Главное:
Помочь, даже если нельзя вылечить. Как оказывают паллиативную помощь в Ярославской области

Помочь, даже если нельзя вылечить. Как оказывают паллиативную помощь в Ярославской области

Поречский дом милосердия, или «Дом милосердия кузнеца Лобова» – место, хорошо знакомое не только местным жителям. С 2018 года здесь оказывают благотворительную помощь ярославцам, утратившим способность к самообслуживанию, – их посещают на дому профессиональные патронажные медицинские и соцработники. 

Приоритет отдается сельским жителям и лицам, имеющим показания к паллиативной помощи. Есть в Поречье и стационарное социальное обслуживание – в специально оборудованном здании. Единовременно его получают до 20 человек.

С июля 2020 года благодаря Фонду президентских грантов на базе Поречского дома милосердия работает выездная паллиативная служба. И сейчас уже можно с полной уверенностью сказать, что люди действительно нуждаются в оказании такой помощи на дому. Ее востребованность растет. О выездной патронажной службе дома милосердия знают не только в заявленных для обслуживания Ростовском, Борисоглебском и Гаврилов-Ямском районах. Просьбы о помощи приходят из Ярославля, Углича, Переславля и других городов и сел Ярославской области.

Паллиативная помощь – это комплексный уход за неизлечимо больным человеком на последнем этапе его жизни. Он включает в себя обезболивание, облегчение симптомов заболевания. А также, что очень важно, – социальную работу, направленную на улучшение атмосферы в семье, планирование того, как будет происходить дальнейшее течение болезни. Например, сотрудники выездной службы могут помыть больного дома, обеспечить противопролежневыми матрасами (на данный момент задействовано около 10 штук). Совсем недавно для пациента из Петровского привезли и установили функциональную кровать.

Обо всем этом мы беседуем со старшей медицинской сестрой отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым Поречского дома милосердия Натальей Бойцовой.

– Наталья Владимировна, расскажите, пожалуйста, как в ваше поле зрения попадают тяжелобольные люди, нуждающиеся в паллиативном уходе?

– По-разному. Кто-то узнает о нашей деятельности через интернет, бывает, что через знакомых, которые так или иначе слышали о нас. «Сарафанное радио» работает лучше всего. 

Прежде чем взять человека на патронаж, к нему на дом выезжают медики. Как правило, это доктор и я. В зависимости от состояния пациента, наших возможностей и желания родственников решаем, будет ли человек находиться на патронаже или ему лучше оставаться под постоянным наблюдением в доме милосердия. При наличии свободных мест, разумеется.

– Свободных мест в доме милосердия может и не быть?

– Конечно. Востребованность в паллиативном уходе, к сожалению, растет быстро, а возможности наши, увы, не расширяются. Стационар рассчитан на 20 коек. Увеличение их без новых рук – это не совсем правильно, так как растет нагрузка на персонал, а самое главное – снижается комфортность проживания. Мы это видим, хотя наши благодарные пациенты, возможно, и не замечают.

– Почему родственники больного обращаются именно к вам, а не в больницу или социальную службу по уходу?

– Может, потому, что мы знаем о паллиативном уходе чуточку больше, чем остальные? Знаете, когда люди слышат пугающий диагноз, им становится страшно, если рядом не оказывается врача, готового быть с больным постоянно, 24 часа в сутки. 

Человек на какое-то время остается один на один со своей болью и страхом перед неизбежным. Пугает все: и близость смерти, и возможные физические страдания, но главное – непонимание, что же теперь делать. Как избежать боли, сохранить достоинство, не остаться одному со своей бедой и наполнить жизнью дни до самого конца. 

И не только больной находится в отчаянии, но и окружающие его родственники.

– Получается, что паллиативная помощь – это не только профессиональные знания сотрудника, его руки, но и сердце?

– Пациент, попадающий на последнем этапе жизни к нам, – уставший и измученный, привыкший за период своей болезни к тому, что уже все от него отвернулись. 

Страдают и родственники, теряющие близкого человека. Они цепляются за нас, как за спасительную соломинку, хотя разумом и понимают, что смерть неизбежна. 

Здесь очень важно не просто обезболить, поменять памперс, помочь повернуться в постели, покормить при необходимости. Надо найти нужные и правильные слова, не отвести взгляда, подержать за руку. Одним словом, не быть равнодушным и задержаться возле постели больного чуть дольше…

– А где же вы берете силы, чтобы хватило на всех пациентов, в том числе и в стационаре?

– Разумеется, для того чтобы всегда хватало тепла для тех, у кого осталось мало времени, и тех, кому предстоит пережить потерю близкого человека, мы и сами должны чувствовать любовь и заботу. Иначе просто нечего будет отдавать. Моя сила – это любовь и забота моих детей, моей мамы. А еще – не угасающая до последнего мига благодарность в глазах уходящего больного и его родственников.

Недавно ушла тяжелобольная из Петровского. До последней минуты с ней находились ее дочери, но они ждали и меня, и социальную бригаду нашей выездной службы, которая приезжала и помогала им мыть их маму. Нас всегда встречали и провожали со словами благодарности: «Как же хорошо, что вы есть. Мы не наедине со своим горем. Спасибо вам за уход и заботу».

– Наталья Владимировна, получается, что паллиативная помощь – она не «про болезнь», а «про человека»?

– Это действительно так. Умирание – естественный процесс. Но все мы, как правило, теряемся перед такой неизбежностью. Сопровождать, предсказать то, что будет происходить, вовремя определить нарастание болевого синдрома, одышки, отечности, многих других неприятных симптомов, и помочь – наша первостепенная задача. 

Можно еще задаться вопросом: кто страдает больше? Семья, теряющая близкого человека, или сам пациент, расстающийся со всеми, кого он любит? И там, и там нужна комплексная помощь.

– И последний вопрос. Где, на ваш взгляд, должна осуществляться паллиативная помощь?

– Растущий спрос на работу Поречского дома милосердия сам дает ответ на этот вопрос. Большая часть паллиативной помощи должна оказываться мобильными службами. И дело здесь не только в ограниченных возможностях стационарного отделения. Выезжая как медицинский работник на дом к тяжелым пациентам, я вижу, насколько важно для уходящих больных, чтобы рядом с ними находились их близкие. Не наши сотрудники, а родные держали в своих ладонях их слабеющие руки, вытирали слезы, говорили о своей любви, закрывали им глаза, когда земная жизнь заканчивается.

Не надо бояться того, что родственники, любимые и близкие люди будут уходить из жизни дома, на глазах родственников. Это нормально, естественно. И страшно только тогда, когда дети, супруги безнадежно больного остаются одни и нет помощи рядом. А когда такая есть, то пусть человек проживет последние дни своей жизни дома, среди родных. Это будет правильно и по-человечески.

Если вам или вашим близким нужна помощь, можно позвонить нам по телефону для уточнения возможности размещения в доме милосердия. Его можно найти на нашем сайте. Помощь родным неизлечимо больных также доступна по горячей линии 8-800-700-84-36. Как ухаживать, разговаривать, жить с тяжелобольным – рассказывает портал «Про Паллиатив» pro-palliativ.ru.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5iyy/
здравоохранениемедицина

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость