Главное:
Симфонический оркестр – сердце филармонии

Симфонический оркестр – сердце филармонии

Когда в 1956 году на партсобрании музыканты задали вполне резонный вопрос «А нужны ли мы Ярославлю?», художественный руководитель филармонии Николай Григорьевич Грунский в поисках дирижёра поехал в Москву, где летом 1957 года состоялся Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.
Там с триумфом выступил оркестр Саратовской консерватории под управлением Юрия Арановича. Успех молодого дирижёра был столь грандиозен, а его незаурядный талант столь очевиден, что Аранович сразу же получил несколько предложений, но предпочёл Ярославль.
С 1957 по 1964 год он был главным дирижёром и художественным руководителем Ярославского симфонического оркестра, и коллектив стал одним из лучших в стране.
После отъезда Арановича в 1964 году в Москву оркестр остался на попечении второго дирижёра В. Е. Мазина. В это время, по словам музыкантов, коллектив «размагнитился». Резко упала дисциплина, что не могло не сказаться на качестве работы.
В начале 1965 года главным дирижёром и художественным руководителем оркестра стал народный артист Северо-Осетинской АССР Павел Арнольдович Ядых. Он мастерски владел искусством дирижирования, превосходно знал возможности музыкальных инструментов. Его репетиции проходили интересно, как вспоминают музыканты, на одном дыхании, чему способ­ствовало присущее ему незаурядное чувство юмора.
Но П. Ядых пришёл в очень неудачное для нового дирижёра время: ещё слишком сильным было впечатление от обаяния личности Арановича. Павел Арнольдович занял жёсткую позицию: сделать всё, чтобы ничто не напоминало о его предшественнике. Оркестр раскололся. Дело дошло до того, что в знак протеста из коллектива ушла группа талантливых музыкантов. Проработав в оркестре около четырёх лет, П. Ядых ушёл.
Сезон 1969 – 1970 годов открылся с исполняющей обязанности главного дирижёра Камиллой Александровной Кольчинской. Однако в руководстве филармонии была сложная обстановка. Музыканты отмечали, что такого «урожая на конфликты» ещё никогда не было. Молодому дирижёру было трудно поддерживать дисциплину в оркестре. Это не могло не сказаться на работе творческого коллектива, и как следствие началось постепенное угасание интереса ярославцев к симфонической музыке.
И всё же оркестр, пополнившийся девятью молодыми музыкантами, продолжал работать над новыми программами, особое внимание уделялось работе с юными слушателями. Так, в декабре 1968 года состоялся первый концерт абонемента «Филармония юного слушателя».
Около года оркестром руководил Юрий Александрович Перцев, но он не нашёл общего языка с музыкантами.
Весной 1970 года на пост главного дирижёра заступил Даниил Юльевич Тюлин, лауреат всесоюзного конкурса. Это был опытный дирижёр, известный и за рубежом. С ним оркестр подготовил несколько интересных программ, но, как отмечалось на художественном совете, надо было более активно обновлять репертуар. В 1971 году Д. Тюлин безвременно ушёл из жизни, и оркестр «осиротел» более чем на год.
Но вот наступила долгожданная пора постоянства: с декабря 1972 года в течение одиннадцати лет оркестром руководил Виктор Наумович Барсов. Он был неплохим аккомпаниатором, и в Ярославль зачастили знаменитые исполнители: М. Ростропович,
Г. Вишневская, Л. Коган... Большое место в репертуаре оркестра занимали произведения советских композиторов. Так, в концерте, посвящённом тридцатилетию оркестра, впервые был исполнен Второй фортепианный концерт Т. Хренникова, солировал автор.
По инициативе В. Н. Барсова в мае 1981 года был проведён первый Всероссийский фестиваль оперной музыки имени Л. В. Собинова. Однако когда между дирижёром и оркестрантами наметилось противостояние, местные власти и руководство филармонии встали на сторону коллектива.
В эти же годы вторыми дирижёрами были Юрий Павлович Никоненко и Игорь Алексеевич Головчин. Никоненко обладал яркой индивидуальностью и пользовался большим успехом у слушателей. Ему принадлежит инициатива создания абонемента классической музыки для работников Ярославского моторного завода.
Игорь Алексеевич Голов-чин, проработавший в Ярославле сравнительно недолго, оставил одно из самых ярких и добрых воспоминаний. Е. И. Синагоф, присутствовавшая на его первом концерте в Ярославле, вспоминала, что при первых звуках оркестра по залу пронёсся шёпот: «Второй Аранович». Слушатели сразу уловили сходство двух замечательных дирижёров: оба были романтики.
В то время были чрезвычайно популярны субботние концерты под открытым небом на набережной возле памятника Н. А. Некрасову, которые стали настоящими праздниками музыки для ярославцев. Слушателей собиралось больше, чем в зале филармонии. Дирижировали, как правило, Олег Андреев и Михаил Щербаков.
Какое-то время помощником дирижёра работал единственный в России ученик
Ю. Арановича Михаил Вениаминович Успенский, одновременно руководивший оркестром музыкального училища.
Сменивший Барсова на посту главного дирижёра Тимур Мынбаев задержался в Ярославле всего на полгода. После него главным дирижёром оркестра стал Владимир Александрович Понькин, лауреат международного конкурса. Оркестранты вспоминают, что работать с ним было легко и приятно. Но и он в Ярославле задержался ненадолго.
Владимира Понькина сменил Владимир Ефимович Вайс. Это был образованнейший человек и замечательный музыкант с большим опытом работы. Но к тому времени оркестр, видимо, устал от «мелькания» своих дирижёров и дирижёров-гастролёров, среди которых были такие выдающиеся музыканты, как М. Ростропович, Д. Китаенко, К. Элиасберг, Неэме Ярви. Устал коллектив и от других проблем: старые ин­струменты, низкая зарплата, бездарная работа администрации филармонии. Городские власти по-прежнему не выделяли жилья для музыкантов, отсюда и хроническая недоукомплектованность. («Шесть скрипачей не могут играть за двенадцать», – сказал в одном из интервью Вайс.) Всё это привело к тому, что оркестр сдал свои позиции как один из лучших коллективов страны.
«Нужна продуманная программа спасения симфонического оркестра», «бедственное положение оркестра», «ярославский оркестр «тает», и изменить я ничего не могу» – это цитаты из интервью маэстро, опубликованном в газете «Северный край» от 31 мая 1991 года. Сбывалось предсказание его предшественника: «У вас ничего не получится. В городе оркестр не нужен. Я пробовал».
А ведь коллектив обладал большим творческим потенциалом, в нём работали замечательные музыканты: А. Швайнштейн, В. Шнайдман, И. Ефремов, В. Хробыстов, О. Бунимович, В. Самусев, Е. Аносов,
М. Заварский, Д. Левашов,
И. Горзальчик, Н. Дроздов,
П. Федьков, А. Дусман.
Но ушёл и Вайс. Его сменил Имант Янович Коциньги. При нём дело дошло до того, что часть оркестрантов объявила бойкот дирижёру. «Не пели скрипки, и гобой молчал» – под таким загадочно-грустным заголовком была опубликована заметка в газете «Северный край».
И вот наконец-то свершилось! Дирижёрская палочка Мурада Атаевича Аннамамедова оказалась счастливой для Ярославского симфонического оркестра. Музыковед Татьяна Николаевна Голланд писала в ноябрьском номере журнала «Музыкальная жизнь» за 1999 год: «Всего за пять лет Мурад Аннамамедов достиг великолепных результатов... Полнокровной жизнью живёт сегодня первый в России Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр».
Один из музыкантов назвал симфонический оркестр сердцем филармонии, и так хочется, чтобы это сердце было здоровым и сильным, а билось трепетно и нежно.

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость