Сергей ЯШИН: «Зритель сегодня ходит... на обезьян»

В академическом театре драмы имени Волкова народный артист России режиссёр Сергей Яшин приступил к репетициям нового спектакля-комедии по пьесе английского драматурга Брендона Томаса «Тётка Чарлея». Его премьерой в конце июня театр планирует завершить текущий театральный сезон.

Сергей Яшин в режиссёр­ском мире – фигура особая. Он не претендует на модную продвинутость, ни с кем не вступает в творческое соревнование, ничего не декларирует и нигде не митингует. Просто ставит спектакли, то есть занимается своим прямым делом, как выпускник ГИТИСа, ученик знаменитого мастера Андрея Гончарова. Имеет уважение к драматургическому слову, классическим сюжетам и традиционно-актёрской «подаче» спектакля. Ему удалось создать свой собственный режиссёрский почерк, стиль, а это по нынешним временам – редкость. Несмотря на свою «немодность», Сергей Иванович Яшин всегда был востребован весьма престижными театрами – ставил в Питерском БДТ, в «Современнике», у вахтанговцев, в Театре имени Маяковского. Теперь вот и у нас, в Ярославле, взялся за постановку «Тётки Чарлея».

О новом спектакле в частности и о жизни вообще мы и разговорились с Сергеем Ивановичем после одной из репетиций.

– Мне кажется, нужно быть бесконечно смелым художником, чтобы взяться за постановку пьесы, чья киноверсия – фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!» – до последней реплики заучена наизусть миллионами зрителей.

– Смелости тут нет никакой, потому что фильм существенно отличается от оригинала – пьесы, написанной в начале ХХ века, и категорически не совпадает в трактовке главного персонажа, которого в кино играет Александр Калягин. Лично мне как зрителю этого персонажа всегда было жалко: больной, страдающий одышкой немолодой человек, оказавшийся в безвыходной ситуации, выкручивается из последних сил, чтобы спастись от полиции. В центре же истории, которую написал Брендон Томас, – три студента Оксфордского университета, один из которых волею обстоятельств, желая помочь друзьям, и становится вымышленной тётушкой другого. Герои пьесы охвачены пожаром любви, и нет ничего прекраснее этого чувства. Мне кажется, разговор о любви всегда актуален.

– С театром имени Волкова много связано в вашей жизни…

– Много – не то слово. Начать нужно с того, что в далёких 60-х годах я учился в Ярославском театральном училище…

– Почему, кстати, вы остановили свой выбор именно на этом учебном заведении?

– Очень просто. Это было единственное училище в Совет­ском Союзе, куда принимали после восьмого класса, а мне так хотелось «в артисты», что сил заканчивать десятилетку у меня просто не было. И вот я приехал сюда четырнадцатилетним подростком с Дальнего Востока, с трудом поступил и… сразу получил предложение сыграть главную роль в пьесе Розова «Перед ужином», которая шла на сцене Волковского театра. Мы были ровесниками с персонажем – этим, очевидно, и был обусловлен режиссёрский выбор, который пал на меня. Играл с Владимиром Солоповым, Николаем Кузьминым, Татьяной Поздняковой. Позднее я сам поставил на этих подмостках «Горячее сердце» Островского, «Бешеные деньги». Более десяти лет этой труппой руководил мой близкий друг и одноклассник Владимир Боголепов, здесь играли мои учителя – те, кто воспитал меня… Словом, этот театр для меня – не чужой, и я для него, надеюсь, тоже.

– Кого мы увидим в «Тётке Чарлея»?

– Заняты великолепные артисты – Владимир Солопов, Игорь Сидоренко, Татьяна Иванова, замечательная молодёжь – Илья Коврижных, Семён Иванов, Ирина Наумкина, Ольга Старк.

– Художника вы привезли с собой из Москвы?

– Да, над оформлением спектакля работает моя дочь – Надежда Яшина. Её профессиональный почерк, вне наших род­ственных с нею связей, ярославские зрители уже смогли оценить ранее: Надежда оформляла спектакли «Дурочка», «Ревизор», «Спириты», которые занимали видное место в репер­туаре.

– В Москве, где вы уже почти два десятилетия руководите театром драмы имени Гоголя, тоже вместе работаете?

– Не только с нею, но и с женой, которая является в театре имени Гоголя главным художником. Развёл, знаете ли, семейственность…

– Редкая статья в Интернете обходится без шпильки в ваш адрес, дескать, режиссёрский стиль Яшина очень нравится публике и почти категорически не принимается критикой. Чьё мнение для вас важнее?

– Конечно, зрителей. Хотя, безусловно, грамотная и справедливая критика мобилизует силы и заставляет двигаться дальше. Хвалят ли Яшина, ругают ли – не в этом дело. Беда в том, что ушла когорта блестящих театральных критиков, которая искренне и глубоко любила театр. Сейчас всё – на потребу читателя, и критика зачастую сводится к тому, чтобы хлёстко размазать и облить грязью, а понять, услышать художника – это лишнее. Я, слава богу, прожил в театре долгую жизнь, и меня волнует мнение о моём творчестве лишь высокопрофессиональных людей, все остальные наскоки мне напоминают известную басню про моську, лающую на слона. Нехай клевещут!

– Что сегодня вас волнует как режиссёра, зрителя, просто человека?

– Мы живём в эпоху прагматизма: что мне полезно, то и истинно. Сегодняшняя «правда жизни» заключается в том, что материя первична и мы – активно развивающееся общество потребителей. Вы посмотрите, чем забит телеэфир, заполнены страницы периодики: призывом покупать, обогащаться, наслаждаться, копить или тратить деньги, брать, хватать, иметь, пить, жрать… Недавно академик Капица рассуждал о том, что сегодня, как никогда, насаждается учение Дарвина, гласящее, что человек произошёл от обезьяны, материя – первична. А это – величайшая из неправд. Человек создан Богом! Мы же сегодня не живём, а существуем согласно бизнес-плану, а в бизнес-план не входит понятие сострадания, товарищества, любви…

– Но вы не станете отрицать, что театр тоже подвержен конъюнктуре.

– Правильно, а что ему, бедному, остаётся, если его поставили в графу культурно-зрелищных учреждений, обслуживающих определённые потребности населения? Это ж додуматься надо: театр – учреждение по обслуживанию, как прачечная, баня, ресторан. Театр не может существовать в формате бизнес-планов, потому что искусство вообще, и театр в частности, занимается нравственными категориями, душой человека.

– Всё это так. Но вы – не просто свободный художник, вы долгое время возглавляете крупный репертуарный театр, и хотите вы этого или нет, но вынуждены думать о выживании в современных экономических условиях.

– Ну, во-первых, слава богу, пока есть дотации государства. А, во-вторых, зарабатывать можно по-разному. На что сейчас ходит зритель? На обезьян…

Недавно академик Капица рассуждал о том, что сегодня, как никогда, насаждается учение Дарвина, гласящее, что человек произошёл от обезьяны, материя – первична. А это – величайшая из неправд. Человек создан Богом! Мы же сегодня не живём, а существуем согласно бизнес-плану, а в бизнес-план не входит понятие сострадания, товарищества, любви…
– Простите...

– Можете назвать их звёздами, если хотите. У нас сейчас как? Два-три раза мелькнул на экране, и ты уже звезда, а то и вовсе мегазвезда. Мы же называем их попросту – обезьянами. На кого в первую очередь пойдёт невзыскательный зритель? На артиста, чьё лицо ему знакомо по телесериалам. Вот зачастую и можно услышать за кулисами: у тебя сколько обезьян занято? Три? Шикарно – полный сбор обеспечен.

– Я так понимаю, что вы имеете в виду антрепризу…

– Эти спектакли в большин­стве случаев не выдерживают никакой критики, они собраны «на живую нитку», без особых усилий и без затей. Нельзя же, в самом деле, репетировать антрепризный спектакль в течение полугода – когда же его окупать?

– Но мы-то с вами говорим о репертуарном театре.

– Театр есть отражение жизни, а в ней есть и драма, и трагедия, и комедия, и водевиль. Значит, всё это и нужно включать в репертуар, чтобы зритель мог и поплакать, и посмеяться, и подумать о вечном. Только настоящую драматургию, высокопрофессиональное актёрское и режиссёрское мастерство можно противопоставить нашествию попсы, которая, как тля, разъедает территорию искусства. Вы посмотрите, что сейчас творится? Звёзды на коньках, под куполом цирка, звёзды поют и танцуют, фабрики по производству звёзд, народных артистов… – полнейшая профанация искусства! Но почему-то никто об этом не задумывается. Пара месяцев репетиций, и шоу продолжается. Профессионалы отдают тем же конькам или занятию вокалом всю жизнь, присуждение звания народного артиста венчает десятилетия упорного труда, а, оказывается, ничего этого не нужно. Путь к вершине гораздо короче, и медийному, раскрученному эфиром лицу дозволено всё. Это сознательное развращение и актёра, и зрителя, и вообще искусства.

– С тех пор как театр имени Волкова осиротел, оставшись в одночасье без обоих руководителей, именно ваше имя чаще всего звучит в числе гипотетических претендентов на кресло главного режиссёра, и, надо признать, страсти в связи с этим разгораются нешуточные…

– Не я принимаю решения. Театр находится в федеральном подчинении, и решать будет Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Я могу сказать только за себя. Почему я принимаю такое участие в жизни театра? Это мой родной дом, и такое понятие, как память сердца, благодарность за всё, сделанное для меня в этих стенах, – не пустой звук. У меня есть определённые душевные обязательства перед театром имени Волкова, и не в моих правилах не возвращать долги. Буду ли я ставить здесь спектакли в качестве очередного режиссёра или курировать творческую программу театра, стану ли художественным руководителем – не мне решать. Посмотрим, как будет складываться жизнь.

– Возможна ли ситуация, при которой вы будете одновременно художественным руководителем и столичного театра имени Гоголя, и ярослав­ского Волковского театра?

– Такая ситуация возможна, и практика таких творческих совмещений достаточно известна. Олег Табаков, например, руководит двумя театрами, Сергей Арцибашев…

– Но, насколько мне известно, им не приходится разрываться между двумя городами.

– Адольф Шапиро успешно руководит ТЮЗами в Санкт-Петербурге и Самаре, Валерий Фокин курирует и Центр Мейерхольда в Москве, и Александринку в Питере… Словом, практика известная. Это может быть связано с тем, что ушло целое поколение мастеров режиссуры и не так многолюден кадровый корпус претендентов на должность руководителя театра. А ведь начальству хочется стабильно­сти…

– Не только начальству (в данном контексте – Федеральному агентству), но и самому театру!

– И ему тоже. Вопрос решается, и для меня не новость, что к моей кандидатуре относятся неоднозначно. Любой новый человек на руководящей должности воспринимается именно так, иначе и быть не может.

– Вы – жёсткий руководитель?

– Нельзя театром руководить не жёстко. Это – добровольная диктатура (я имею в виду ситуацию в театре имени Гоголя). Главное профессиональное качество режиссёра и художественного руководителя – наличие творческой воли, а это понятие автоматически программирует достаточно жёсткое существование. Это как в семье: кто-то должен быть старшим и брать на себя ответственность за всё, что происходит.

– Как вы относитесь к актёрским халтурам? Ведь актёры столичных театров чаще провинциальных коллег принимают участие в антрепризах, снимаются в сериалах…

– Я как руководитель не могу заставить актёра жить исключительно на театральное жалованье, положенное ему по штатному расписанию. Но обо всём можно договориться по-человечески. У нас нет жёстких контрактов, как на Западе: если по твоей вине отменили спектакль – плати неустойку, но и ты будь любезен о своём возможном отсутствии предупредить заранее, чтобы утрясти репертуар, поставить замену и так далее.

– До недавнего времени по уставу Волковского театра первым должностным лицом был директор. Однако я слышала, что конкретно под вашу кандидатуру в Федеральном агентстве даже устав согласны переписать (если уже не переписали), согласно которому главным становится художественный руководитель. Это – правда?

– Среди имеющихся планов и прожектов есть и такой, но пока приказ не подписан, говорить об этом рано. Хотя я эту информацию не опровергаю, давайте не будем гадать на кофейной гуще.

– И всё-таки простите за назойливость: если вам поступит такое предложение, вы примете его?

– Повторюсь: не говори гоп, пока не перепрыгнешь… Вот я сейчас отвечу «да, приму» и нарвусь на вполне справедливую «оплеуху»: здрасьте, пожалуйста, ему никто ничего не предлагал, а он уже соглашается налево-направо… Безвременный уход из жизни двух руководителей театра я воспринимаю как личную боль, всё происходящее с этим театром – это и моя беда тоже. Я искренне и бескорыстно готов подставить плечо в трудную минуту, потому что кто, если не я? Что касается всего остального, то хочется вспомнить слова русского поэта Михаила Кузмина «случится всё, что предназначено, вожатый нас ведёт».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n38mb/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость