Главное:

Группа задержания, на выезд!

Борьба на асфальте

Группа задержания межрайонного отдела вневедом­ственной охраны по городу Ярославлю, в которую входили старший группы сержант полиции Константин Честнов, полицейский-водитель прапорщик полиции Константин Баякин и заместитель командира взвода старший прапорщик полиции Александр Мельников, в тот субботний поздний вечер патрулировала северную окраину Дзержинского района Ярославля – от улицы Панина до улицы Строителей. К этому времени все банки, магазины и офисы давно закрылись и были поставлены на сигнализацию, как и сотни квартир в этом районе.

Впрочем, вечер был поздний, день выходной, а ненастная погода для прогулок оказалась неблагоприятной – всё вместе взятое означало, что для «домушников» это время не самое «лучшее»: народ находился по домам у телевизоров.

– Спокойное сегодня будет, наверное, дежурство... – заметил я.

– Не факт, – ответил сержант Честнов, сидевший рядом с водителем. – К полуночи подвыпившие граждане начнут буянить в ночных клубах. Так что вызовы нам обеспечены. Мы же не только отвечаем за сохранность имущества физических и юридических лиц, но и помогаем поддерживать общественный порядок, боремся с преступностью вместе с другими нарядами полиции. Сегодня на нашей подконтрольной территории находится клуб на улице Бабича. Там наши наряды, да ещё и с подкреплением, бывают регулярно: любят посетители повеселиться с мордобоем.

Машина поворачивает с улицы Панина во дворы в сторону Волгоградской, и Честнов показывает мне на газон рядом с дорогой:

– На прошлой неделе именно здесь нам пришлось догонять подозреваемого в краже.

Тот день для полиции в Дзержинском районе выдался не самым спокойным. Почти одна за другой следовали попытки проникновения воров в квартиры. На первую из них был направлен экипаж Честнова.

Выяснилось, что трое жуликов, предварительно залепив глазки квартир на площадке жевательной резинкой, попытались вскрыть одну из них. Но, к неудаче воров, в ней оказалась хозяйка – пожилая женщина. Услышав возню около своей двери, она тут же вызвала полицию и спугнула преступников. Те выбежали на улицу и, видимо, стали совещаться, что делать дальше. Тут-то их и заметила группа задержания вневедомственной охраны.

– Увидев нас, они бросились врассыпную, – рассказывает Честнов. – Я побежал за одним из них, в конце концов на этом газоне его догнал, но жулик стал сопротивляться…

В это же самое время ещё в две квартиры подряд пытался проникнуть другой преступник, на поимку которого сразу же сориентировали все наряды полиции. Из одной воришку спугнули, во вторую он всё же успел залезть. Особыми приметами этого жулика было то, что он был лысый и… босой! Вероятно, не хотел оставлять криминалистам на память отпечатки своей обуви. Так и бежал босиком по осенним лужам...

...Разговор прерывает сообщение от оперативного дежурного: на улице Строителей сработала сигнализация. Водитель Константин Баякин жмёт на акселератор, и

«уазик» резко бросается вперёд. Одетые в бронежилеты полицейские надевают на головы тяжёлые шлемы. Выскакиваем из машины около подъезда и бросаемся вовнутрь…

Но «сработка» оказывается некриминальной. В квартиру возвратился сын хозяев, в то время как родители с электронным ключом, необходимым для снятия с сигнализации, были на даче. Свой же ключ парень потерял. Полицейские проверяют у молодого человека документы, подтверждающие, что он здесь живёт. Рекомендуют ему не покидать квартиру, пока он не свяжется с дежурным пункта централизованной охраны и не решит проблему с сигнализацией.

– Такие случаи не редкость, – комментируют ситуацию полицейские. – То хозяин забудет отключить сигнализацию, то ключи потеряет, то забудет перед выходом на улицу запереть форточку и порывом ветра её распахнёт, заставив сработать устройство оповещения. И каждый раз мы выезжаем, проверяем, ждём хозяев, перезакрываем, в то время как, быть может, в нашей помощи нуждаются уже по другому, более серьёзному поводу…

Едем по Ленинградскому проспекту как раз в сторону того самого клуба на улице Бабича. Видим схватку не в клубе, а на тротуаре напротив торгового центра: молодой человек, видимо, для устрашения, раздевшись по пояс, изо всех сил стремится добраться до чернявого паренька при явном попустительстве остальной компании ещё из двух человек. Заметив полицейских, он меняет вектор своих намерений и бросается в их сторону.

На этом активные действия хулигана переходят в фазу матерной брани и самоистязания: в наручниках его отправляют в отделение автомобиля для задержанных, где парень начинает биться головой о стекло, попутно обвиняя в этом полицейских. Компания же задержанного (включая потенциально избитого парня) тут же начинает умолять отпустить пьяного дебошира, утверждая, что тот очень милый человек и никому никогда зла не приносил. Всё это длится довольно долго на фоне истерики Алексея Николаевича (как позже он представится полицейским).

Стране нужны герои…

…но в реальности на свет появляются личности чаще всего совершенно иного склада – гласит не очень приличная народная поговорка.

В её справедливости убеждаешься, когда в очередной раз сталкиваешься с такими вот «Алексеями Николаевичами» в возрасте под тридцать (или за тридцать) лет, судимыми по молодости лет чаще всего за кражи, ничего о жизни не понявшими, но возомнившими вдруг себя «королями улиц».

Если начать изучать криминальные сводки полиции, то довольно быстро приходишь к выводу: больший процент преступлений, жестоких, кровавых, глупых и немотивированных приходится на дело рук вот таких, как этот, а вовсе не профессиональных «джентльменов удачи». Когда ты возвращаешься домой с работы и на тёмной улице встречаешь вот такого, ещё со вчерашнего дня начавшего «отмечать» гибель «Локомотива»…

Причём здесь этот и «Локомотив»? Но упоминание годовщины гибели всеми любимой команды звучит как оправдание возможности напиться до положения риз, выйти на улицу и затеять драку…

Впрочем, как только за кормой автомобиля скрывается «братва» дебошира и ему уже не перед кем «колотить понты», «концерт» прекращается. Вернее, переходит во вторую часть «отделения». Теперь этот человек, бывавший на «зоне» (ст. 158 часть третья УК РФ – домашняя кража), «колотит» их перед полицейскими: то требует его отпустить, то жалостливо рассказывает о «больной бедной маме», то звонит по мобильному телефону друзьям и подругам с душещипательным рассказом, как его «избили менты», то пытается «договориться по-пацан­ски» со старшим группы задержания. Полицейские слушают с каменными лицами: это ещё одна неприятная часть их профессии.

Увы, законодательство российское таково, что на основе этого устного фольклора невозможно привлечь к ответственности за клевету или за заведомо ложный донос. Поэтому сотрудники полиции вынуждены слушать весь этот бред.

В одном из подобных рейдов с рыбинскими полицейскими мне рассказали об общении с американскими коллегами на одном из семинаров. В беседе нашими полицейскими было замечено, что они не могут быть свидетелями при совершении преступления или правонарушения, в том числе в отношении их самих. «Почему? – уточнили удивлённые американцы. – Если государ­ство не доверяет своей полиции, то пусть набирает других, проводит жёсткий контроль. На ваших условиях эффективно работать невозможно!»

Впрочем, этот задержанный – судимый. И он в своих излияниях старательно обходит ту черту, за которой могут стоять обвинения в прямых угрозах сотрудникам полиции. Практика показывает, что наи­более «раскованными» в этом вопросе оказываются люди, ранее не имевшие больших проблем с законом и отсюда почему-то считающие, что «настоящие» полицейские похожи на милых и безобидных кинош­ных стражей порядка. Причём в большей части это относится к женщинам, подогретым алкоголем.

– У нас тут не так давно одна пьяная особа ногами выбила лобовое стекло в патрульном автомобиле, – рассказывает замкомвзвода Мельников. – Наутро, что естественно, ничего не вспомнила, наняла адвоката и пришла разбираться. Мы предоставили запись её речей на диктофоне, что сильно её пыл остудило.

В наркологическом диспансере Константин Честнов просит дежурного врача зафиксировать в протоколе следы ударов задержанного «Николаича» о стекло. Тот в свою очередь настаивает на том же, правда, причину формулируя противоположную…

В ответ на это доктор, оглядев лобные доли задержанного (согласно экспертизе выпившего накануне не менее бутылки водки), заявил:

– Следов побоев не вижу! У вас такая форма черепа!

И уже на обратном пути присмиревший «Алексей Николаевич», 27 лет от роду, судимый, безработный и сидящий на шее у родителей, тоскливо произносит сакраментальную фразу:

– Ну и кому будет лучше, если меня посадят на пятнадцать суток? Я же лучше от этого не стану?

– Наверное, – ответил водитель Баякин. – Но на улицах без тебя будет поспокойнее!

– Рано или поздно с таким поведением опять на «зону» попадёшь!

– Ну, это как судьба сложится, – важно ответил «Алексей Николаевич».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2vk7/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость