«...Опекушин выставил бюст Комисарова»

Автор статьи Ольга Анатольевна Давыдова родилась в Некрасовском районе Ярославской области. Сейчас живет в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ. В студенческие годы проходила практику и печаталась в ярославских газетах, в том числе в «Северном рабочем». На протяжении многих лет занимается изучением жизни и творчества скульптора Опекушина. Автор книги «Академик из крепостных» (Ярославль, 1991).

В прохладный день 17 сентября 1869 года в Санкт-Петербурге открылась академическая выставка. Среди других – работы никому тогда не извест-ного свободного художника Александра Михайловича Опекушина. «...Имею честь покорнейше просить Совет Императорской академии художеств об удостоении меня за эти работы званием классного художника 3-й степени», – писал скульптор в своем прошении.

Работы Опекушина академический совет оценил по достоинству. Через полтора месяца ему было присвоено звание классного художника 2-й степени.

Об этой выставке сохранились воспоминания художника Рафаила Сергеевича Левицкого. Уже на следующий день, 18 сентября, он писал Василию Дмитриевичу Поленову в Москву: «Выставка открыта с вчерашнего дня, публики мало которая тоже недовольна выставкой. Говорил ли я тебе про бюст самого Микешина, вылепленного каким-то Опекушиным, вещь замечательная по работе и сходству... Тот же Опекушин выставил бюст Комисарова» (пунктуация и орфография автора письма. – О. Д.).

Кто же такой Комисаров и почему он стал героем опекушинского произведения? Однозначно, что не случайно.

Осип Иванович был известным в Петербурге человеком – спас от смерти самого российского императора! Не последнюю роль сыграло и то, что Комисаров был почти земляком Опекушина: первый – родом из Костромской губернии, второй – из Ярославской. Село Рыбницы, в округе которого родился великий скульптор, неподалеку от родной губернии царского спасителя.

Весенним утром, 4 апреля 1866 года, в день своих именин, Осип Комисаров оказался в толпе зевак у Летнего сада, где гулял государь. Вскоре царь подошел к коляске, надевая шинель. Внезапно внимание Комисарова привлек стоявший рядом молодой человек. Незнакомец вынул пистолет и стал целиться в царя – Осип с силой толкнул руку террориста вверх...

На несостоявшегося убийцу накинулась разъяренная толпа. Подоспевшие полицей-ские и жандармы еле спасли его от самосуда. По команде генерал-адъютанта Э. И. Тотлебена террориста (а это был студент Дмитрий Каракозов) вместе со свидетелями отвели в полицейский участок. Там и выяснилось, какую роль в этом событии сыграл Осип Иванович.

Никому не известный петербуржец проснулся наутро знаменитым.

Осип Иванович Комисаров родился в селе Молвитине Буйского уезда Костромской губернии. В детские годы был отдан в учение к петербургскому шляпному мастеру Седову. В 25 лет стал подмастерьем шапочных дел мастера. Получаемых средств было достаточно, чтобы содержать семью, и Осип женился на крестьянской девице Елизавете Ивановне. Все в семье молодых складывалось довольно гладко, подрастала дочка. На момент события, круто изменившего судьбу Комисарова, ей было восемь месяцев.

Весть о том, что царя спас простой русский мужик, разнеслась по Петербургу моментально. Уже вечером 4 апреля новоиспеченный герой присутствовал на приеме в Зимнем дворце, где его поблагодарил сам государь император, а потом прикрепил к груди Осипа орден Святого Владимира IV степени. Тут же героя возвели в потомственные дворяне и присвоили двойную фамилию Комисаров-Костромской. А императрица подарила супруге Осипа золотые серьги с бриллиантами и сама вдела их в уши.

Спасителя прославляли весь апрель. Устраивали торжественные обеды с его участием. Александр II пожаловал Осипу пожизненную пенсию в 3 тысячи рублей. К ордену Святого Владимира добавились орден Почетного легиона от французского императора и Командирский крест ордена Франца-Иосифа от императора Австрии. В честь Комисарова на российском монетном дворе была отчеканена монета. Не исключено, что именно в эти дни Опекушин начал работу над бюстом царского спасителя – нетрудно убедиться, что и монета, и бюст выполнены с одного и того же портрета или фотографии. Костромской помещик Борщов оформил на имя своего прославившегося земляка дарственную на 784 десятины земли по реке Костроме. Была даже идея собрать по всей России деньги и на них купить Комисарову имение, назвав его «Домнино второе».

В конце мая Комисарова пригласили на открытие часовни на месте покушения. В этом же году в «знак глубочайшего уважения к имени соотечественника, спасшего драгоценнейшую жизнь Государя Императора», Осипа Ивановича удостоили званий почетного гражданина Москвы и Санкт-Петербурга.

А затем о царском спасителе стали вспоминать все реже. Правда, спустя год после покушения Тотлебен определил его юнкером во второй лейб-гусарский Павлоградский полк, в котором Осип Иванович прослужил до 1877 года. В чине ротмистра вышел в отставку, поселился в пожалованном ему имении на Полтавщине, где и умер в 1892 году всеми забытый...

Комисаров не был публичным человеком, не умел красиво говорить. Это не позволило ему на гребне славы изменить привычный образ жизни, он так и не превратился в светского человека.

Долгое время оставалась неизвестной судьба бюста Комисарова-Костромского, выполненного Опекушиным. И вот недавно автору этих строк попались на глаза записки московского библиофила, опубликованные в журнале «Наше наследие». В них упоминается «бюст Комисарова, того, кто спас императора Александра II от выстрела Каракозова в 1866 году». Не исключено, что именно он демонстрировался на академической выставке в 1869 году.

Мне удалось отыскать московского писателя Георгия Михайловича Калинина, который приобрел некий бюст Комисарова за 15 рублей в конце 1970х годов в Москве. Заметим, что единый проездной в столице в то время стоил 6 рублей. Недорого же приемщики оценили скульптурный портрет царского спасителя! А то, что это он, не вызывает сомнений: на передней части постамента надпись: КОМИСАРОВЪ, чуть ниже – КОСТРОМСКОЙ. Скорее всего, на оценку повлиял внешний вид бюста: на верхней части головы и на основании видны вмятины. Похоже, прежние хозяева использовали его в качестве молотка: кололи орехи или что-то забивали. Да и сам бюст очень миниатюрный: высота его вместе с пьедесталом немногим более 24 сантиметров.

Не исключено, что оригинал мог быть значительно больше. Это же одна из уменьшенных тиражированных отливок, сделанных по горячим следам для продажи.

К сожалению, как ни исследовали мы с Георгием Михайловичем бюст миллиметр за миллиметром, имени автора не обнаружили. То, что автор – Александр Михайлович Опекушин, строго говоря, можно только предполагать. Есть надежда, что точный ответ на этот вопрос даст время.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3gjl/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость