Главное:
Гора Александры

Гора Александры

Есть на той дороге особенно сложный для водителей участок – Марфинская гора, или 37-й километр. Крутая, в непогоду скользкая. А если шофёр ведёт тяжёлую фуру, обязательно вспоминает рассказы бывалых дальнобойщиков о необычной женщине, когда-то за эту гору отвечавшую. Случалось, едет панелевоз глухой буранной ночью. Снег залепит смотровое стекло, колёса скользят по раскатанному склону. Поневоле даже мужественное сердце профессионала вздрогнет при мысли о Марфинской горе. А она вот, за поворотом.
И вдруг в порывах ночного ветра свет фар вырывает из снежной круговерти закутанную до глаз тёплым платком женскую фигуру. Шла она по склону с ведром и совком в руках и бросала на проезжую полосу песок.
Встречая её, шофёры всегда опускали стекло в окне и кричали:
– Привет, Петровна! Всего тебе хорошего!
В ответ она поднимала руку, будто благословляла в дальний путь. У неё самой жизненный путь был ох как труден. Родилась в 1922 году, была седьмым ребёнком из двенадцати детей в семье железнодорожного сторожа Петра Федотова. Семья жила на станции Пустово. Скудно, на зарплату отца. Двое сыновей погибли на фронте. В разное время умирали и другие дети. Сейчас осталась одна Анастасия Петровна, которая и рассказала нам о сестре.
Обе они были неграмотными. Выбирать работу не имели возможности. Было время – шпалы укладывали на железнодорожной ветке. Александра сажала ёлки вдоль трассы, потом стала работать на Марфинской горе. И больше отсюда не уходила. Отличалась необыкновенным трудолюбием и добросовестностью, чуть ли не круглые сутки на шоссе проводила.
Жила со столетней матерью в Пустове, но однажды дом их сгорел, и тогда поселили женщин в посёлке Константиновский, в небольшую комнату. Там даже была протоптана тропа, по которой Александре Петровне ближе до Марфинской горы. Бывало, прислушается Петровна, как ночью пурга завывает, подвяжет полушубок и спешит с лопатой и совком на своё рабочее место.
Шофёры так привыкли встречать её на горе, что как будто сроднились с ней. Однажды к 8 Марта, скинувшись, купили ей телевизор – тогда это была ещё большая радость в глубинке. Потом традицией стало поздравлять Петровну: чайник, посуду дарили. А когда она умерла, в её сундуке нашли и другие подарки от водителей – два шерстяных платка, два отреза на платье.
Но в конце жизни, когда уже тяжело было Петровне чистить гору, перешла она дворником в посёлок, убирала главную улицу Ленина. Говорят, такой чистой эта улица до неё никогда не была. С теплотой вспоминают её в поселковом совете.
Кстати, о Ленине. Сестра Анастасия Петровна рассказала, что вроде бы за хорошую работу была Александра награждена орденом Ленина. Но в то время болела и за наградой не поехала. А потом, неграмотная и несмелая, так за орденом и не обратилась.
Как точно был отмечен труд доброй женщины, сейчас уж вспомнить никто и не смог. Кажется, давали ей значок ударника коммунистического труда. Но именно на таких великих тружениц не надо бы государству жалеть своей щедрости. И даже если не досталось Петровне ордена, память человеческая сама её наградила за труд сердечной благодарностью, восхищением и легендами.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n32hs/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость