Гадание на полене
Музей в деревне Мартыново, где работают уже восемь экскурсоводов, за прошлый год посетили 7600 человек, хотя он далеко от городов – у тверской границы. А за первые дни января там уже побывали почти 300 туристов. В основном это москвичи, совершающие поездку в Углич или Мышкин. В Мартынове они проводят два часа. В новогодние праздники им предлагали программу со старинными кацкими обрядами.
Во дворе музея стоит елка. Гляженные (слово диалектное, так называются туристы) ее убанчивают (привязывают лоскутки материи), при этом загадывая желания. Украшать елку у кацкарей принято яичной скорлупой. Но тут этого не делают: уж очень много бы потребовалось – дерево большое, метра три. Дальше в программе – коменничанье (фольклорная игра). Предлагают две: «Дарома, да не больне» (хорошо-то хорошо, да ничего хорошего) и «Как Тит Агашку искал» (любовный сюжет). Действо интерактивное (это диалектное слово означает вовлечение зрителей в спектакль). Пробовали музейщики и другие игры. Но деревенский юмор не всегда воспринимают гляженные из городов. Не прижился «Прокунной покойник» (который нигде не пропадет) – производил мрачное впечатление, хотя усопший это мнимый и вполне дееспособный.
На святках туристам предлагали погадать. Для этого в кацкой избе много таинственных углов – в горенке, на кухне, в сенях, во дворе... У печки можно выбрать полено и узнать, какой год предстоит: попадется корявое – богатый, гладкое осиновое – бедный, а если сучки на нем – определить по их числу, сколько желаний сбудется. В прежние времена для чистоты опыта полагалось украсть полено из чужого дровяника. Делали это девки и по сучкам считали, сколько детей у них будет в замужестве. Под печкой живет домовой, которого тоже можно попросить об исполнении мечты. Иные гляженные пытаются его умилостивить и дарят конфеты. Есть еще гадание по книге – какая строчка выпадет по названному числу. Для этого предлагается «Моя кацкая Русь» – там забавного и печального много.
Но, пожалуй, самое таин-ственное – угадать имя куклы. У кацкарей не положено тосковать по умершим. Когда не получается, можно купить куклу, дать ей имя усопшего, и частица его души будет жить в ней. Такие «игрушки» стоят в кацких домах, к ним никто не прикасается. Это языческий обычай, ученые-этнографы, посетившие Кацкий стан, удивлялись, что он сохранился. И вот если посторонний человек угадает имя куклы, она исполнит его желание. В музее одна такая есть – ее купила женщина вместо умершей сестры, а когда сама состарилась, отдала сюда на сохранение. Был случай – имя угадала туристка. После она сюда еще раз приехала и подарила кукле шоколадку: та исполнила ее сокровенную мечту.
Сергей Николаевич Темняткин сам никогда не гадает – будущее знать не хочет. И всех гляженных предупреждает, чтобы не заигрывались и не относились к обрядам всерьез. Хотя как не верить в домового? По ночам в музее он заводит старый сломанный патефон, с которым даже мастера ничего поделать не могли. Сотрудники уж иголку вынули, но он все равно «крутит музыку».
Святочными играми был заинтригован глава округа Анатолий Геннадьевич Курицын. Собирался с группой товарищей из администрации посетить Кацкий стан. Интересно, что нагадал? Досталось ли ему от домового полено корявое да сучковатое? Для блага округа...
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3ldh/
Комментарии: