Секреты Самуилова корпуса. В Ярославской области вскоре начнется реставрация Митрополичьих хором
Видеть дверь в стене, к которой не ведут ступени, немного необычно.
Она – это все, что указывает сейчас на место, где несколько веков назад находился вход в Митрополичьи хоромы Ростовского кремля. Тогда в здание вело резное белокаменное крыльцо.
По нему спускался митрополит и шел на службу в кафедральный собор, по нему же поднимался в свои покои.
По прошествии лет облик здания изменился. Узнать, каким оно было в XVII веке, понять, как его перестраивали, предстоит историкам и архитекторам. В ближайшее время начнется реставрация Самуилова корпуса (второе название Митрополичьих хором). Проект обещает быть одним из самых крупных в провинциальной России.
Потайная лестница
Трехэтажное здание практически в самом центре Ростовского кремля – Самуилов корпус. Возводить его начали в XVII столетии при митрополите Ионе III. Но имя свое оно получило благодаря другому ростовскому святителю – Самуилу Миславскому.
– Первоначально Митрополичьи хоромы были двухэтажными, с крыльцом, которое, как и в Красной палате, оформляло вход. По нему спускался митрополит и шел, например, на службу в кафедральный собор. А в XVIII веке здание перестроили для архиепископа Самуила. При этом, по версии реставраторов, перебрали второй этаж и надстроили третий. Фасад оформили в традициях классицизма, убрали крыльцо. В XIX веке здание вновь перестраивали, – рассказывает заместитель директора Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Сергей Сазонов. – В ходе реставрации исследование здания продолжится. Проверить версии, подтвердить или опровергнуть предположения проектировщиков мы сможем, когда снимем штукатурку, детально обследуем разновременную кладку.
Когда архиерейский двор переехал из Ростова в Ярославль, в здании располагалось духовное училище, где готовили священнослужителей. В конце XIX века по инициативе местных купцов в Белой палате кремля открыли Музей церковных древностей. Очень скоро он обрел общенациональное значение и с 1910 года финансируется государством. Его площади постепенно расширялись. Известно, что после урагана 1953 года это здание, как и многие строения Ростовского кремля, оказалось в плачевном состоянии: крыша, перекрытия, дымоходы были разрушены. Оно не подверглось такой же детальной реставрации, как прочие объекты кремля, – его отремонтировали, сохранив на фасаде первого этажа фрагменты кирпичного узорочья XVII века.
В 1969 году первый этаж корпуса отдали под научную библиотеку, в которой разместили богатейшее собрание изданий по истории и искусству России. На втором этаже открыли экспозицию древнерусского искусства.
Гордый ростовец и Леонардо да Винчи
Из полутора тысяч экспонатов коллекции древнерусского искусства посетители до недавнего времени могли увидеть лишь 142 предмета. Экспозиционные площади не позволяли представить все богатство фонда. Выставлены были самые интересные предметы: иконы, деревянные скульптуры, лицевое шитье. Одни из самых известных – икона «Богоматерь Одигитрия» и скульптура «Георгий Победоносец» второй половины XV века, резные царские врата 1562 года, Поникаровский иконостас конца XV – начала XVI века.
Сейчас залы почти опустели. Большая часть экспонатов упакована и перенесена в фондохранилище. Но на стенах еще остаются некоторые реликвии. Работа двигается неторопливо. Хранители говорят, что предметы старины не терпят суеты, требуют бережного отношения.
– Поникаровский иконостас связывает Ростов с именем… Леонардо да Винчи. Это любопытная история. Его заказал для церкви в своей ростовской вотчине великокняжеский дьяк (должность соответствует нынешнему замминистра иностранных дел) Данила Мамырев. Известно, что дьяк входил в посольство в Италию, которое набирало мастеров для работы в России, – проводя журналистов по опустевшим залам экспозиции, рассказывает Сергей Сазонов.
В Италии посольство вело себя гордо и высокомерно. Однажды миланский герцог устроил пышное празднество в честь свадьбы своей племянницы с императором Максимилианом. И когда посланцев Руси поставили не в первый ряд, те развернулись и ушли, сказав, что они представляют московского государя, а его нельзя держать на задворках. Таким вот образом послы заставляли себя уважать. И надо отметить, что это был типичный поступок для протокола того времени.
Еще один любопытный случай из истории этого посольства произошел благодаря тому же миланскому герцогу. По его заказу Леонардо да Винчи создал знаменитое скульптурное изображение коня. Посольство, при котором состоял дьяк Мамырев, оказалось при герцогском дворе как раз тогда, когда великий Леонардо по приказу заказчика продемонстрировал своего колосса потрясенной публике. Ясно, что и Данила, и прочие участники поездки видели творение да Винчи и общались с ним – ведь их целью в Милане была вербовка мастеров для московского государя.
– Я могу сделать вывод, что Данила был знаком с лучшими образцами искусства своего времени. Иконостас, который он заказал для церкви села Поникарово, писали первоклассные мастера. Мы не знаем их имен, можем видеть только различную манеру письма. Но это великолепный памятник своего времени! – подчеркивает Сергей Вячеславович.
Иконостас – один из немногих предметов, который пока остался в залах. К слову, в одном из них трудятся реставраторы.
– На данный момент мы проводим очень много профилактических работ. Сейчас есть возможность укрепить иконы. Есть экспонаты, состояние которых вызывает у нас опасение, их нельзя переносить на руках. Поэтому для их перемещения используем специальные ящики, – поясняет заместитель директора по учетно-хранительской работе, главный хранитель Анна Горская.
Но даже после упаковки иконы и другие предметы еще какое-то время находятся в залах демонтированной экспозиции. Причина – погодные условия. Любые перепады влажности и температуры губительны для таких экспонатов. Музейные работники буквально ловят те моменты, когда погода на улице соответствует климату внутри здания, чтобы перенести раритеты на новое место.
В процессе переезда и библиотека. Тома старинных книг, подшивки периодики раскладывают по коробкам, маркируют и переписывают. В другое помещение предстоит переправить ни много ни мало больше 40 тысяч изданий.
Восстановить и сохранить
На ближайшие два с половиной года Самуилов корпус будет закрыт для посетителей. Его ждет глобальное преображение. Еще в 2014 году был выполнен проект реставрации здания, однако ждать своего часа объекту пришлось пять лет.
– Сейчас мы на том этапе развития музейного дела, когда очень сложно получить деньги на крупные объекты. Мы рады тому, что внимание к нашему музею со стороны Минкульта всегда очень пристальное. В этом году закончилась реставрация Конюшенного двора – и это был огромный проект для провинциальной России! Самуилов корпус также относится к проектам-тяжеловесам. И то, что на него выделяются большие деньги, говорит как о доверии к музею, так и о внимании к нему и к региону со стороны федеральных властей, – считает директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Каровская.
Работа предстоит колоссальная. Для здания выбрана методика максимальной консервации объекта с фрагментарной реставрацией, ориентированной на XVII век.
– Сотрудники отдела древнерусского искусства сообщали, что в здании бывают скачки влажности, температуры. 40 процентов всей работы будет направлено на то, чтобы решить вопросы климата в помещении и отладки вентиляционных систем. Предстоит открыть чердачное пространство, установить системы вентиляции и кондиционирования, провести разводку притоков и вытяжек. На первом этаже есть проблемы с капиллярным подсосом грунтовых вод, что также негативно влияет на конструкцию здания и климат, их тоже надо решить, – описывает масштаб предстоящих работ замдиректора музея Андрей Хрунов.
Реставраторам предстоит сохранить структуру корпуса, планировку же покажут, не воссоздавая стен. Сделают это деликатно при помощи коробов, в которых посетители смогут увидеть историческую конфигурацию стен.
– Венецианская хартия говорит о том, что надо сохранить все, что нам досталось. Так произошло и на Конюшенном дворе, где мы смогли показать все изменения здания на протяжении трех столетий. Сейчас изменилось отношение к вопросу реставрации. Еще лет 30 назад не было вопроса: если под иконой XVIII века обнаруживали образ XIV века, то более поздний убирался и раскрывался более ранний. Мы пришли к тому, что нельзя терять один памятник ради другого, – поясняет Наталия Каровская. – Когда мы обсуждали детали работ по Самуилову корпусу, говорили: откроем то, что можем открыть. У здания была своя жизнь, и в этом нет ничего плохого.
А еще после реставрации изменится цвет фасада Самуилова корпуса. Изыскания показали, что изначально здание было намного светлее, чем сейчас. Впрочем, сотрудники музея предполагают, что это не окончательный вариант. По словам Андрея Хрунова, реставрационные работы всегда преподносят сюрпризы, и в ходе реализации проекта могут раскрыться все новые и новые страницы истории здания.
Назад в прошлое
В результате реконструкции доступная площадь для посетителей увеличится на 30 процентов. Гости смогут увидеть первый этаж, доступ в который больше полувека для них был закрыт.
– В рамках реконструкции здание оборудуют лифтом для инвалидов. Большинство посетителей в состоянии подняться на третий этаж, но не люди с ограниченными возможностями. А мы хотим, чтобы они могли посещать все экспозиции. И поскольку со второго этажа корпуса есть выход на гульбище, а оттуда через Белую палату – на стены, то эта категория туристов сможет пройти нашим классическим маршрутом. Для нас это очень важно, поскольку мы хотим больше сделать для этой социальной категории, – говорит Сергей Сазонов.
Кроме того, во время работ восстановят вертикальную связь трех этажей, которая была раньше, и посетители смогут беспрепятственно подниматься с первого на третий этаж.
После реставрации зданию вернут экспозиционно-выставочную функцию. А вот какие именно экспонаты будут размещены в обновленном корпусе, говорить пока рано. Но не исключено, что здесь будет восстановлена экспозиция древнерусского искусства.
Научная же библиотека сюда уже не вернется. В планах – перевести ее в другое здание с высокими потолками и большим пространством, чтобы читальным залом могли пользоваться все те, кто изучают историю края. Но для этого предстоит решить вопрос с выводом котельной за пределы комплекса зданий XVII века. Это – задача на обозримое будущее.
Фото Натальи Булах, ГМЗ «Ростовский кремль»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5d5m/
Комментарии: