском метро. Многих сотрудников в срочном порядке привлекли со всего города, и нам нужно было максимально оперативно прибыть на место, чтобы ограничивать движение транспорта. Первыми, конечно же, прибыли сотрудники на мотоциклах.

Вообще после зимы навыки немного теряются, и лучше каждого сотрудника, так сказать, «вкатать» в новый мотосезон. Например, у нас в автомотоклубе «Московская полиция» есть Александр Латышев – многократный призер чемпионатов и кубков России и стран Балтии по мотокроссу и супермото, также в состав группы входит действующий чемпион России по супермото, мастер спорта 46-летний капитан полиции Сергей Денисов. Они помогают ребятам восстанавливать и приумножить навыки. Каждый год все сотрудники всех мотовзводов Москвы занимаются около двух недель на специализированной площадке. Отрабатывают разные упражнения: змейка, круги, остановка-торможение, разгон и объезд препятствия слева или справа по команде. Подготовка к мотосезону заканчивается торжественным смотром мототехники, на котором присутствуют представители руководства Москвы, и показательным выступлением пилотажной группы «Каскад».

Сколько в Москве полицейских-мотоциклистов? Они распределяются по административным округам?

В Москве насчитывается около 170 патрульных мотоциклов, несущих службу на спецтрассах и в округах города. Как правило, в окружных подразделениях полиции не более 10 мотоциклов. В нашем подразделении более 50 единиц мототехники.

Как выбирают мототехнику для сотрудников полиции? Почему именно мотоциклы марки BMW?

Мало производителей мотоциклов, выпускающих полностью готовую технику для полиции. Вариант BMW R1200RT Police уже на заводе в Германии оборудован всем необходимым, а нам остается только наклеить цвета ДПС России. У данной модели много преимуществ: нет второго пассажирского сиденья, вместо которого установлены багажник и боковые кофры, редуктор с укороченными передачами, на лобовом обтекателе установлены проблесковые маяки. На руле мотоцикла установлены кнопки для проблесковых маячков, сигнального громкоговорящего устройства. Из удобств также есть подогрев сиденья и ручек, автоматическое поднятие стекла, так что можно спокойно ехать при 100 км/ч в дождь. Эти модели мотоциклов надежные, не могу сказать, что у них есть какие-то «болячки», сотрудники лишь регулярно проходят техническое обслуживание на специализированной станции. Да и маневренность хорошая из-за низкого центра тяжести. Из-за удобной посадки на нем не устаешь при длительных переездах. Поэтому выбирают именно такой мотоцикл, чтобы он подходил для выполнения различных задач полиции.

Кто обучает сотрудников мотобатальона навыкам экстремального и контраварийного вождения, а пилотажную группу «Каскад» – трюкам?

Для подготовки контраварийного вождения несколько площадок. Сотрудников отправляют как в школу Эрнеста Цыганкова, так и на полигон ФСО в Купавне. Сам лично этот полигон посещал три раза. Очень полезное обучение, там создаются такие условия, при которых ты сам в городе тренироваться не сможешь. Например, проезд мокрых рельсов в повороте, имитация ямы с индикаторами или как перепрыгнуть лежачий полицейский. Есть свои хитрости – в какой-то момент нужно качнуть переднюю вилку и перераспределить вес, чтобы его перепрыгнуть. Инструктор после каждого проезда говорит, в чем твоя ошибка. Есть тренировка и по аквапланированию – ты как катер должен пройти по воде глубиной 7 см на скорости под 90 км/ч. Без инструктора я бы сам побоялся на низкой скорости в городе проводить такие эксперименты. У них там есть и специальное покрытие, которое, если полить водой, становится скользким как лед, ездишь как по салу. Есть еще плита динамического заноса, которая провоцирует автомобиль на скольжение в разные стороны. Порой ты с благодарностью вспоминаешь тренировки на полигоне ФСО, когда попадаешь в похожие условия в городе, и уже в полуавтоматическом режиме выходишь из ситуации.

Также с нами занимаются люди, связанные с профессиональным мотоспортом. Когда мы собрались вместе в пилотажную группу «Каскад» 20 октября 2015 года, то не умели делать трюки ни на мотоциклах, ни на машинах. По автомобилям вызвался помочькаскадер высшей категории Олег Дитяткин, он с нами на всех мероприятиях. Обучение всем трюкам «Каскада» на автомобилях легло на его плечи. Что касается трюков на мотоциклах, то пару человек из нас немного умели ездить на заднем колесе на мотоцикле, но представления о стантрайдинге не было. Нам казалось, что это намного проще. Мы обратились в школу стантрайдинга, в которую приходят известные стантрайдеры Юрий Верховников и Григорий Талдыкин. После службы в вечернее время мы ходим тренироваться, и они делятся своими советами, помогая быстрее освоить трюки. Твое развитие в стантрайдинге во многом зависит от общения с такими же увлеченными этим занятием людьми. Достаточно от них услышать совет, как правильно расположить ногу на мотоцикле, выпрямить колено или повернуть руль в нужный момент, и трюк начинает получаться гораздо лучше. Несмотря на то, что все ездят по-разному, без подсказок процесс развития шел бы гораздо медленнее. Для трюков и выступлений используем два патрульных мотоцикла – модели, которые уже не несут службу на дорогах города. В них произвели незначительные улучшения для занятий стантрайдингом. Для этого была заменена задняя звезда, дополнительные задние подножки, так называемые пеги, и установлен дублер заднего тормоза и т.д. У нас с напарником есть личный специально подготовленный под стант питбайк, на котором проще отрабатывать новые трюковые элементы. Также у меня есть и свой стантовый мотоцикл Kawasaki ZX-6 Ninja.

А какой защитной экипировкой для занятий стантрайдингом вы пользуетесь?

Занимаясь стантрайдингом, мы не можем носить высокие мотоботы, так как это неудобно и сковывает движения при выполнении трюков. У меня мотоботы – это небольшие мотоботинки, а голень прикрыта защитой, которую выпускают для велосипедистов BMX. Подобную защиту больше никто не выпускает. В стантрайдинге редко случаются серьезные травмы, в основном это незначительные падения. Среди травмоопасных мест на теле – область спины и грудной клетки, которую лучше защитить специальным корсетом, а не «черепахой», сковывающей движения.

Выбор нас делает теми, кто мы есть, что вас подтолкнуло стать сотрудником мотобатальона, а также войти в пилотажную группу водительского мастерства «Каскад»?

Пилотажная группа «Каскад» состоит из нескольких групп: мотоциклисты-стантрайдеры – 5 человек, автомобилисты–каскадеры – 4 человека, группа, которая выполняет сложные фигуры пилотажа на тяжелых мотоциклах, – 12 человек, еще тренер-режиссер Олег Дитяткин, который также следит за очередностью трюков. В показательных выступлениях, как правило, более 15 трюковых элементов. Под каждый элемент звучит своя музыка, специально подобранная под темп выступления. За этот мотосезон было около 30 показательных выступлений.

Родом я из Переславского района Ярославской области. Как и любой мальчишка, ездил за грибами и ягодами на мопедах и легких мотоциклах. Я коллегам иногда говорю, по городу легко ездить, ты попробуй проехаться по тропинкам, грязи, речкам и по густому лесу, вот где навык вырабатывается. У меня до сих пор есть ИЖ Планета-5, это самый шикарный мотоцикл для езды за грибами. Когда пришел в полицию и сел на мотоцикл, у меня вообще никаких проблем не возникло, хотя импортный мотоцикл для меня был в новинку.

В Министерстве обороны есть пилотажные группы «Стрижы» и «Витязи», которые выполняют фигуры высшего пилотажа на военной технике. У начальника ГИБДД Москвы Виктора Васильевича Коваленко возникла идея создания аналогичной группы среди сотрудников ГИБДД Москвы. Сначала мы демонстрировали свои навыки только на ведомственных мероприятиях МВД, МЧС, ФСО, затем и на мероприятиях по безопасности дорожного движения. После чего нас заметили и стали приглашать на другие крупные городские мероприятия, например на фестиваль экстремальных видов спорта «Прорыв», ежегодно проводимый в СК «Олимпийский». Также сотрудники группы «Каскад» УГИБДД Москвы продемонстрировали свои навыки в таких городах, как Белгород, Курск и Казань, посетили город Минск, где совместно с подразделением ГИБДД Республики Беларусь «Стрела» приняли участие в закрытии мотосезона. Основная отличительная особенность пилотажной группы «Каскад» в том, что она состоит только из сотрудников полиции, в отличие от различных гражданских мотокоманд.

Может ли сотрудник мотобатальона быть членом какого-либо мотоклуба? И реверсивный вариант, есть ли возможность у представителя мотоклуба стать сотрудником мотовзвода?

У нас есть автомотоклуб «Московская полиция», в котором состоит сотрудник пилотажной группы «Каскада» Сергей Денисов. Они выступают на различных соревнованиях. В этом году они стали чемпионами России по супермото. Наша группа, занимающаяся стантрайдингом, состоит из сотрудников «Каскада» и обычных гражданских мотоциклистов, которые также увлекаются стантрайдингом. Нас сейчас 25 человек, и мы решили создать свой мотоклуб Stuntway. На базе одной мотошколы мы занимаемся несколько раз в неделю. Что касается MC мотоклубов, то состоять в них не запрещается. Например, в Ярославле есть мотоклуб «Черные медведи», один из моих бывших коллег по службе состоит в нем. Также и представитель мотоклуба может стать сотрудником полиции при условии, что он не нарушал закон и соблюдает правила дорожного движения.

Как осуществляется взаимодействие пилотажной группы «Каскад» с мотоклубами и мотофестивалями?

Мотоподразделение ГИБДД Москвы участвует во всех крупных массовых мероприятиях. Организовывается сопровождение колонн мотоциклистов на открытии и закрытии мотосезона на протяжении всего маршрута следования. Главное, чтобы проведения таких мероприятий были согласованы со всеми причастными службами. Это же касается и мотофестивалей. Важно, чтобы они проходили под эгидой безопасности дорожного движения, так как город – это не место для гонок. В городе проходит достаточно много мероприятий, и нас часто приглашают в них принять участие. Я знаю, что в прошлом году в Ярославле проходил интересный семейный мотофестиваль Moto Family Days. Если нас попросят в следующем году в нем принять участие, то мы постараемся это сделать.

На различных мотофестивалях мотобатальон сотрудничает с мотоклубами. Не мешают ли дружественные связи выполнять свою работу в случае нарушения правил дорожного движения членами этих мотоклубов?

Отношение ко всем равное. Большинство людей, которых я знаю, либо занимаются на закрытых площадках, либо ездят на официально оформленных мотоциклах, соблюдая правила дорожного движения. Если человек нарушил правила, он должен понести наказание. Если нарушение малозначительное, то согласно Административному кодексу можно сделать устное замечание. В первую очередь я сотрудник полиции, а уж затем мотоциклист, никакого панибратства быть не должно.

В целях безопасности сотрудники мотовзвода ездят по двое. Как выбирается напарник?

Во-первых, мотоцикл – источник повышенной опасности, и с сотрудником может случиться все, что угодно. Были случаи, когда сотрудники попадали в ДТП и получали травмы, при которых самостоятельно поднять мотоцикл не представлялось возможным. Для обеспечения взаимной страховки всегда должно быть минимум два сотрудника полиции. Напарники выбираются исходя уже из сложившихся коллективов. Все друг друга знают, и многие уже сработались годами. Это очень удобно, вот, например, мне удобнее при оформлении ДТП составлять схемы, а моему напарнику заполнять документы и выписывать справки. Мы можем делать и то, и другое, но проще и быстрее делать то, что у тебя лучше получается. При этом времени на оформление ДТП уходит гораздо меньше. У некоторых напарников даже есть своя система жестов, с помощью которых можно объясняться, находясь на другой стороне проезжей части, так как иногда из-за повышенного шума услышать друг друга не представляется возможным. Исходя из задач, напарники часто меняются, сегодня ты выехал на задание с одним, завтра уже с другим, все это делается на усмотрение руководства.

Есть много девушек, желающих прийти на службу в мотоподразделение, но за рулем патрульного мотоцикла я их не встречал. Девушкам тяжело справляться с патрульным мотоциклом, так как его вес составляет 340 кг.

Оказывают ли сотрудники мотобатальона в случаях необходимости помощь другим мотоциклистам на дороге?

Это постоянно приходится делать. У меня всегда с собой бустер, которым я заводил очень многих автомобилистов и мотоциклистов. Бустер есть у многих сотрудников полиции, очень нужная вещь. Помогаем без исключения всем участникам дорожного движения. Даже не сосчитать, какое количество автомобилей закипали и вставали на мосту через Волгу в городе Ярославле, после чего инспекторам приходилось вручную спускать их вниз на площадь.

Отношение к сотрудникам полиции на мотоциклах другое, нежели к тем, кто на машинах. Мотовзвод смог внушить уважение мотоциклистов и автомобилистов как к себе, так и к правилам дорожного движения. С чем это связано?

Мотоциклисты считают, что они все братья, и относятся друг к другу и к сотрудникам полиции на мотоциклах с уважением. Я сам уважаю мотоциклистов, которые ездят, не нарушая ПДД, всегда поднимаю руку для приветствия и вижу то же самое в ответ. Важно отметить, что сотрудники полиции не просто передвигаются на мотоциклах, а несут службу. Они могут отъехать на незначительное расстояние от своего подразделения и для выполнения поставленных задач до окончания смены находиться на месте дислокации. А это гораздо тяжелее, чем находиться в патрульном автомобиле с кондиционером, особенно в летнее время.

На каких типах мотоциклов чаще всего нарушают правила дорожного движения: на чопперах, спортбайках, скутерах?

Конечно, на скутерах, потому что нет ни опыта вождения, ни знания ПДД. Много раз замечал: мотоциклист на скутере едет на запрещающий сигнал светофора. В правилах написано, что на мопедах и велосипедах запрещено перевозить пассажиров, кроме детей со специальным устройством. Но тем не менее китайские скутеры двухместные, и все ездят по двое. Также большинство ездят на мопедах без шлемов, что является нарушением и может закончиться печально. На втором месте спортбайки – это динамика, скорость мотоцикла. На нем медленно и не хочется ехать. На чопперах передвигаются более взрослые водители, для которых важнее размеренная езда, да и мотоцикл не располагает к большим скоростям.

А чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Связано ли хобби с профессией?

У меня семья, двое детей, безусловно, я им уделяю много времени. Основное хобби – тренировки в «Каскаде». В летний период они заполняют практически все мое свободное от службы время. В другой период, когда интенсивность тренировок ниже, я посещаю спортивный зал. В основном это аэробная нагрузка: бег и немного тренажеров, упражнения на выносливость для подготовки организма к новому мотосезону.

Навыки, получаемые при тренировках в «Каскаде», позволяют очень хорошо чувствовать органы управления мотоцикла, знаешь, как работать с газом, сцеплением и тормозом. Бывает, меня заносит, и я еду в наклоне в дрифте, но при этом контролирую ситуацию. Среднестатистический мотоциклист в подобной ситуации, скорее всего, растеряется и упадет. Легкость в выполнении элементов приходит спустя тысячи повторений. На отработку трюка проезда на заднем колесе человеку с навыком вождения хватает в среднем 15 занятий по часу с инструктором. За год можно освоить два-три трюка при постоянных занятиях. Выполнение многих элементов приходит через преодоление страха. Лишь через несколько лет занятий стантрайдингом появляются свой стиль и техника.

Хочется пожелать всем молодым людям заниматься спортом, любыми видами. Это убережет их от пагубного влияния улиц, а также компьютерных игр и вредных привычек.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4t3v/
Ярославльмотоциклы

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость