Проверено на себе. Корреспондент «Северного края» рассказал, как лишился денег в фиктивном интернет-магазине
Человек периодически ведет себя, как сорока. То есть бывает очарован чем-то блестящим и желательно недорогим. На этом, естественно, играют наши нечистые на руку сограждане. И если раньше, в эпоху Джеффа Питерса и Эдди Такера, мошенники, наживаясь на простаках, сами рисковали не только репутацией, но и целостностью бакенбард, то сегодня наличие новых информационных технологий почти наверняка позволяет им выйти сухими из воды. Что в этих случаях делать неискушенному человеку? Учиться на чужих ошибках. Благо есть люди, способные их признавать.
Дело о новом телефоне
История эта началась в тот момент, когда автору этих строк потребовался новый телефон, способный записывать телефонные переговоры. Работа такая: слово – не воробей, а телефонный разговор в наше быстрое время часто заменяет живое общение. Было это в те времена, когда нужный телефон стоил половину зарплаты. Естественно, в московских интернет-магазинах все это оценивалось процентов на 10 меньше, чем в Ярославле. Но нужно было ждать. Кроме того, покупая «живой» товар, его можно протестировать, а интернет-магазину приходится верить на слово. И возврат товара там – процедура довольно муторная. В общем, трудно сказать, стоит ли «овчинка» в десять процентов этой «выделки». А вот когда этих процентов становится двадцать пять, алчность напрочь отключает у человека такие функции, как критичность и осторожность.
Тем более что название магазина реальное, сам магазин – известный и проверенный, просто сайт его расположен не в английской, а в российской доменной зоне. Что тоже не стало предметом для подозрений – в середине прошлого десятилетия многие интернет-магазины открывали дополнительные сайты на отечественных доменах.
Тут-то бы и насторожиться: одна и та же модель телефона на «старом» и проверенном сайте стоила на те же 15 процентов дороже, чем на «новом». Но вера в то, что дешевый сыр бывает где-то, помимо мышеловки, сделала свое дело. И круглая сумма ушла по платежке, высланной на мой электронный адрес, который я сообщил, когда делал заказ. После чего операторы сайта через свой чат сообщили, что деньги пришли и ожидается отгрузка. Потом – что отгрузка переносится. Потом вовсе перестали отвечать на запросы. Телефон, размещенный на сайте, продолжал сообщать, что в связи с акциями наплыв клиентов большой, и что ни один из операторов не может сейчас выйти на связь. Через неделю стало понятно, что пора идти общаться с правоохранителями. Те приняли заявление, но сразу предупредили, что такие дела довести до суда очень тяжело, поскольку пострадавшему руки никто не выкручивал и насильно отсылать деньги не заставлял. К тому же мошенники практически не оставляют следов в интернете.
Деньги выводятся через подставных лиц, сайты физически размещаются за пределами Российской Федерации, платежки высылаются с фиктивных адресов электронной почты…
Ноутбук, которого не было
Буквально пару дней назад уже мой сын озаботился покупкой нового ноутбука. Ввиду того, что занимается он по преимуществу программированием, машина ему была нужна мощная и специфическая по характеристикам. И, естественно, недешевая. Поиски в интернете позволили остановиться на одной модели, которая пока продавалась только в двух московских интернет-магазинах. А спустя еще пару дней аналогичная модель – в еще более роскошной комплектации – появилась в третьем, причем по цене на 25 процентов ниже, чем те, что уже выставлены в продажу.
Тут, конечно, инстинкт сохранения денег сработал. Визуально и технически последний сайт оказался «братом-близнецом» того, на котором в свое время потеряли свои средства тысячи россиян и автор этих строк. И отличался он от официального сайта серьезной фирмы всего лишь одной буквой.
Да-да, заменить одну букву в названии и прикинуться «честным магазином» – это главный ход мошенников. Но не единственный.
– Опознать фиктивный интернет-магазин можно по ряду признаков, которые, к счастью потребителей, пока идентичны в девяноста процентах случаев, – пояснили в управлении МВД России по Ярославской области. – В ряду основных – отсутствие номера стационарного или мобильного телефона в разделе «Контакты». Чаще всего там указан федеральный номер, начинающийся на 8 (800)... Дозвониться по нему принципиально невозможно. Робот-автоответчик сообщает, что в связи с большим количеством заказов операторы заняты и ни один из них не может ответить на звонок. Еще один важный критерий того, что работают именно мошенники, – отсутствие у них физического адреса. Наиболее популярен вариант, когда указывается крупный торговый центр, где много разнообразных точек. Можно не полениться и с помощью того же интернета проверить, есть ли там магазин с таким названием. Сразу раскроем секрет – именно его-то и не будет. Что же касается магазина camer.ru, о котором здесь идет речь, то адресом его склада заявлено техническое здание в подмосковном Зеленограде. Откуда, естественно, нет самовывоза.
Кстати, именно требование безусловной и стопроцентной предоплаты в сочетании с полным отсутствием самовывоза – еще один критерий явного желания «магазина» «снять» деньги с клиента, не предоставив товара.
И наконец, «вишенка на торте» – порядок оплаты. Все реальные интернет-магазины сегодня подключены к автоматическим платежным банковским системам. То есть прямо в момент совершения онлайн-покупки система переключает браузер клиента на специальную страницу, где идет списание средств с его счета и зачисление их на счет продавца. Мошенники этим путем идти не могут. Система устроена так, что карта покупателя остается закрытой в любом случае, а вот продавца в ней вычислить – что два байта переслать. Поэтому после оформления заказа злоумышленники присылают будущей жертве некую платежку, по которой следует перечислить средства, к примеру, через банкомат. Или даже ссылку на свою платежную систему, которая не имеет ничего общего с национальной.
– Кроме того, мошенники, как правило, умело манипулируют человеческой психологией, – дополнили специалисты органов внутренних дел. – Очень часто на главной странице сомнительных сайтов включен таймер проходящей акции, до конца которой осталась якобы пара часов. Но если зайти на этот же ресурс через день, то та же акция там продолжается – и до ее окончания осталась… опять пара часов. Естественно, человек, который вдруг увидел ожидаемую вещь по цене в три раза дешевле средней, начинает торопиться. А когда он спешит, ему уже не до осторожности и критичности.
Верьте только себе
«Берешь в руки – имеешь вещь» – говорили в одном южном городе Российской империи, где изначально знали толк в торговле. Именно этот принцип нужно взять на вооружение. В Ярославле и других крупных городах региона давно работают пункты выдачи реальных интернет-магазинов, персонал которых позволяет покупателю не только убедиться в том, что поступил именно нужный товар, но и проверить его прямо на месте. И только потом расстаться с собственными тяжело нажитыми деньгами. «Сыр» этот не бесплатен (хотя зачастую и более притягателен, чем аналоги в магазинах розничной торговли), но, по крайней мере, потянувшись за ним, не получишь мышеловкой по кошельку. Да и дураком по факту расставания с деньгами себя тоже не почувствуешь. А мошенникам мы посылаем наши горячие пожелания больше не сталкиваться с алчными и торопливыми покупателями.
Фото Анны Соловьевой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5jea/
Комментарии: