Главное:

Идя навстречу пожеланиям трудящихся

Известия о том, что Центробанк России готовится к отказу от выпуска однокопеечных и пятикопеечных монет, появились около месяца назад. Свое желание избавиться от мелочи, финансисты, глядя в объективы телекамер честными глазами, объясняли тем, что копеечная мелочь никому мол не нужна – она мертвым грузом оседает в копилках. Между тем чеканка монет стоит дорого – получается, что государство тратит деньги на изготовление копеек, которые бессмысленно нести обратно в Центральный банк, их выгоднее сдать в металлолом. Штамповка одной копейки нынче обходится в 20 копеек, то есть в 20 раз больше номинала. Сейчас даже гривенник производить нерентабельно. И при этом, как сообщили финансисты, монеты достоинством в одну и пять копеек чуть ли не тоннами идут на переплавку, а из полученного таким образом металла нехорошие дядьки делают разные металлоизделия, которые потом продают за большие доллары.

Подхватившие тему телевизионщики тут же нашли множество людей из народа, которые в едином порыве поддержали предложение Центробанка. Использовали даже такой аргумент: на мелких монетах есть изображение Георгия Победоносца, и не дело, когда святой Георгий валяется под ногами (вопросом, почему при этом нельзя поменять рисунок на реверсе, никто как­то не задался).

Спору нет, существование мелочи оправдано только в том случае, если на нее можно что­нибудь купить. В свое время одну копейку стоила коробка спичек, за две можно было купить тетрадь, карандаш или поговорить по телефону­автомату. В сегодняшней России ни на одну, ни на пять, ни даже на 10 копеек нигде ничего купить нельзя. Поэтому тротуары зачастую буквально усыпаны копейками и пятачками. Кассиры в магазинах утверждают: их даже пенсионеры на сдачу не берут.

Но существует иное мнение. Некоторые финансисты считают, что поговорка «Копейка рубль бережет» актуальна и сегодня. Есть опасение, что отказ от копеек приведет к ускорению инфляционных процессов.

– Если мы говорим об укреплении рубля, то должны в первую очередь помнить о тех копейках, которые составляют его. У нас сегодня нет никаких оснований для того, чтобы дискредитировать нашу национальную валюту, – полагает депутат Госдумы РФ В. Кашин.

И это мнение не лишено оснований. К примеру, в магазинах развесной товар сегодня обязательно считается с копейками: попробуйте отрезать кусок колбасы ровно на 20 рублей. С копейками начисляются коммунальные платежи, плата за услуги связи. Минута Интернета, например, стоит 33 копейки. Если же решение об отмене копеек и пятаков будет принято, торговцы станут округлять цены в большую сторону, что немедленно скажется на кошельках малообеспеченных граждан.

Пока об этом мало кто задумывается: телевизионное промывание мозгов сделало свое дело. В этом мы убедились, поговорив с ярославцами на улицах города. Как оказалось, большинство весьма радушно встретило новость о планах Центробанка, более того, многие уже ждут конкретных действий по упразднению копеечной и пятикопеечной мелочи. Тот факт, что подобные действия могут привести к инфляции и росту цен, не смутил даже бабушку, просящую мелочь возле рынка.

– От этих копеек никакого проку. Их, даже если накопишь, в магазине принимают с неохотой и ворчаньем, – заметила она. – А мне ее просто сбрасывают прохожие.

Продавцы магазинов и киосков на остановочных комплексах тоже считают, что мелочь вообще не нужна, так как они и так округляют сумму на большинство товаров в большую сторону.

– С ними одна морока, – замечает одна из продавщиц. – У покупателей обычно мелочи не допросишься, даже на сдачу­то насобирать трудно. А бывают дни, когда она лежит мертвым грузом. В банк надо ездить, отвозить. Там тоже с этим делом так.., не очень вежливо.

– Сами подумайте, – втолковывает мужчина средних лет, – ведь если копейки выведут из оборота, исчезнут затраты на их производство. Государство получит возможность использовать средства в другой сфере. Конечно, Центробанк затеял очень опасное мероприятие, но должен заметить, полезное для обычных граждан. Возиться с этой мелочью – никакого удоволь­ствия. В маленьких магазинах иногда не принимают – у самих груды мелочи лежат, выбрасывать жалко – как­никак, это все­таки деньги. Однако их существование в нынешней ситуации совершенно не оправдано. Остается разве что откладывать в долгий ящик – вдруг изымут из обращения – будет что внукам показывать.

Единственным местом, где были не в восторге от планов Центробанка, оказалась... железная дорога. Там существует политика гибких цен, когда на каждый период устанавливается свой коэффициент индексации. Как будут обстоять дела с оплатой проезда, мы поинтересовались у Галины Крупиной, и.о. начальника отдела вокзалов Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров.

– К сожалению, этот вопрос я никак не могу прокомментировать, – говорит Галина Станиславовна. – По нашему графику индексации изменение ставок предусмотрено не только в рублях, но и в копейках. Ставки на 2007 год нам уже известны и также представлены в копейках...

В общем, несмотря на кажущуюся логичность предложения Центробанка, следует признать, что государство вновь начинает с гражданами не очень красивую игру. Уж сказали бы честно, что инфляция в стране не соответствует тем благостным цифрам, которые приводятся в официальных сообщениях.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n33u3/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость