Принцип самодостаточности
По мнению губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, России нужны осмысленная промышленная политика, справедливое распределение налогов между центром и субъектами Федерации и реформа административно-территориального устройства.
Основанный в XI веке Ярославом Мудрым Ярославль много столетий оставался одним из главных городов российского государства. В XVII веке он уступал по величине и значению только Москве. Этот город дал России первый синтетический каучук, первый трамвай и первую фабрику кинопленки. И сегодня Ярославль остается жемчужиной русского зодчества, важным промышленным и культурным центром. Как и вся страна, Ярославская область болезненно пережила резкий переход к рынку и кризис 1998 года, но теперь развивается динамично, значительно опережая общероссийские показатели роста по большинству главных позиций. Сегодня по объему производства промышленной продукции область входит в первую тройку регионов Центрального округа РФ, по совокупному показателю уровня социально-экономического развития занимает 11-е место в России. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область находится на четвертом месте (после Новгородской области, Москвы и Московской области) по уровню инвестиционных рисков (это означает, что риски здесь минимальные). А по показателю активности и благоприятности законодательства для инвесторов область шагнула на второе место. В беседе с корреспондентом "Эксперта" губернатор Анатолий Лисицын прокомментировал сегодняшнюю ситуацию, оценил проблемы и перспективы региона: - В девяносто первом году, когда я начинал свою работу, при областной Думе был создан экономический совет, в который вошли все руководители крупных предприятий области. Тогда мало кто из нас был готов к работе в условиях рынка, нам не хватало опыта, знаний, инициативы. Но даже тогда не было сомнений в том, что рынок - наше будущее, наш единственный шанс. Ведь у нас нет газа и нефти, нет золота и алмазов. У нас есть только интеллектуальный потенциал, открытость и раскрепощенность. Мы начали строительство рыночных отношений, не питая иллюзий по поводу возвращения к распределительной системе. С первого дня мы принялись восстанавливать связи, которые когда-то были налажены с другими областями и республиками, и это очень скоро дало нам ощущение уверенности, твердой почвы под ногами. Тогда мы создавали базу для сегодняшнего дня. - Какие приоритеты развития области вы себе определили? - Особенность нашей области в том, что есть мощный промышленный потенциал, но нет конечных видов продукции. Мы не производим тракторы, машины. И здесь есть определенная проблема, потому что это увеличивает цикл реализации и возврата средств. У нас в двухтысячном году была принята концепция развития инвестиционной привлекательности области на три года. Мы всегда считали, хотя эту мысль сложно было утвердить в обществе, что необходимы серьезные стратегические проекты, которые, как локомотивы, будут тянуть за собой экономику области. Не только формировать рабочие места, но и создавать имидж территории. Вот поэтому мы построили с финнами прекрасный Ледовый дворец, создали на базе военного аэропорта гражданский, который сейчас получил статус международного (в то время как в Костроме, Вологде, Иванове аэропорты за эти годы закрыли), строим мост через Волгу, который будет иметь четыре полосы движения и сможет пропускать до пятидесяти тысяч автомобилей в сутки. Это те факторы, которые формируют наш имидж. Но мы понимаем, что одно это инвестиций не привлечет, необходима хорошая законодательная база. Ее мы сделали совершенно открытой, приняли ряд законов, дали льготы, возможности, чтобы компании могли работать в рамках окупаемости проекта. В других регионах многие вопросы тяжело проходят через законодательное собрание, мы же ищем взаимопонимание с компаниями, и поэтому отечественные и иностранные инвестиции к нам идут. - А куда конкретно идут инвестиции? Выделяете ли вы отдельные направления инвестирования? - Инвестиции идут в различные отрасли. В промышленность, сельское хозяйство, экологию и туризм. Кстати, туризм - наша стратегическая линия. Мы понимаем, что надо не только развивать традиционные виды, но и осваивать новые: музейный, событийный, образовательный, экологический, оздоровительный. В последнее время, к примеру, стал развиваться деловой, спортивный и конгресс-туризм. Областную программу развития туризма мы определили шесть лет назад и постепенно по ней двигаемся. У нас есть что показать миру. В Ярославской области двести пятьдесят действующих музеев. Пока мы можем показать восемьдесят процентов того, что у нас есть. Создать привлекательную инфраструктуру, условия для развития туризма - это наша задача. Аэропорт сделали, теперь необходимо решать проблему гостиниц. Мы начали работать с правительством Москвы по программе строительства жилья в Ярославле и Рыбинске. В этом году начнем строить гостиницы в пяти городах - Ярославле, Ростове, Угличе, Переславле, Рыбинске. Все это даст толчок развитию туризма, который, по нашим расчетам, лет через десять - пятнадцать будет формировать до трети бюджета области. - Но сегодня именно промышленность формирует почти девяносто процентов доходов областного бюджета. Как вы относитесь к дискуссиям о необходимости выработки промполитики на уровне Федерации? - Я пытаюсь обратить внимание правительства на то, что надо решать вопрос концепции занятости в России. Ни слова не говорится сегодня о тех вещах, которые могут эту концепцию развалить или не дать ей возможности реализоваться. Это абсурд. Проблема промышленности в чем? Фактор, который сдерживает экономический рост, - производительность труда. В России сегодня она в пять раз меньше американской, наша продукция по трудозатратам не выдерживает никакой критики и конкуренции с любым западным аналогом. И в этой составляющей производительности труда есть человеческий фактор - излишняя численность персонала на промышленных предприятиях. Ее надо сокращать. Куда? Эта ниша свободна - малые и средние предприятия. Во всех развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет более половины, у нас - двенадцать процентов. На тысячу жителей во Франции приходится тридцать пять малых предприятий, в Америке - семьдесят шесть, а в Ярославской области - всего шесть, средняя российская норма. И они не развиваются. Это результат отсутствия в стране промполитики, политики в отношении малого бизнеса, политики в отношении инвестиций в перерабатывающие отрасли и малый бизнес и, конечно, отсутствие реформы банковской системы. Российская банковская система даже хуже украинской. Наши банки "беременны" деньгами, но получить эти деньги невозможно. Малый бизнес, долго обивая пороги, может получить кредит на год, но что за год сделаешь? А длинные кредиты дают лишь крупным корпорациям, структурам, у которых есть политическая поддержка и серьезные лоббисты. И вот результат: количество малых предприятий за последние два года даже уменьшилось. У себя в области мы пытаемся делать то, что должно делать правительство. Мы заложили статью в бюджете для поддержки субъектов малого бизнеса, из этой статьи гасим проценты по банковским кредитам, которые они берут на развитие бизнеса. Это небольшая помощь, но это все, что мы можем реально сделать. Вопросы помощи малому бизнесу в синтезе с реформой банковской системы должно решать правительство. - Не секрет, что губернаторы областей имеют достаточно рычагов влияния на руководителей крупных предприятий. Довольно часто бывает, что им в добровольно-принудительном порядке навязывают спонсорство тех или иных социально значимых проектов... - О каком спонсорстве может идти речь? Они платят налоги. Влияние на руководителей предприятий мы использовали в начале девяностых, когда они нам передавали "социалку": сети, жилье и коммунальную сферу. Тогда мы давили на них, требовали сдать ее в исправном состоянии. И сразу же приняли программу энергосбережения. Постарались максимально уйти от мазута, провели реконструкцию котельных, стали выбирать дешевые виды топлива: где дрова выгоднее - топим дровами, где углем топим, где торфом. И сегодня нас это спасает. Мы чувствуем себя комфортно в этой ситуации. Хотя понимаем, что без помощи государства коммунальную сферу в порядок не привести. - Если уж мы затронули коммунальную сферу: какие у вас вообще отношения с муниципальным уровнем власти? Многие ваши коллеги выступают против принципа выборности руководства местного уровня. - И я их понимаю. Вы думаете, от чего страдает экономика нашей страны? От того, что все избираются. Человек избранный автоматически на пятьдесят процентов становится политиком. Это аксиома. И получается, что, когда необходимо принять важное решение, он его не принимает, боясь потерять авторитет у кого-то, десять раз оглянется и подумает: а что скажут избиратели? Не пострадает ли его политический имидж? Поэтому приходит мысль о том, что на этом уровне должны работать нанятые менеджеры-профессионалы, особенно это касается городской сферы, сферы работы с инфраструктурой, назрела. Нельзя всех избирать и искусственно делать политиками. Государство исходит из идеологической предпосылки, что избираемость - это высшая форма демократии. Абсурд все это! К счастью, все эти годы у нас не было противоречий между губернатором и мэром областного центра, у нас выработана определенная позиция в этом отношении, и на все
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Viber
- Telegram
Комментарии: