Дать удочку вместо рыбы
Тема совещания – проблемы развития местного самоуправления в Ярославской области и взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления – оказалась так актуальна, что за парты для обмена опытом сели не только народные избранники, но и главы муниципальных образований Ярославской области.
Депутат Государственной Думы, председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев так обозначил цель выездного совещания:
– Мы хотим услышать от людей на местах об истинных проблемах, существующих на их территориях. Наша страна велика и многообразна. Соответственно, тщательно изучить ситуацию в каждом отдельном регионе только по данным мониторингов, проводимых федеральным центром, невозможно. Важно увидеть ситуацию изнутри, заслушать мнение местных управленцев и представителей общественности. Законодатели обязаны быть практиками и в своей работе опираться на сложившуюся ситуацию: формируя нормативно-правовое поле в стране, исходить из реальности, а не подгонять эту реальность под действующий свод законов.
В том, что вопросы местного самоуправления очень важны в жизни региона, убеждён и спикер Ярославской областной Думы Виктор Рогоцкий. Он проинформировал коллег из Москвы, что из 293 законов, принятых Ярославской Думой пятого созыва, более двух десятков напрямую посвящено вопросам местного самоуправления. Виктор Викторович напомнил собравшимся, что областные депутаты постоянно держат руку на пульсе жизни муниципальных образований. Так, в декабре 2010 года между Ярославской областной Думой и советом муниципальных образований было заключено соглашение, в рамках которого предусматривались совершенствование регионального законодательства и нормативно-правовой базы развития местного самоуправления, контроль за исполнением законов и муниципальных правовых актов, анализ деятельности муниципалов и распространение положительного опыта.
– Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году, но реформа до сих пор идёт, и закону постоянно требуется «дозаправка», – считает Виктор Викторович Рогоцкий.
Председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ Виктор Кидяев, предложив коллегам «сверить часы», обрисовал, как он понимает проблемы местного самоуправления.
– Бюджеты муниципалитетов на две трети состоят из субвенций и дотаций, а собственные доходы составляют менее 4 процентов. Муниципальные власти отключены от управления развитием экономикой территории, а высокая дотационность из вышестоящих бюджетов зачастую заставляет власти не решать проблемы населения, а выстраивать «отношения» с региональными чиновниками, – отметил Кидяев.
Сколько надо денег местному самоуправлению, задал Виктор Борисович риторический вопрос и предложил участникам семинара вспомнить уроки математики. В 2003 году расходы местного бюджета оценили примерно в 8 процентов от ВВП. Девять лет спустя, говоря об объёме внутреннего валового продукта, эксперты называют цифру 60,6 триллиона рублей.
– Получается, что в 2011 году доходы местных бюджетов должны быть на уровне 4,9 триллиона рублей, а они составили 2,9 триллиона. Спрашивается, где ещё два триллиона? – обвёл строгим учительским глазом присутствовавших областных парламентариев столичный гость.
В том, что одна из бед на местах – недостаточное финансирование, согласился и заместитель председателя Ярославской областной Думы Евгений Заяшников. Он проинформировал собравшихся, что в Ярославской области в 19 из 20 муниципальных образований доля финансовой помощи из регионального бюджета составляет от 60 до 90 процентов доходной части бюджета. Это большая нагрузка и для региональной казны: в областном бюджете 2012 года 20,7 миллиарда рублей (41 процент расходов) составляют межбюджетные трансферты.
Обрисовав безрадостную финансовую ситуацию, парламентарии стали искать пути выхода из неё.
– Давно назрел вопрос о зачислении налога на доходы на физических лиц не по месту работы, а по месту постоянного проживания гражданина. Это поможет существенно повысить поступления в муниципальный бюджет, – отметил Евгений Заяшников. – Патентная система налогообложения, которая могла бы также существенно повысить доходы муниципалитетов, пока является непривлекательной для бизнеса. Для того чтобы стимулировать предпринимателей переходить на патент, необходимо дать возможность регионам самим устанавливать дифференциацию по видам деятельности.
Свои предложения о том, за счёт чего можно укрепить доходную базу самоуправления, внесли и представители комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
– Мы просим не рыбу, а удочку, – образно выразился Виктор Кидяев. – Одно дело – самим зарабатывать только 4 процента, а всё остальное получать дотациями, и совсем другое, когда бюджет будет складываться хотя бы пятьдесят на пятьдесят.
Он предложил направлять в местные бюджеты для формирования муниципальных дорожных фондов отчисления от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами; отменить федеральные льготы по местным налогам; вместо земельного налога и налога на имущество ввести местный налог на недвижимость; ввести региональный налог с продаж, часть доходов от которого направлять в местные бюджеты.
– Самоуправление и самостоятельность – эти два слова имеют общий корень, – подытожил своё выступление Виктор Кидяев. – Наша задача – сделать так, чтобы финансовая помощь не зависела от регионального руководителя, а её объём был не только предсказуем, но и достаточен.
Столичные парламентарии выразили надежду, что семинар-совещание по вопросам развития местного самоуправления послужит интересам не только Ярославской области, но и всей Российской Федерации в целом. В перспективе они планируют провести ещё три аналогичных выездных семинара, посетив другие российские города, а затем, поняв местную, региональную специфику и сделав обобщения, решать проблемы, прозвучавшие в ходе ярославской встречи, на законодательном уровне.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2v2h/
Комментарии: