Симфонический оркестр – сердце филармонии
Когда в 1956 году на партсобрании музыканты задали вполне резонный вопрос «А нужны ли мы Ярославлю?», художественный руководитель филармонии Николай Григорьевич Грунский в поисках дирижёра поехал в Москву, где летом 1957 года состоялся Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.
Там с триумфом выступил оркестр Саратовской консерватории под управлением Юрия Арановича. Успех молодого дирижёра был столь грандиозен, а его незаурядный талант столь очевиден, что Аранович сразу же получил несколько предложений, но предпочёл Ярославль.
С 1957 по 1964 год он был главным дирижёром и художественным руководителем Ярославского симфонического оркестра, и коллектив стал одним из лучших в стране.
После отъезда Арановича в 1964 году в Москву оркестр остался на попечении второго дирижёра В. Е. Мазина. В это время, по словам музыкантов, коллектив «размагнитился». Резко упала дисциплина, что не могло не сказаться на качестве работы.
В начале 1965 года главным дирижёром и художественным руководителем оркестра стал народный артист Северо-Осетинской АССР Павел Арнольдович Ядых. Он мастерски владел искусством дирижирования, превосходно знал возможности музыкальных инструментов. Его репетиции проходили интересно, как вспоминают музыканты, на одном дыхании, чему способствовало присущее ему незаурядное чувство юмора.
Но П. Ядых пришёл в очень неудачное для нового дирижёра время: ещё слишком сильным было впечатление от обаяния личности Арановича. Павел Арнольдович занял жёсткую позицию: сделать всё, чтобы ничто не напоминало о его предшественнике. Оркестр раскололся. Дело дошло до того, что в знак протеста из коллектива ушла группа талантливых музыкантов. Проработав в оркестре около четырёх лет, П. Ядых ушёл.
Сезон 1969 – 1970 годов открылся с исполняющей обязанности главного дирижёра Камиллой Александровной Кольчинской. Однако в руководстве филармонии была сложная обстановка. Музыканты отмечали, что такого «урожая на конфликты» ещё никогда не было. Молодому дирижёру было трудно поддерживать дисциплину в оркестре. Это не могло не сказаться на работе творческого коллектива, и как следствие началось постепенное угасание интереса ярославцев к симфонической музыке.
И всё же оркестр, пополнившийся девятью молодыми музыкантами, продолжал работать над новыми программами, особое внимание уделялось работе с юными слушателями. Так, в декабре 1968 года состоялся первый концерт абонемента «Филармония юного слушателя».
Около года оркестром руководил Юрий Александрович Перцев, но он не нашёл общего языка с музыкантами.
Весной 1970 года на пост главного дирижёра заступил Даниил Юльевич Тюлин, лауреат всесоюзного конкурса. Это был опытный дирижёр, известный и за рубежом. С ним оркестр подготовил несколько интересных программ, но, как отмечалось на художественном совете, надо было более активно обновлять репертуар. В 1971 году Д. Тюлин безвременно ушёл из жизни, и оркестр «осиротел» более чем на год.
Но вот наступила долгожданная пора постоянства: с декабря 1972 года в течение одиннадцати лет оркестром руководил Виктор Наумович Барсов. Он был неплохим аккомпаниатором, и в Ярославль зачастили знаменитые исполнители: М. Ростропович,
Г. Вишневская, Л. Коган... Большое место в репертуаре оркестра занимали произведения советских композиторов. Так, в концерте, посвящённом тридцатилетию оркестра, впервые был исполнен Второй фортепианный концерт Т. Хренникова, солировал автор.
По инициативе В. Н. Барсова в мае 1981 года был проведён первый Всероссийский фестиваль оперной музыки имени Л. В. Собинова. Однако когда между дирижёром и оркестрантами наметилось противостояние, местные власти и руководство филармонии встали на сторону коллектива.
В эти же годы вторыми дирижёрами были Юрий Павлович Никоненко и Игорь Алексеевич Головчин. Никоненко обладал яркой индивидуальностью и пользовался большим успехом у слушателей. Ему принадлежит инициатива создания абонемента классической музыки для работников Ярославского моторного завода.
Игорь Алексеевич Голов-чин, проработавший в Ярославле сравнительно недолго, оставил одно из самых ярких и добрых воспоминаний. Е. И. Синагоф, присутствовавшая на его первом концерте в Ярославле, вспоминала, что при первых звуках оркестра по залу пронёсся шёпот: «Второй Аранович». Слушатели сразу уловили сходство двух замечательных дирижёров: оба были романтики.
В то время были чрезвычайно популярны субботние концерты под открытым небом на набережной возле памятника Н. А. Некрасову, которые стали настоящими праздниками музыки для ярославцев. Слушателей собиралось больше, чем в зале филармонии. Дирижировали, как правило, Олег Андреев и Михаил Щербаков.
Какое-то время помощником дирижёра работал единственный в России ученик
Ю. Арановича Михаил Вениаминович Успенский, одновременно руководивший оркестром музыкального училища.
Сменивший Барсова на посту главного дирижёра Тимур Мынбаев задержался в Ярославле всего на полгода. После него главным дирижёром оркестра стал Владимир Александрович Понькин, лауреат международного конкурса. Оркестранты вспоминают, что работать с ним было легко и приятно. Но и он в Ярославле задержался ненадолго.
Владимира Понькина сменил Владимир Ефимович Вайс. Это был образованнейший человек и замечательный музыкант с большим опытом работы. Но к тому времени оркестр, видимо, устал от «мелькания» своих дирижёров и дирижёров-гастролёров, среди которых были такие выдающиеся музыканты, как М. Ростропович, Д. Китаенко, К. Элиасберг, Неэме Ярви. Устал коллектив и от других проблем: старые инструменты, низкая зарплата, бездарная работа администрации филармонии. Городские власти по-прежнему не выделяли жилья для музыкантов, отсюда и хроническая недоукомплектованность. («Шесть скрипачей не могут играть за двенадцать», – сказал в одном из интервью Вайс.) Всё это привело к тому, что оркестр сдал свои позиции как один из лучших коллективов страны.
«Нужна продуманная программа спасения симфонического оркестра», «бедственное положение оркестра», «ярославский оркестр «тает», и изменить я ничего не могу» – это цитаты из интервью маэстро, опубликованном в газете «
А ведь коллектив обладал большим творческим потенциалом, в нём работали замечательные музыканты: А. Швайнштейн, В. Шнайдман, И. Ефремов, В. Хробыстов, О. Бунимович, В. Самусев, Е. Аносов,
М. Заварский, Д. Левашов,
И. Горзальчик, Н. Дроздов,
П. Федьков, А. Дусман.
Но ушёл и Вайс. Его сменил Имант Янович Коциньги. При нём дело дошло до того, что часть оркестрантов объявила бойкот дирижёру. «Не пели скрипки, и гобой молчал» – под таким загадочно-грустным заголовком была опубликована заметка в газете «Северный край».
И вот наконец-то свершилось! Дирижёрская палочка Мурада Атаевича Аннамамедова оказалась счастливой для Ярославского симфонического оркестра. Музыковед Татьяна Николаевна Голланд писала в ноябрьском номере журнала «Музыкальная жизнь» за 1999 год: «Всего за пять лет Мурад Аннамамедов достиг великолепных результатов... Полнокровной жизнью живёт сегодня первый в России Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр».
Один из музыкантов назвал симфонический оркестр сердцем филармонии, и так хочется, чтобы это сердце было здоровым и сильным, а билось трепетно и нежно.
Комментарии: