Школа человечности. Ярославский проект помогает детям найти свое место в обществе
Для гармоничного развития ребенку нужна семья: родители окружают его любовью и заботой, учат общаться, помогают поверить в себя. А если в силу жизненных обстоятельств он потерял самых близких, возникший вакуум необходимо восполнить. И это может сделать… театральная труппа.
Проект «НЕигра!» Школы семейного театра как инновационная форма социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стал одной из успешных и востребованных российских практик. Перенимать этот опыт приезжают общественники из разных регионов страны.
– Проект направлен на поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Он способствует не только их социальной и психологической адаптации, но и сохранению кровной семьи или устройству в замещающую, – рассказывает заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации «Агентство социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей «Моя семья», приемная мама Юлия РАССОЛ. – Идею всероссийского проекта «Школа семейного театра» мы развили и выбрали новые целевые группы. Это подростки, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в учреждениях или в замещающих семьях.
Приобретение важных жизненных навыков позволяет им обрести уверенность в себе, занятия творчеством и выступления на профессиональной сцене помогают раскрыть свои таланты и способности. Кроме того, ребята проходят психологическую адаптацию в процессе тренингов и репетиций, учатся работать в команде, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Мы стараемся привлекать к занятиям кровных родственников, замещающие семьи, кандидатов в приемные родители. И радуемся, когда это приносит ощутимые результаты: улучшаются взаимоотношения отцов и детей, некоторые подростки находят приемных маму и папу.
Юлия Александровна рассказывает, что в бытность свою преподавателем Ярославского торгово-экономического техникума загорелась идеей творческого развития личности посредством театральной деятельности. Она видела, что коллективное искусство окрыляет, сплачивает, дает стимул развиваться и духовно расти, дарит яркие эмоции.
А еще взаимоотношения в труппе чем-то напоминают семейные связи.
Детям, которые лишь из книг знают о нормальных человеческих отношениях, испытывают острейший дефицит искренних чувств и положительных эмоций, эта любовь крайне необходима. Она для них – как глоток воды для изнемогающего от жажды.
Вот почему Юлия Рассол и ее единомышленники – Михаил Крупин и Любовь Сурова – пять лет назад решили создать маленький любительский театр для таких ребят. Это была чистой воды общественная инициатива. Три заинтересованных человека на собственные деньги начали реализовывать свою задумку.
– Исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость подростков прогрессируют. Особое внимание в процессе социализации уделяется детям в трудной жизненной ситуации (дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, опекаемые дети). Именно эти категории являются социально неадаптированными. Ребята, воспитывающиеся в социальных учреждениях, избалованы мероприятиями развлекательного характера в качестве пассивных зрителей (посещение представлений, мастер-классы, поездки и т.п.) и уже не видят в них ценности. В то же время системных дополнительных занятий, включающих их в работу как субъектов деятельности, практически не ведется в регионе. Школа семейного театра предоставляет равные возможности участия детей и подростков разных категорий, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, – рассказывает общественница.
Неофициальная статистика утверждает, что только 10% выпускников детских домов социализируются и становятся успешными членами общества. Подавляющее число сирот после выхода из учреждений не справляются с жизнью. Причины – иждивенческие и ложные установки, полученные в учреждениях, низкий уровень самосознания, отсутствие понимания своих реальных потребностей и ресурсов. А еще – ограниченность контактов с широкой социальной действительностью, усвоенных норм и социального опыта, личного выбора, приводящая к подавлению самостоятельности, дефицит моделей и образцов социального поведения. Детям-сиротам необходима социальная адаптация и интеграция в общество в естественных условиях.
Сначала детей из интернатов, из приемных семей нужно было научить уверенно ощущать себя на подмостках. Им стали давать уроки сценической речи, сценического движения, знакомить с азами актерского мастерства.
– Дети, которые испытали те или иные проблемы, могут выплеснуть все накопившиеся эмоции, свои переживания с помощью творчества. При использовании арт-терапии все внимание ребенка сосредоточено на его собственных чувствах, эмоциях.
Актерские тренинги способствуют повышению уровня социальных и творческих навыков детей и подростков и в целом навыков социальной адаптации. Помещение нам дал Дворец молодежи. Уполномоченный по правам ребенка Михаил Крупин помог решить самые насущные организационные вопросы. В качестве преподавателя и режиссера мы пригласили тогдашнего студента Высшей школы кино и телевидения Сергея Щетковского. Первая же постановка по мотивам произведения Пушкина «Капитанская дочка» показала: подросткам новый опыт не просто нравится – он для них важен и нужен, – говорит Юлия Александровна. – Свою премьеру мы показали на сцене камерного театра. Волнение труппы, полный зал зрителей, овации, цветы – все было по-настоящему.
Она заявляет: с самого начала для общественников это была НЕ ИГРА – что подчеркивает и название проекта. А способ социализации, открывающий дорогу в новый мир. Да, для кого-то это – путь в профессию. К примеру, одна юная актриса благодаря полученным знаниям и приобретенным навыкам смогла пройти жесткий творческий отбор и по примеру своего наставника поступить в Высшую школу кино и телевидения, где сейчас успешно учится. Она действительно звездочка, и дай Бог ей разгореться и засиять всем нам на радость. Но все-таки главная задача проекта состоит не в том, чтобы готовить кадры для большой сцены и голубого экрана.
Главное – предоставить подросткам необходимую им психологическую поддержку и научить ребят достойно выступать в спектакле под названием «жизнь», помня о том самом высказывании Шекспира.
– У нас с ребятами ведет работу психолог. В начале занятий дети проходят психологическое тестирование, и каждый из них получает индивидуальную «дорожную карту» личностного развития. Театральная деятельность и психологическая адаптация идут не параллельно друг другу – это по сути две составляющие одного процесса, – рассказывает Юлия Рассол.
Два года энтузиасты работали исключительно «за идею», вкладывая в проект собственную энергию и средства. Затем он получил грант благотворительного фонда и вошел в число общественных инициатив с доказанной эффективностью. А недавно проект поддержал Фонд президентских грантов.
На сцене у ребят загораются глаза. С воодушевлением перевоплощаясь в своих персонажей, они примеряют на себя новый образ, вживаются в него – и получают шанс выбраться из привычной, в основном нерадостной жизненной колеи. Кроме того, дети приучаются с пользой организовывать свой досуг и выстраивать личный график. К примеру, кому-то нужно и в спортивную секцию успеть, и на уроки актерского мастерства. Грамотная логистика помогает никуда не опаздывать. В проекте сейчас участвуют не только жители Ярославля, но и Ростова, Рыбинска.
– Ребята подружились, общаются не только на занятиях, но и вне их, что очень ценно для нас, – рада Юлия Рассол.
А еще очень значимо, что они стали позитивнее относиться к возможности устройства в приемные семьи.
– Подростков не так часто принимают в семьи не только потому, что приемные родители хотят взять в семью малышей – дети постарше трудно идут на контакт, они порой ершистые, недоверчивые. А у нас подростки видят, какими заботливыми могут быть приемные родители, – и оттаивают. Мы считаем своей заслугой то, что несколько наших воспитанников нашли своих приемных папу и маму, – отмечает общественница.
Наладить отношения в кровных семьях, оказавшихся под угрозой распада из-за сложной жизненной ситуации, тоже иногда удается. Бывало, что родители и дети включаются в общую работу – и начинают лучше понимать друг друга. Возникшие между ними барьеры в общении рушатся.
В стартующем уже в августе новом театральном сезоне проект объединит полсотни подростков из разных муниципальных образований области. Планируется не только поставить спектакль, но и выехать на гастроли в Рыбинск, Ростов, Углич.
– А еще у ребят появилась мечта – выступить на большой сцене. Большой не в смысле размеров, а в смысле ее значимости, истории. Им бы очень хотелось окунуться в атмосферу Волковского театра, и для этого наши дети готовы очень много работать, совершенствоваться, – поясняет Юлия Рассол.
Мечта генерирует энергию, необходимую для развития, покорения новых жизненных высот. Пожелаем ребятам в этом удачи! Режиссер и актеры – словно родитель и его дети. Он их учит, наставляет, старается поднять до своего уровня, хвалит, ругает, дергает за чувствительные струны души, заставляя раскрываться в ответ. А самое главное, он любит их как воплощение собственного творческого замысла.
Метод арт-терапии очень эффективен в работе с детьми-сиротами, «трудными» детьми, он является поддержкой и помощью в кризисных ситуациях. А также помогает ребенку войти в социальную среду, повышая личностный и интеллектуальный уровень развития.
Фото из газеты «Северный край»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5jwc/
Комментарии: