-
Там всегда побеждает добро

Там всегда побеждает добро

Солдатская кукла
Во дворец «Петрушка» переехал два с половиной года назад из центра досуга «Цветочный». Спектакли играют в малом зале, кукольный музей расположился рядом. Театр влился в систему ДК: в постановках заняты его взрослые артисты, художественные коллективы, специалисты обеспечивают костюмы и реквизит, музыку и свет... Но дети сами делают куклы, с которыми выступают: любят их и берегут. Это часть педагогической системы Николая Николаевича Гузаева, создателя «Петрушки».
А не произошло бы ничего такого, кабы не впечатления детства самого Николая Николаевича. Дальнейшее покажется слишком театральным, но ничего не поделаешь - так было. Когда война закончилась, Коле Гузаеву исполнилось пять лет, а его отец служил в Латвии. Поблизости на авторемонтном заводе работали расконвоированные пленные. В свободное время делали для детей игрушки - за хлеб. Коля познакомился с пожилым немцем, который немножко знал по-русски. Он выстругал куклу-марионетку - гнома с добрым лицом, будто из сказок братьев Гримм.
Потом Коля увидел диснеевский фильм «Белоснежка и семь гномов», «Репка» - спектакль Рижского театра кукол, «Гусёнок» - Ленинградского. И с тех пор везде устраивал представления. В дровяном сарае - в военном городке, где жила семья. В Белоруссии, в кружке театра кукол при Доме пионеров. В Угличе, куда переехали Гузаевы, при Доме пионеров кружка не было - он его создал. В Ярославском пединституте, когда учился на биофаке, завёл театр кукольных миниатюр «Сатирикон». Ходил учиться к Александре Константиновне Шкоропад, режиссёру Ярославского театра кукол. Начал преподавать в угличской школе № 5 - и при клубе машиностроителей открыл театр.
Советы Образцова
В 1983 году кафедра изобразительного искусства Института художественного воспитания Академии педагогических наук разрабатывала программу для общеобразовательных школ. Её испытывали на пяти творческих площадках, Ярославская область участвовала - Николай Николаевич отправился учиться в Москву. В программе для третьего класса полагался кукольный театр. Трём педагогам предложили смотреть репетиции в Государственном центральном театре кукол, которым руководил Сергей Владимирович Образцов. В число избранных попал Гузаев. Он побывал на нескольких занятиях в классе, где стажируются актёры. Однажды к ним пришёл сам великий Образцов: полтора часа рассказывал, отвечал на вопросы и подарил Николаю Николаевичу свою книгу с автографом. Теперь её нет - кто-то взял почитать и до сих пор читает. Но Гузаев купил себе такую же - без автографа, конечно.
В репертуаре «Петрушки» есть спектакль, поставленный к 60-летнему юбилею Победы. Николай Николаевич искал сюжет, близкий взрослым и детям. У белорусского прозаика и драматурга Михаила Шелехова прочитал сказку «Солдатская кукла» - чем-то она напоминает ту, из его детства. Действие разворачивается в наши дни и в прошлом. Бабушка перебирает игрушки, находит старую, подаренную солдатом - выстругана из толстой ветки, одежда из коры, косы из бинтов. Показывает внучке и рассказывает о приключениях куклы на войне. Когда деревню захватывают враги, игрушки оживают и участвуют в борьбе. Спектакль весёлый, смешной. Натурализма нет, слова «убить» тоже - боевиков по телевизору хватает, считает Николай Николаевич. А доходит до драки - захватчиков лупят в стиле Карабаса-Барабаса. Надо ли говорить, что добро побеждает?
Играйте вовремя
Странное сейчас время - детям не рассказывают сказки. Позабыли, что «сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок». Можно выразиться иначе - это матрица: спрессованная система образов, переданная от предков потомкам, которая формирует их представления о мире и жизни. Детей стали много учить всякой всячине, а наиграться вовремя не дают. Они вырастают и начинают играть в то, что увидели по телевизору. Или рвутся в вузы, где учат на актёров. Бедные! Только четырём процентам выпускников статистика обещает успех.
«Петрушка» избавляет самодеятельных актёров и зрителей от этих напастей. Они играют и фантазируют, пробуя разные роли. В театре занимается уже второе поколение - дети первых исполнителей, а третье - внуки - смотрит. Николай Николаевич принимает в труппу разных ребят, неблагополучных тоже - им, пожалуй, это всего нужней. Сейчас у него 21 актёр - от 9 до 17 лет: от второклассницы Полины Лебёдкиной до выпускницы Оксаны Вишняк, которую у них зовут Вишенка. Детишки до 9 лет в актёры не годятся: так вживаются в образы, что заигрываются на сцене. Они - зрители. С методистами детских садов режиссёр обсуждает, что можно показывать, а что нельзя: какая должна быть Баба Яга - движения, мимика, одежда, чтобы не испугать ребёнка.
Многие спектакли живут в театре с его основания. Первый, показанный 2 января 1974 года в Доме пионеров, был «Подарок» по сценарию Нины Владимировны Гернет. Сюжет - проще некуда: мальчик гуляет со своим щенком и подбирает брошенного котёнка. Их взаимоотношения дома, включая мышей, которых изображают зрители. Роли исполняли Миша Тюрин (сейчас работает в угличских реставрационных мастерских), Люба Платонова (стала врачом), Саша Мамалыга (сотрудник московской фирмы по электронике) и Володя Щёголев, которого уже нет в живых.
С той поры персонажи - Щенок и Котёнок - выросли, стали сквозными образами нескольких постановок «Приключений кота Мурзика и его друзей», «Приключения Кота Котофеича» и нового спектакля «Кот и Пёс». Без них, постоянно находящихся рядом с людьми, невозможно осмыслить экологическую тему в городских условиях. А она - главная в творчестве «Петрушки»: животные присутствуют в сценарии «Бяша», «Заюшкина избушка», которые театр показывает во время игровых программ «Здравствуйте, дети!» в садах, в летних пришкольных лагерях, ездит с ними на гастроли по району. Жаль, что не зовут пока на театральные фестивали. А Николай Николаевич вскоре хочет поставить первую пьесу, увиденную им в детстве: у «Гусёнка» нынче юбилей - 75 лет на сцене, и 105 лет его создателю Нине Владимировне Гернет.
Истина в вертепе
Время идёт - 35 лет назад кто думал, что «Петрушка» будет существовать так долго? Уже давным-давно произошёл в его истории драматический момент: выезжали из помещения клуба - и пришлось раздать кукольное хозяйство по рукам. Теперь стараются вернуть в театральный музей. Хранители принесли перчаточные куклы, подаренные «Петрушке» рыбинским театром в 1974 - 1975 годах. Они использовались в спектаклях «Лесная сказка», «Обезьянка», «Таинственный гиппопотам». Николай Николаевич дал объявление в газете: принимает всё, имеющее отношение к кукольному театру. В музее есть выставки об истории кукольных представлений с древнейших времён. Экспонаты - Пульчинелла, Полишинель, Панч... Можно узнать про скоморохов. И - «Куклы на войне»: о выступлениях театров на фронтах, поддержании боевого духа, о детях, которые ходили с концертами по госпиталям.
Несколько лет для «Петрушки» сооружают классический образец вертепного театра: деревянные фигуры приводятся в движение по пазам в ящике. В прошлые века вертепщики ходили с такими по людным местам - и народ сбегался смотреть сцены на библейские сюжеты, сатирические интермедии, разыгранные под знакомые мелодии. Для угличского вертепа готова часть фигур - два ангела, смерть, ягнёнок, старик. Не хватает царя, стражника, Наполеона... Когда все будут в сборе, можно начинать представления. Но зачем, когда в каждой квартире есть ящик - телевизор? Кто знает...

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber