Главное:

Северная дорога и регионы

– Александр Викторович, как известно, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков и начальник дороги Василий Билоха в этом году подписали соглашение о сотрудничестве с правительством области, а ещё раньше, в конце прошлого года, был подписан протокол о содружестве с мэрией Яро­славля по совместным мероприятиям к тысячелетию областного центра и юбилею дороги. Такие договоры с регионами, по-видимому, уже становятся традицией?

– Во-первых, все отношения с регионами, которые у нас установлены, строятся на основе генерального соглашения между акционерным обществом «Российские железные дороги» и регионами, на чьей территории проходят магистрали. В 2004 году такое генеральное бессрочное соглашение заключено и с Ярослав­ской областью, и с губернаторами всех регионов, по которым проходит наша дорога. И на основании этого соглашения мы строим свою политику в отношении всех областей, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа. На ближайшие три года мы договорились о совместных инвестиционных проектах и мероприятиях со всеми регионами, кроме Вологодской области, с которой намечено подписать соглашение в конце апреля.

– Напомните, какие регионы обслуживает Северная железная дорога?

– СЖД обслуживает десять регионов. Из них семь основных. Это Ярославская, Иванов­ская, Костромская, Архангельская, Вологодская области, Республика Коми и Ямало-Ненецкий автономный округ, затем часть Владимирской: Александров, Кольчугино, Юрьев – Польский и Ковров. Также дорога заходит в два небольших района Кировской области и есть одна станция в Тверской области.

– Какие инвестиционные проекты предусматривается в соответствии с названными соглашениями осуществить в Ярославской области?

– В 2008 году в развитие железной дороги и социальные проекты конкретно на территории Ярославской области будет вложено около восьми миллиардов рублей. Это средства на обновление, реконструкцию станций, вокзалов, завода по ремонту электропоездов в Данилове. Около трёх с лишним миллиардов отпущено на приобретение нового подвижного состава, капитальный ремонт мостов, приобретение путевых машин и механизмов.

Кроме этого, в целом по дороге также вкладываются большие деньги в модернизацию тягового подвижного состава. На его капитальный ремонт в этом году выделено 857 млн. рублей, около 198 млн. рублей будет затрачено на капитальный ремонт деповского хозяйства. 40 миллионов рублей выделено на завершение начатого в прошлом году капремонта в локомотивном депо Ярославль-Главный.

– Александр Викторович, мы уже сообщали, что по согласованию с городом и областью предусмотрены и проекты, направленные на благоустройство объектов совместного пользования железной дороги и горожан, на социальные мероприятия к юбилеям. Нельзя ли подробнее остановиться на том, что уже делается и планируется сделать?

– Что касается социальных проектов в плане подготовки и к 140-летию дороги, и к 1000-летию Ярославля, то главным объектом станет реконструкция комплекса Ярославской детской железной дороги. Сегодня акционерным обществом «Российские железные дороги» на этот проект выделены средства. Реконструкция дет­ской магистрали уже началась. Дорога удлинится на два километра и будет закольцована. Поезда будут огибать сосновый бор и возвращаться в Яковлевское. Дорогу оборудуем всеми средствами сигнализации, автоматики и связи. Если сегодня на ЯДЖД занимаются около 700 ребят, то после завершения работ по развитию учебной базы дороги количество учащихся будет постепенно доведено до полутора тысяч человек.

После реконструкции дорога сможет не только служить для профориентации школьников, но одновременно выполнять практическую функцию перевозки пассажиров на очень оживлённом участке Яковлевское – Игнатовское, где сейчас задействованы в основном дорогие маршрутные такси.

К юбилею дороги будет сооружён также памятник основателю магистрали Савве Мамонтову на площади у багажного отделения вокзала Яро­славль-Главный, реконструирован фасад управления дороги на Волжской набережной. Эти работы уже идут.

Город по соглашению с нами выделяет на подготовку к юбилеям дороги и Ярославля в этом году 50 миллионов рублей. Мэрия будет вести работы по благоустройству Яковлев­ского бора вдоль детской железной дороги, созданию там культурного парка, сооружению детских игровых площадок.

Мы договорились, что на средства городского бюджета будет реконструирована площадь перед вокзалом и сооружён новый фонтан, благоустроена набережная перед зданием управления дороги. Её выложат плиткой, расширят пешеходную зону. Проезд по набережной, улицам Терешковой и Кооперативной будет односторонним, что позволит разгрузить от транспорта эти центральные улицы.

Вокруг привокзальной площади также будет упорядочено движение, автостанция перенесена ближе к кольцу трамвая. И мэрия, и областное управление ГИБДД пошли нам навстречу в том, чтобы разгрузить площадь и обезопасить подход пассажиров к вокзалу. Схема разграничения стоянок на привокзальной площади такси, маршруток и частных автомобилей уже прорабатывается.

Кроме того, мы обратились к губернатору области Сергею Вахрукову с просьбой, чтобы область к тысячелетию города приняла участие в обустрой­стве подходов к Ярославлю со стороны Александрова, Рыбинска и Данилова. Имеется в виду выделение средств на строительство новых платформ, ремонт залов ожидания пассажиров и небольших станций, чтобы прибывающие в Ярославль туристы и дорогу в город видели опрятной и благоустроенной.

– Неизбежной частью соглашений с регионами, наверное, являются цены на проезд в пригородном сообщении и компенсация выпадающих доходов?

– Во всём мире пригородные железнодорожные перевозки убыточны. Полную компенсацию выпадающих доходов от пригородных поездов мы получаем пока только от Архангельской области. Администрация области сама делает заказ на летние перевозки, выбирает поезда и выделяет из бюджета столько средств, сколько необходимо, чтобы компенсировать наши убытки. К такой схеме мы стремимся и в остальных регионах.

В настоящее время на СЖД действуют договоры об организации пригородных пассажирских перевозок с шестью субъектами Федерации: как я уже упоминал, с Архангельской, а также с Ярославской, Костромской, Ивановской, Кировской областями и Республикой Коми. В соответствии с этими договорами стоимость проезда в пригородном железнодорожном транспорте регулируется государством и производятся частичные компенсации выпадающих вследствие такого регулирования доходов.

Сумма прямых дотаций на компенсацию выпадающих доходов, возникающих вслед­ствие госрегулирования тарифов на пригородные перевозки, по итогам прошлого года составила 125,5 млн. рублей, в том числе: в Ярославской области – 32,7 млн. руб., Ивановской – 20,8 млн. руб., Костромской –15,3 млн. руб., Архангельской области больше всех – 45,6 млн. руб.; Республики Коми – 10,976 млн. руб. С Вологодской областью такой договор не заключается, тариф устанавливается дорогой самостоятельно.

За 12 месяцев 2007 года по Северной магистрали было отправлено около 20,3 млн. пассажиров в пригородном сообщении. Расходы в целом по СЖД на организацию пригородного сообщения (без учёта расходов на льготный проезд железнодорожников) за 12 месяцев 2007 года составили более 1,1 миллиарда рублей. Доходами покрыто порядка 476 млн. рублей. Убытки в пригородном сообщении за 2007 год составили более 510 млн. рублей.

Тарифы по Ярославской, Костромской и Ивановской областям самые низкие – 6 рублей 70 копеек за зону. Железной дорогой проводится работа с региональными энергетическими комиссиями по повышению тарифов на пригородные перевозки с целью повышения их доходности и снижения нагрузки на региональный бюджет. Сложности в этой работе есть, но мы надеемся найти компромисс.

Одна из причин ограничения тарифов – недостаточный уровень доходов населения в этих областях и дефицит бюджетных средств. Но мы всё равно обязаны людей возить, и возим.

Что же касается льготников, то с ними проблем нет, и в летний период мы также будем их перевозить за 50 процентов стоимости билетов.

– Есть ли способ преодоления этой сложной ситуации?

– По предложению Владимира Владимировича Путина в государстве будет создаваться вертикаль управления внутриобластными и пригородными перевозками, которая объединит все виды пассажирского транспорта, не только железнодорожного, а и речного, автомобильного. И там, где железнодорожные перевозки явно убыточны, чтобы не гонять поезда из-за десятка пассажиров, их доставлять будут автобусами, речными судами, маршрутными такси.

В таком большом комплексе легче выбрать наиболее рациональный вариант. Например, может быть, мы зря гоняем электричку на Ростов? Может, пустить туда дополнительные рейсы автобусов, и пассажирам дешевле, и автопредприятиям доходнее, и регионы будут компенсацию выпадающих доходов платить туда, куда выгоднее.

В Ярославской области по распоряжению губернатора Сергея Вахрукова уже создана рабочая группа по подготовке предложений для такой вертикали управления транспортом, и она приступила к расчётам оптимальных вариантов внутриобластных перевозок. Мы со своей стороны обратились к администрациям всех регионов, чтобы они также выработали свои предложения по снижению убыточности социально значимых перевозок.

Когда по этим предложениям в России будет создана вертикаль управления пригородным и внутрирегиональным сообщением, они, во-первых, будут менее убыточными, а во-вторых, станет возможна выработка государственной системы компенсации выпадающих доходов из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n31bu/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость