Главное:
Удивительный мир оркестра

Удивительный мир оркестра

Идея восстановить историю прославленного коллектива какое-то время буквально витала в воздухе, об этом говорили и музыканты, и музыковеды, поклонники оркестра, но дальше разговоров дело не шло. И вот, наконец, старая идея не только обрела форму, но и нашла надёжное пристанище. Всё это стало возможным благодаря усилиям Владимира Георгиевича Извекова, который был тогда директором музея истории Ярославля, и его сподвижников.

Трудность организации выставки заключалась в почти полном отсутствии экспонатов: фактически их собирали с миру по нитке. Сотрудники музея Виктор Павлович Алексеев, Элла Игоревна Строганова и Николай Григорьевич Корсиков нашли отклик у работников областного архива, к ним присоединились детские школы искусств (жаль только, что предоставлением материалов и ограничилось их участие в работе выставки). С готовностью откликнулись на призыв о помощи музыканты оркестра Марк Абрамович Заварский и Алиса Моисеевна Каган; дочь основателя оркестра Александра Ефимовича Уманского Марина Александровна Уманская, которая принесла вещи, оставшиеся от отца; дочь музыканта первого состава Александра Фёдоровича Павлова Лариса Александровна Вороненкова. Большую помощь в организации сбора материалов оказала журналист-музыковед Светлана Ивановна Кузнецова.

Только благодаря их энтузиазму и вере в успех эта уникальная выставка состоялась. Вертикальные и горизонтальные витрины были заполнены интереснейшими экспонатами: документами, фотографиями, наградами, музыкальными инструментами, личными вещами, программами концертов – безмолвными свидетелями и участниками событий истории оркестра. Как сейчас они перед глазами – будто бы мы опять на одной из экскурсий...

Как торжественный аккорд вступления встречает нас Ярославский академический симфонический оркестр в полном составе вместе с его вот уже почти 20 лет бессменным руководителем и главным дирижёром Мурадом Атаевичем Аннамамедовым. Рядом на невысоком подиуме ин­струменты и пюпитры с нотами. А вот на скромной чёрно-белой фотографии запечатлены музыканты первого состава оркестра. Между этими двумя снимками – полный драматических событий путь длиною почти в 70 лет.

– Создать симфонический оркестр в городе, не имеющем консерватории, да ещё в предпоследний год войны, и теперь кажется авантюрой, – этими словами начинал свои экскурсии по выставке Виктор Павлович Алексеев.

«Юноша бледный со взором горящим», – так говорили друзья об основателе оркестра Александре Ефимовиче Уманском. Это был романтик, твёрдо стоявший на земле и сумевший воплотить свою мечту в жизнь. Под стать руководителю были и его музыканты-единомышленники. Вот копия протокола общего собрания оркестра от

2 октября 1946 года. Пятнадцать оркестрантов из тридцати отказывались от половины своей и так более чем скромной зар­платы, лишь бы продолжало существовать их любимое детище – оркестр.

Трудные были времена... Вот листок из ветхой тетради А. Е. Уманского с пометками. А в них боль от безысходной, казалось бы, ситуации: оркестр есть – нот нет. Достать ноты было чрезвычайно тяжело. Их переписывали от руки, за ними посылали курьеров в Москву. Но вплоть до 70-х годов вопрос этот оставался нерешённым.

Дирижёрские палочки... В витрине среди стареньких партитур, помеченных рукой дирижёра Юрия Арановича, среди его личных вещей и фотографий лежит длинная деревянная дирижёрская палочка – именно с ней завоевал он признание во всём мире. Чуть подальше – другие, красивые, изящные, с виду лёгкие и удобные. Одна из них принадлежала Игорю Голов­чину.

Серия фотографий из архива М. А. Заварского возвращает нас в те времена, когда Ярославль оказался едва ли не музыкальной столицей страны. Давид Ойстрах, Леонид Коган, Эмиль Гилельс и многие другие великие музыканты, высоко оценившие мастерство оркестра, зачастили в Ярославль. Пять фотографий, сделанных молодым тогда музыкантом

М. Заварским (шёл 1974 год) во время репетиций Мстислава Ростроповича, передают эмоциональное богатство великого музыканта.

Запомнились портреты оркестрантов, выполненные художником Германом Блиновым, а также мужской и женский концертные костюмы, когда-то специально изготовленные для оркестрантов, – свидетели того, какой сложной проблемой было приобретение униформы для музыкантов: об этом говорят и хранящиеся в областном архиве документы.

А вот два фрака: чёрный – Юрия Арановича и белый – Игоря Головчина. Два маэстро-романтика, никогда не знавшие друг друга, будто встретились здесь, на этой выставке: музыка их навсегда сроднила.

Сегодняшний день оркестра... За скромной стеклянной витриной – впечатляющая коллекция наград: медали, почётные знаки и орден Петра Великого I степени, рядом дипломы – признание заслуг не только дирижёра, но и оркестра. Всё это богатство появилось здесь благодаря

М. А. Аннамамедову. Перед устроителями выставки он открыл свои личные архивы, и с его стороны ни в чём не было отказа и запрета: на три месяца из кабинета были сняты портреты дирижёров разных лет; грамоты, дипломы, благодарственные письма, личные награды, медали, иные знаки отличия перекочевали в музей.

За время работы выставки для посетителей было проведено 10 экскурсий – но это же, согласитесь, так мало! Среди тех, кто услышал и увидел удивительный мир оркестра, узнал его историю, были в основном школьники.

Я была на одной из экскурсий, что проводила Элла Игоревна Строганова. Слушая её увлечённый рассказ, невольно думалось о том, какой богатый материал собран в этом небольшом зале, как много даёт детям такая экскурсия – это ли не воспитание чувства гордости за свой родной город, где работает такой уникальный коллектив исполнителей? Спрашивать ребят о том, понравилось ли им, не было необходимости – ответ был в их глазах.

Побывала я и на мастер-классе, который проводили музыканты оркестра. Школьники знакомились с музыкальными инструментами, их историей, звучанием, характером и приёмами исполнения различных произведений. Это живое общение приводило детей в восторг. Как есте­ственно и радостно было их приобщение к прекрасному!..

А Ярославский симфонический продолжается – не успеваешь читать афиши, зовущие на концерты один прекраснее другого, а ещё и работа, репетиции... Ведь не зря же выставка называлась: «VIVAT, Оркестр! VIVAT!»...

Мурад Аннамамедов

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость