Как защитить общество от коррупции?
Всем миром
Глава региона сослался на данные Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл-Р» и компании Gallup International. Когда социологи оттуда поинтересовались мнением наших земляков, оказалось, что сферы коррупционных проявлений в Ярославской области в целом соответствуют всероссийским. Но при сравнении нынешних результатов с итогами опроса Фонда ИНДЕМ в 2005 году выяснилось: проблем уже гораздо меньше.
Например, риск коррупции в сфере государственного медицинского обслуживания 6 лет назад оценили в 37,7 процента. Сейчас он вдвое ниже. Коррупционный риск в системе высшего образования упал на треть. Ситуация действительно меняется в лучшую сторону. А около половины ярославцев готовы помочь власти совладать с негативным явлением.
– Главный ресурс, – подчеркнул Сергей Вахруков, – включение населения. Важно разработать единый механизм вовлечения жителей в борьбу с коррупцией: от помощи со стороны граждан в выявлении фактов до их личного неучастия в коррупционных схемах.
Чтобы система и впредь не давала сбоев, подготовлена концепция областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ярославской области на 2012 – 2013 годы». Этот документ станет продолжением подобной программы, принятой на два предыдущих года. Именно она позволила создать работоспособную систему предупреждения и профилактики подобных проявлений.
Такова на Ярославской земле антикоррупционная политика. Она продиктована федеральным и региональным законами «О противодействии коррупции» и «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области», а также Посланием Президента России Дмитрия Медведева, где борьба с этим злом названа в числе принципиальных направлений.
Откровенный разговор на нынешнем совете стал рубежом, за которым последует новый виток антикоррупционной борьбы. Участники совета – депутаты областной Думы, руководители правительства региона и правоохранительных структур, представители общественности – вновь проанализировали болевые точки, где назрела необходимость принятия эффективных решений – муниципального, регионального и даже федерального значения.
Решительно настроенный губернатор сразу останавливал тех, кто в докладах растекался «мыслью по древу» и требовал принятия конкретных и незамедлительных мер в болевых точках. Поэтому разговор вышел конкретным и по существу, и стал иллюстрацией беспристрастного анализа ситуации, проведённого управлением правительства области по противодействию коррупции под началом Романа Четверикова.
Заплаты на лазейки
Если сопоставить плюсы и минусы в борьбе с коррупцией, то к числу первых относятся политическая воля областного руководства, наличие чёткого нормативно-правового регулирования и постепенная наработка механизмов противодействия любителям конструировать коррупционные схемы и комбинации. Среди минусов специалисты называют досадные сбои в органах местного самоуправления, недостаточную степень информированности граждан и известную «толерантность» части населения к неизбежному, с их точки зрения, злу.
Предприимчивые изобретатели нечестных способов отъёма денег научились виртуозно применять лазейки в законодательстве. Особенно пользуясь несовершенством федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он, к сожалению, даёт богатый набор возможностей для недобросовестного манипулирования.
В «разборе полётов» на эту тему принял участие заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Иван Паутов. Речь шла о недобросовестных участниках всевозможных торгов. Их заявки, как правило, не были подкреплены стремлением «расторговать» необходимые людям объекты. Такие, например, как больница в Некрасовском районе, новый концертный зал в Ярославле, ряд адресов в Рыбинске и Ростове.
Решать спорные вопросы через суд накладно не только по средствам, но и по времени. Особенно в ситуации, когда на территории области быстро растёт число инвестиционных проектов с участием крупного отечественного и иностранного капитала. Их инициаторам очень дорого время.
Зная это, постоянно меняющие вывески «шарашкины конторы» раз за разом участвуют во всевозможных торгах и аукционах, чтобы затем выгодно перепродать площадки или дождаться повышения их капитализации. По действующему законодательству они могут надолго затормозить практически любое хорошее дело.
Жёстко назвав вещи своими именами, губернатор перечислил конкретные меры противодействия законному по букве, но явному по сути беспределу.
– Мы прекратили авансовые выплаты подрядчикам. По программе модернизации здравоохранения не оплачиваем даже текущие наряды, дожидаясь только фактов сдачи, – подчеркнул Сергей Вахруков. – Создан реестр недобросовестных участников. Торги идут сегодня в электронной форме, на основе постоянного роста доступности для населения информационных технологий. Не сорван ни один конкурс или аукцион.
Но этого мало. По убеждению главы региона, на федеральном уровне как воздух нужна другая – долгосрочная и удобная – система государственных и муниципальных закупок. С обязательной предварительной оценкой квалификации потенциальных участников, прозрачным ценообразованием, исключающим безудержный демпинг. Не исключено, что роль панацеи скоро сыграет новый закон о федеральной контрактной системе. Он наверняка отобьёт у некоторых дурную привычку перераспределять чужие средства в свою пользу. По принципу – завтра хоть трава не расти. И сильно упростит решение многих проблем: от обеспечения нуждающихся людей лекарствами до ремонта и содержания дорог, а также преодоления других жизненно важных для качества жизни ярославцев проблем.
На уровне России пора наводить порядок и в системе государственного строительного надзора. Чтобы не плодить новых обманутых дольщиков с их обоснованными протестами, не сталкиваться порой с угрозой разборки почти готовых зданий, не имеющих необходимой для сдачи в эксплуатацию разрешительной документации. Так может случиться, скажем, с одним из домов в Пошехонском районе.
Ярославские специалисты по борьбе с коррупцией готовы поделиться с коллегами из других регионов своим профессиональным богатым опытом.
УК для УК
То, что словосочетания «уголовный кодекс» и «управляющие компании» начинаются с одних и тех же букв, весьма актуально сегодня для Переславля. Постоянные перебои с горячим водоснабжением, позднее вхождение в отопительный сезон, большие – около 50 млн. рублей – долги перед ресурсоснабжающими организациями вызывают у жителей недоверие к местной власти. Большинство управляющих компаний умудрились пустить деньги населения на другие нужды. Проблемы в городе настолько остры, что Сергей Вахруков собрал в минувший понедельник на экстренное совещание всех тамошних начальников.
– Есть перспектива возбуждения нескольких уголовных дел, – заявил он. – И осуществлять контроль того, как это будет происходить, я собираюсь лично.
Горячая тема «ЖКХ и коррупция» стала на заседании совета одной из основных. А представил её директор областного департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Евгений Майн, поразив коллег ошеломляющей цифрой, сопоставимой с размером регионального бюджета. По словам этого руководителя, около 37 млрд. рублей в год составляет для ярославцев общая сумма оплаты коммунальных услуг.
В этой связи не поспоришь с утверждением губернатора о насущной необходимости, и не только в Переславле, отключить управляющие компании от бурных финансовых потоков ресурсоснабжающих организаций:
– Это не их деньги! Уйдёт интерес к выстраиванию сомнительных схем на больших оборотах – уйдут и многие проблемы.
Результаты мониторинга управляющих компаний, который специалисты департамента ЖКХ регулярно выкладывают на своём сайте, как прозвучало на совете, непременно надо дополнить публикациями в прессе. Чтобы полезная людям информация наверняка нашла своих адресатов – независимо от возраста и обладания навыками обращения с компьютером.
После деловой пикировки прокурора области Алексея Алексеева и Евгения Майна был сделан вывод о необходимости того, чтобы сотрудники этого департамента оперативно информировали правоохранительные органы о каждом случае, когда становится ясно, что руководство той или иной управляющей компании аффилировано с местными чиновниками. Хотя чёткие критерии такой оценки ещё предстоит выработать.
Равно как и наладить строгий спрос с каждого из тех представителей власти, кто по долгу службы обязан ежегодно заполнять декларации о личных доходах.
Сергей Вахруков разделил эту работу на два этапа. Один уже успешно пройден – все, кому положено, а также их ближайшие родственники такие документы нынче заполнили. Но вот опубликовала эти сведения лишь половина глав муниципальных образований. Значит, надо упорно двигаться дальше, добиваясь полной публичности и высокого качества подготовки деклараций.
– Если человек свои дела держит в порядке, в порядке будут и государевы, – резонно резюмировал губернатор.
***
Остроумцы дали жизнь шутке о том, что термин «коррупционер» придумали, мол, для того, чтобы заменить неприятное для отечественного уха слово «вор».
Наверняка участники очередного заседания областного совета по противодействию коррупции и большинство честных граждан согласны: хрен редьки не слаще. А вор, как известно, должен сидеть. Или седеть от осознания того, что рано или поздно его неправедные дела вылезут на свет Божий. На то и направлена повседневная работа совета между такими встречами. Согласно концептуально обновляемой программе противодействия коррупции на Ярославской земле.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2x9u/
Комментарии: